search
main
0

Вперед – к звездам. Школьный музей как обучающее и объединяющее пространство

​Первые школьные музеи в основном имели сугубо военно-патриотическую направленность. Создавались они чаще всего силами историков, музейные фонды пополняли педагоги и дети – кто-то приносил старые фотографии, письма, дневники. Ютилось все это новообретенное богатство чаще всего в самом небольшом помещении школы… Сейчас все совсем по-другому: музей, а то и несколько, – это гордость школы, ему отводят большой, хорошо оборудованный зал, а иногда бывает и так, что сама школа начинается с музея.

Красногорск – родина космонавтики, первый космодром России. Не слышали о таком? А в Красногорске этим гордятся. Именно здесь в 1933 году была запущена ракета, которую сконструировал один из пионеров освоения космоса Фридрих Цандер. Его знаменитые слова «Вперед – на Марс!» взял в качестве своего девиза патриотический отряд «Энергия» красногорской средней школы №18, которая расположена в микрорайоне Изумрудные холмы. Здесь все дышит космосом, здесь даже есть бульвар Космонавтов, а стены домов украшены граффити – портретами советских покорителей межзвездного пространства… Неудивительно, что школа №18 впитала эту идею и воплотила ее в своем музее «История космонавтики».Началось все, когда, по сути, школы еще не было. Историк Виктория Шалункова кинула в социальных сетях клич: проведем каникулы с пользой – придумаем свой музей. Вскоре ребята поехали в свою первую экспедицию – в калужский Музей истории космонавтики имени К.Э.Циолковского…Постепенно стала вырисовываться главная идея того, что задумала школа, – музей для детей и руками детей. Начали с нуля, но за два года активного формирования фондов удалось сделать очень много: некоторые музеи-партнеры не просто передавали экспонаты и стенды, но и учили, как выстраивать с их помощью экскурсионные программы – так зародился экскурсионный кружок «Энергия космоса». Каждый экспонат этого музея уникален. В том числе тем, что его в лучших традициях современных выставочных пространств можно потрогать. Вы, например, знаете, какова на ощупь обшивка спускаемой капсулы космического корабля? Нет? Приезжайте в школу №18…Уникальные экспонаты школьного музея не просто для того, чтобы их хранить, это опорная точка деятельности детей. Скажем, изучил ребенок технологическую копию камеры, которая сфотографировала обратную сторону Луны, и сделал ее чертеж. Это ведь на самом деле удивительно: пленочная камера смогла облететь Луну, сфотографировать ее, проявить снимки и передать их на Землю! Практически сеанс цифрового телевидения в 1954 году! Или увидел сами снимки и создал макет поверхности Луны, или вдохновился простотой исполнения и повторил вслед за Константином Циолковским его солнечные часы, сделанные из… табурета.Виктория Шалункова, руководитель музея «История космонавтики» и патриотического отряда «Энергия», уверена: удивить современного ребенка можно только близостью к чему-то уникальному, настоящему, возможностью не понарошку, не виртуально взаимодействовать с этим объектом… Так что главная задача музея в школе – это потрясение от узнанного.Казалось бы, образовательный потенциал такого музея весьма узконаправлен: здесь физика, химия, математика… Но директор школы №18 Юлия Гончарова так не считает. Можно и нужно включить в музейную работу всех детей, чтобы у них, сегодня крайне разрозненных и оторванных друг от друга, вновь возникло ощущение общего дела. И команда, которая вовлечена в проекты музея, действительно растет. Во многом благодаря неистощимому энтузиазму и искренней увлеченности Виктории Шалунковой, каждая экскурсия которой отправляет слушателей прямиком к звездам.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте