Высшее образование не должно быть рынком, где талант ничего не стоит. В этом уверен Ярослав КУЗЬМИНОВ, ректор Государственного университета – Высшей школы экономики:
– Сегодня в России качественное образование все менее и менее доступно человеку без связей и денег. Траектория «техникум – работа – вуз» перестала быть траекторией успеха. Наконец, надо прямо сказать, что у нас отсутствует целевая поддержка учащихся из малодоходных семей. Мы по-прежнему размазываем наши скудные средства на всех понемногу. Вузы все больше и больше вместо талантов приобретают в лице студентов только деньги. В России в настоящее время лишь одна треть расходов на обучение в вузе финансируется государством, а две трети оплачивает население. За год общие расходы российских семей на высшее образование увеличились на 4,67 миллиарда рублей. Согласно статистическим показателям за последние пять лет количество абитуриентов, ориентирующихся на получение платного образования, только в государственных вузах увеличилось на 20,8%, а число студентов, обучающихся в коммерческих вузах, выросло почти в 3 раза. Таким образом, уже невозможно говорить, что в нашей стране высшее профессиональное образование предоставляется бесплатно.
Образование не может быть сведено к рынку, где приобретаются деньги, где талант ничего не стоит. Нынешняя же система отбора в вузы, к сожалению, потеряла реальный формат отбора талантов. 80 программ высшего профессионального образования не базируются на собственных разработках. Наши вузы стали, по сути дела, большими техникумами с пятилетним сроком обучения.
Начиная с 90-х годов в России постоянно растет спрос на высшее образование. Причем этот повышенный спрос совершенно не обеспечен ресурсами. Вузы открывают подготовку юристов, экономистов, менеджеров, психологов, часто не имея для этого не только денег, но и преподавательских кадров. Удельное финансирование образовательных программ сегодня не обеспечивает даже воспроизводство, не говоря уже о развитии. У нас, как сказал бы Карл Маркс, осуществляется суженное воспроизводство содержания образовательных программ. Система финансирования высшего образования не только устарела, она оторвана от реальных результатов деятельности вузов. Потребитель не обеспечен никакой информацией о качестве образовательных программ, которые они предлагают. Не происходит экономического выбывания неэффективных учебных заведений, и государство вынуждено все больше и больше размазывать скудные финансовые средства. Более 50% выпускников вузов не используют в своей работе полученные профессиональные знания. Студенты педагогических, медицинских, аграрных, военных и других вузов не собираются работать по специальности. В результате можно сделать вывод: современная система образования неэффективно использует до четверти бюджетных средств и до 35% средств семей. Это самая мягкая оценка, которую можно сегодня дать.
По результатам проведенного мониторинга выяснилось, что 88% семей имеют стойкую мотивацию на получение их детьми высшего образования – такого нет ни в одной стране мира. Оно стало необходимым элементом социализации для подавляющей части населения. В стране считается, что люди, имеющие высшее образование, пользуются уважением в обществе, могут жить более богатой духовной жизнью и так далее. Но если ты получил высшее аграрное образование, будешь ли ты иметь более высокий статус в обществе как агроном? Нет, у тебя будет статус лишь выпускника вуза. В итоге мы имеем следующую картину: более 60% студентов России ориентированы именно на получение общего высшего образования и таким образом ищут себе работу. Более 20% российских студентов ориентированы на приобретение диплома о высшем образовании без получения при этом необходимых компетенций, это называется псевдообразованием.
36% респондентов считают, что полученная специальность не вполне соответствует выполняемой работе, а еще 45% полагают, что образования либо недостаточно, либо слишком много.
Анализ позволяет сделать вывод: уже сейчас мы выпускаем в полтора раза больше специалистов с высшим образованием, чем будет востребовано когда-либо. Но на самом деле никакого «навеса» высшего профессионального образования нет, потому что половина выпускников уходит в так называемое высшее общество. Учителя считаются учителями чисто формально, потому что они не приходят в школу, медики и агрономы работают экспедиторами, агентами, риэлторами. Но на их подготовку в вузах выделяются средства госбюджета, на это тратят деньги и семьи. Примерная оценка экспертов такова: около 2 миллиардов долларов дополнительно поступает в систему профессионального образования и 75% этих средств отдают семьи.
Комментарии