search
main
0

Вперед – к школе будущего! Смена фокуса

Лето, без сомнения, прекрасная пора. Летом всегда кажется, что всякая хмурь и хворь далеко позади, а здесь и сейчас лишь ты, глуповато улыбающийся под в разной степени яркими лучами солнца. И, кажется, идет это все еще из школьной поры, ведь лето, кроме прочего, – это три месяца неизбежного расставания с учителями и одноклассниками перед новым учебным годом. Месяцы, нередко наполненные не только разного рода приключениями и поездками, но еще и пристальным взглядом внутрь себя. Не этим ли объясняется столь стремительное, но порой едва уловимое взросление практически каждого школьника в духе было – стало.

И теперь, почти в тридцать (в школьные годы тридцатилетние казались очень взрослыми!), вновь приходя провести занятие в одну из московских школ в начале осени, я чувствую приятное внутреннее волнение. Какими стали ребята? Чем теперь живут? Ведь нередко в таком возрасте новый опыт не только дополняет, но и перечеркивает старый ход мыслей, каким бы стройным он порой ни казался. Так и с самой системой школьного образования. Человечество прошло по-настоящему длинный путь, прежде чем усадить всех за парту – дать равный доступ к знаниям и умениям. А что дальше? От каждого, как говорится, по способностям – кто-то, как бы это ни было печально, будет всю жизнь топтаться на месте, другой, сидевший локтем к локтю с первым, может совершить подлинный прорыв. Предугадать это невозможно, но дать этот шанс при смене фокуса на индивидуализацию подхода – вот она, задача обновленной, нет, все еще обновляемой российской школы. В этом дивном новом мире сбываются пророчества даже самых смелых фантастов, творчество которых теперь нередко воспринимается как самый что ни на есть реализм. Компьютерные технологии и искусственный интеллект все глубже проникают в нашу жизнь, не только помогая в выполнении тех или иных задач, но и заменяя, замещая и старые подходы, и устаревающие же, истончающиеся день ото дня некогда казавшиеся монолитными профессии. И уже по-новому ставится вопрос о том, каково же место учителя в жизни подрастающего поколения, способного в два клика найти все и сразу. Базовые знания все еще вроде как нужны, но объемы воспринимаемого клиповым сознанием неизбежно сокращаются. Вперед выходят навыки проектной работы, возможностей решения разного рода кейсов, работы в команде. Лето еще и время самостоятельной работы. И здесь школьнику есть на что взглянуть. На смену традиционным, подолгу пустовавшим районным библиотекам приходят мультимедийные центры, и, кажется, едва не потухший огонь, удерживаемый от порывов ветра горсткой святых энтузиастов, разгорается с новой силой. Люди снова начинают ходить: не всегда, чтобы читать, нет, но чтобы разместиться с планшетом на мягком пуфе, посмотреть трансляцию матча на казенном компьютере – в общем, заняться всем тем, что еще недавно стало бы причиной предынфаркта библиотекаря. Школы, и в особенности столичные, по понятным причинам первыми улавливают эти новые веяния. Изменения подходов происходят на всех уровнях – от радикального обновления, в том числе и руководящих кадров, до особенностей архитектуры и управления строящихся учебных помещений, от переосмысления учебных программ до формы подачи материала. Я и сам, вновь оказавшись в школе, спустя паузу едва ли не в десять лет после ее окончания искренне удивился произошедшему технологическому прорыву. А еще больше – вариативности предоставляемых возможностей. Развиваться в выбранном направлении с выбранным же пулом преподавателей, переходить из одного профиля в другой – вслед за переменчивым ветром интересов – о таком еще совсем недавно нельзя было и мечтать. В этом номере «Учительской газеты-Москва» мы постарались пристально рассмотреть все эти темы.Арслан ХАСАВОВ,писатель, журналист, лауреат литературной премии «Дебют» и Всероссийского конкурса молодых журналистов-международников, выпускник МГУ имени М.В.Ломоносова и магистратуры НИУ «Высшая школа экономики»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте