Главный приз конкурса – грант в размере до 1 миллиона рублей
Первый Всероссийский конкурс «Успешная школа» прошел в 2016 году. С тех пор в нем приняли участие тысячи сельских и городских, больших и маленьких школ страны, работающих в сложном контексте и с одаренными детьми. Он стал известным и авторитетным в педагогическом сообществе, получил признание. Все это время инициаторы проекта – «Учительская газета», а с 2019 года и благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» – следовали изначально поставленной стратегической задаче – поиск, выявление, масштабирование и поощрение наиболее конкурентоспособных, востребованных учебных заведений, тех, кто генерирует новые идеи и воплощает их в жизнь, кто демонстрирует наличие ценностных ориентиров в образовании и видит перспективы его развития, для кого успешность не определяется показателями средних баллов по ЕГЭ, числом победителей олимпиад и поступивших в вузы выпускников.
Не прерывая традицию проведения конкурса «Успешная школа» и объявляя сегодня о старте седьмого его сезона, мы по-прежнему убеждены в том, что успех не может измеряться цифрами и формальными показателями, он связан с категориями высшего, ценностного уровня, прежде всего с тем, чтобы жизнь ребенка в школе оказалась для него по-настоящему счастливой, безопасной, радостной и интересной, насыщенной впечатлениями, с целесообразными видами и содержанием учебной и внеучебной деятельности, для чего необходимо создавать благоприятную образовательную, социокультурную среду, развивающую личностные качества ребенка, его способности, мышление, эмоциональный интеллект, ключевые компетенции (навыки) ХХI века. Именно поэтому вместе с образовательными экспертами, директорами, учителями, родителями, школьниками и общественностью мы хотим продолжить этот нелегкий путь школ к успеху, к своей уникальности, к многообразию и вариативности.
Важно максимально тиражировать опыт лучших из лучших, учитывая, что конкурс «Успешная школа» становится важным ресурсом продвижения инновационных практик и моделей, устремленных в будущее, и в полной мере способен выполнить данную задачу.
Итак, продолжаем!
Конкурс «Успешная школа» состоит из двух этапов – заочного и очного, который в этом году пройдет в Москве в офлайн-формате, если тому не помешают какие-либо ограничения.
На заочном этапе от конкурсантов требуется выполнить «Домашнее задание», подготовить кейс, состоящий из двух частей. В первой части необходимо описать успешно реализованную школой методику, технологию или модель организации образовательного процесса, ориентированную на развитие у школьников компетентностей (навыков) XXI века.
Во второй части нужно сделать описание проекта по развитию навыков, который школа только предполагает организовать, но, возможно, столкнувшись с некой проблемой, пока не может этого сделать. В дополнение к описаниям конкурсанты должны приложить сопроводительные документы, по которым жюри будет оценивать путь школы от принятия решения о развитии у детей навыков XXI века до анализа результатов, а также то, как школа искала способ преодолеть препятствия на пути к этой цели.
После экспертизы, которую проведут известные ученые, педагоги-практики, будут подведены итоги заочного тура. Мы назовем 16 отобранных школьных команд, которые продолжат соревнование за звание абсолютного победителя конкурса и за право получения гранта в размере до 1 миллиона рублей! Серебряных и бронзовых призеров (еще две команды) ожидают гранты на сумму от 500000 до 750000 рублей.
В финале командам предстоит публично презентовать и защищать свои успешные модели, проектировать вместе с коллегами из других школ пока еще не реализованные идеи, а также участвовать в форсайт-сессии, чтобы всем вместе проектировать модель успешной школы будущего.
Подробнее о том, как оформлять и направлять заявки на участие в конкурсе, обо всех регламентах и процедурах конкурса можно узнать из Положения о конкурсе «Успешная школа», опубликованного в сетевом издании «Учительская газета» (ug.ru). Кроме того, на официальном сайте конкурса успешнаяшкола.рф вы можете ознакомиться с кейсами и сопроводительными документами команд – участниц и победительниц предыдущих сезонов.
Финал конкурса пройдет в Москве и будет транслироваться на сайте «Учительской газеты» и партнеров.
Никто из участников конкурса не останется без признания и наград: сертификаты, ценные призы и подарки, специальный приз Всероссийского конкурса «Успешная школа» – статуэтка «Хрустальная Ника».
Вас ждут встречи с известными экспертами в сфере образования, с коллегами из разных регионов России. В вашей профессиональной и личной жизни появятся новые друзья, коллеги, единомышленники. Вы станете свидетелями того, что Всероссийский конкурс «Успешная школа» год от года становится все более масштабной площадкой качественного профессионального общения и интенсивного роста для многих образовательных организаций страны!
Мнения организаторов, экспертов
Сергей КРАВЦОВ, министр просвещения Российской Федерации:
– Конкурс «Успешная школа», который проходит под знаком развития у детей навыков XXI века, позволяет создать сообщество единомышленников для поиска ответов на сложные вопросы образования.
Ольга ВАСИЛЬЕВА, президент Российской академии образования:
– Отрадно, что организаторы конкурса «Успешная школа», решив узнать, какие в нашей стране есть успешные школы и практики, поставили во главу угла не рейтинг баллов ЕГЭ или число выпускников, поступивших в вузы, но то, как педагоги обучают своих подопечных, а вернее сказать – воспитывают у них так называемые мягкие навыки.
Петр ПОЛОЖЕВЕЦ, исполнительный директор благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», председатель редакционного совета «Учительской газеты»:
– Семь лет назад, придумывая в «Учительской газете» конкурс «Успешная школа», мы хотели найти школы, которые чувствуют себя успешными независимо от того, есть у них победители всероссийских и международных олимпиад или нет, средний балл по ЕГЭ выше среднего по региону или не выше и так далее. Мы хотели найти школы, где детям комфортно, безопасно, где в цене доверие, где есть выбор и где детям не просто интересно учиться, а где они вместе с учителями строят свою образовательную реальность.
Про доверие хочу сказать особо. Оно становится социальным капиталом каждого человека. Оно делает экономику более эффективной за счет уменьшения издержек, помогает избегать международной напряженности и конфликтов. Но оно не рождается на пустом месте. Его надо бережно выращивать. И делать это нужно прежде всего в семье и школе.
«Успешная школа» проходит под знаком развития у детей навыков XXI века. С одной стороны, мы вовлекаем школы в продвижение и внедрение успешных и апробацию перспективных методик, технологий и моделей организации образовательного процесса. С другой – представляем широкой профессиональной и общественной аудитории успешные школьные практики. По сути, мы начинаем создавать всероссийское образовательное сообщество по развитию у детей ключевых компетентностей XXI века.
Александр АСМОЛОВ, академик РАО, доктор психологических наук, профессор МГУ – председатель жюри:
– Для меня конкурс «Успешная школа» – это осуществление того, о чем я всегда мечтал: мы переходим от школы дрессуры, школы знаний, умений и навыков, школы, где была диктатура прошлого опыта, к школе возможностей, чтобы наш выпускник был готов к изменениям в мире, где на каждом шагу его ожидают вызовы неопределенности, разнообразия и главный лотмановский вызов – вызов ответственности.
За прошедшие годы я увидел на конкурсе не похожие друг на друга учебные заведения – со своим лицом, своим стилем, своими методиками и технологиями достижения успеха. Каждая школа – это сильная и сплоченная команда единомышленников, соратников, в которой на разных линиях на равных ученики и учителя, руководители и родители. Успешная школа – это оркестр, который играет без дирижера. Это место, в котором возникают уникальные критерии для развития.
И еще. Когда я читал работы, присланные на конкурс, у меня было ощущение, что все школы, подавшие заявки, – участницы программы благотворительного фонда «Вклад в будущее» по развитию личностного потенциала. Потому что практически все проекты направлены на развитие человеческого в человеке. В этом фокус и острие заявленных работ. Реализация представленных проектов приведет к уникальным результатам, слово «уникальность» – это главное и для педагога, и для ребенка, и для мира, в котором они живут.
Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, член экспертной группы заочного и очного этапов конкурса «Успешная школа»:
– Считаю, что конкурс «Успешная школа» за все эти годы внес свой особый вклад в будущее страны, очень органично и успешно вписался в новый ландшафт российского общего образования, причем не столько в уже сложившийся, а скорее в складывающийся.
Выстраивается такая пирамида основных федеральных конкурсов: «Учитель года» (персональный для педагогов) – «Учитель будущего» (для команд образовательных организаций) – «Успешная школа» (для образовательных организаций в целом). Понятно, что это не заданная сверху и даже не сопряженная пирамида, но сложилась она очень правильно и охватывает все субъектные страты системы российского общего образования. Разумеется, это конкурсы разного масштаба, официального ранга и статусности состава оргкомитетов, но, безусловно, все они значимы, приковывают к себе интерес общественности и представителей власти.
Андрей ИОФФЕ, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании Московского городского педагогического университета (МГПУ), доктор педагогических наук:
– Для современной школы очень важно найти баланс между сегодняшним и завтрашним днями. Именно эта идея стала одной из базовых при организации и проведении конкурса «Успешная школа», что во многом и поддерживает авторитет самого конкурса и его растущую популярность. Успешность – это не только достижение поставленных целей, но и понимание особенностей социокультурной ситуации, определение зоны актуального и возможного развития (опираясь на идеи Л.С.Выготского), отделение реалистичных путей развития от фантазийности и маниловщины.
И если кратко провести своеобразную конкурсную рефлексию, хочу отметить, что среди наиболее интересных идей обращают на себя внимание следующие: цифровое методическое объединение разных образовательных организаций, консорциум школ для поддержки формата «4К» в образовании, компетентностные мастерские, блокнот-навигатор образовательных событий, клубы осознанных родителей, интеллектуально-творческие марафоны и многое другое. Как видим, предлагаются разные идеи – от системных и многослойных до конкретных и оперативных в плане их реализации. Все проекты без исключения объединяет мотивация сделать российскую школу передовой, показать возможности и горизонты, способствовать конструктивному взаимодействию всех участников образовательных отношений.
Александр ДЕМАХИН, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2012:
– Мне кажется важным, что школы – участницы конкурса стали шире, свободнее относиться к пониманию тех линий развития, которые реализуются сейчас в российском образовании. Видно, как это мотивирует школы. Они не мучительно подгоняют себя под очередные стандарты, но, напротив, развивают свои уникальные направления деятельности: информационно-технологические, профориентационные, инклюзивные, связанные с искусством или с вовлечением родителей в жизнь школы.
Это показывает, на мой взгляд, что сегодня талантливый управленец имеет возможности для построения особых образовательных практик, не сводящихся к механизации и стандартизации учебного процесса. Очень хочется надеяться, что именно такие подходы будут распространяться в будущем как в самих российских школах, так и в многочисленных вышестоящих инстанциях, которые будут ожидать именно такого развития самостоятельности и творческой активности школ, ведь без него невозможно и развитие этих качеств у наших учеников.
Мнения участников-победителей
Юлия МИЩЕНКО, директор гимназии №38 Тольятти (гимназия – победитель IV конкурса «Успешная школа» в 2020 году, 1-е место), заслуженный учитель РФ, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2002, лауреат Премии Президента РФ, член Всероссийского экспертного педагогического совета при Министерстве просвещения РФ:
– Участие в любом конкурсе делит жизнь на две части – до и после. И совсем не важно, какой он был – личный или командный, с победой или без нее. В любом случае сама подготовка к конкурсу помогает систематизировать и обобщить накопленный опыт, объединить усилия ради общей цели, найти единомышленников и новых друзей. А уж если конкурс принес победу, то она не только дарит радость и вдохновение, но и открывает новые горизонты, ставит новые цели.
Замечательно, что конкурс носит название «Успешная школа»! Марина Цветаева справедливо отмечала, что слово «успех» сродни слову «успеть». Вот и команда нашей гимназии за период подготовки к конкурсу, участия и послеконкурсной работы успела многое. В гимназии был открыт научно-методический практико-ориентированный межкультурный информационно-коммуникативный центр Global Knowledge в целях системного изменения принципов подхода к образованию. Создание и открытие информационно-коммуникативного центра послужило началом создания единого образовательного пространства гимназии для решения задач по формированию культурной грамотности и коммуникативной компетентности обучающихся. Победа на конкурсе «Успешная школа» вдохновила и воодушевила. А получение гранта дало хорошую финансовую поддержку. В педагогическом коллективе начался процесс переосмысления подходов к организации образовательной деятельности с учетом формирования навыков XXI века, улучшилась материально-техническая база гимназии, расширилось сетевое партнерство.
Залог успешного развития образовательной организации – это прежде всего активный поиск возможностей для реализации новых идей и проектов. Именно такую возможность предоставляет конкурс «Успешная школа».
Валентина КРАСНОСЕЛЬСКИХ, директор средней общеобразовательной школы №2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля имени В.Н.Татищева Перми, победитель Всероссийского конкурса «Успешная школа»-2016, почетный работник образования РФ:
– Очень благодарны нашей любимой «Учительской газете», что в 2016 году родился еще один замечательный проект – конкурс «Успешная школа». И теперь мы, педагоги России, воспринимаем два конкурса – «Учитель года» и «Успешная школа» – как единое целое.
«Успешная школа»-2016! Для нашей школы она имеет большое историческое, мотивирующее и вдохновляющее значение. Мы получили на российском уровне признание того, что развиваемся в правильном направлении, наш опыт и достижения интересны на всем федеральном пространстве. Победа нашей команды в конкурсе стала событием, которое постоянно задает высокую планку для новых свершений и горизонтов. Стало важным и ценным все то, что он привнес в нашу жизнь, уже после его завершения: родилось и успешно развивается послеконкурсное движение участников конкурса «Успешная школа» (подобно послеконкурсному движению «Учитель года»). Тогда, в 2016 году, на финале мы познакомились с коллегами из различных регионов, со многими по-настоящему подружились. Более того, Всероссийский форум «Все звезды в гости к нам!», проводимый на пермской земле, получил новое звучание. С тех пор у нас побывали делегации участников конкурса «Успешная школа» из более чем 30 регионов страны (Камчатки, Казани, Чеченской Республики, Подмосковья, Оренбуржья, Новосибирска и др.). В рамках форума проходит Фестиваль успешных школ. Теперь у нас есть школы-побратимы. Конкурс стал началом сетевого взаимодействия со школами – лауреатами и победителями «Успешной школы».
Разностороннее сотрудничество позволяет изучать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели деятельности школ из различных регионов России. Каждый год ждем этот конкурс, ждем новых публикаций о лауреатах и победителях конкурса на страницах «Учительской газеты».
Дмитрий ПАВЛЕНКО, директор государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Хакасия «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения», абсолютный победитель VI Всероссийского конкурса «Успешная школа»:
– ХХI век диктует новые условия развития учащихся, появления у детей новых знаний, умений и навыков. Постоянно в педагогическом сообществе говорят, что нужно мотивировать ребенка, давать ему возможность реализовывать свои мечты, помочь ему найти свое предназначение в современном мире, сформировать у него умение решать важные задачи, реализовывать свои мечты, работать в команде. Развивать коммуникативные, цифровые, профессиональные навыки, а также стимулировать ребенка к самообразованию и развивать творческий потенциал. В школах ищут способы, как в доступной и интересной форме дать все, что пригодится будущему студенту и специалисту.
Для достижения этих целей ежегодно образовательные организации реализовывают огромное количество проектов. Как проверить, насколько тот или иной проект успешен? Как создать эту ситуацию успеха, а потом оценить результат совместной деятельности администрации, педагогов, родителей и детей? Конкурс «Успешная школа» дает ответы на все эти вопросы. И при этом у каждой образовательной организации есть возможность получить финансирование на реализацию своего проекта. Что немаловажно!
Конкурс «Успешная школа» – это азарт, это всплеск эмоций и, конечно же, саморефлексия.
Для нас конкурс стал и подведением итогов, и тем, что позволило взглянуть на деятельность школы более осознанно. Кроме собственной позиции важно прислушиваться и к мнению со стороны. Особенно если оно принадлежит компетентному эксперту. Специалисты, оценивающие нас на конкурсах, дают обратную связь, вдохновляют на правильные решения, помогают выбрать приоритеты, рисуют для нас новые пути развития.
Таким образом, конкурс стал экспертной оценкой большого пласта нашей работы – проектных мероприятий.
Он важен, потому что позволяет не останавливаться на достигнутом результате. Знакомясь на конкурсных испытаниях с деятельностью других проектных команд, мы понимали, что у каждого участника есть чем поделиться с необычайной энергией, которая создавала атмосферу роста, открытия новых горизонтов. Конечно, во многом это происходило благодаря насыщенной и интересной конкурсной программе и доброжелательной обстановке коллективного взаимодействия, которая активно поддерживалась организаторами.
Конкурс явился свободной площадкой для демонстрации опыта и реализации самых смелых решений и идей. Наша образовательная организация взяла для себя несколько замечательных идей у других школ и по возвращении домой приступила к реализации.
Мы провели незабываемое время в гостеприимной атмосфере среди коллег из разных регионов России, подружились с другими участниками этого замечательного мероприятия, получили настоящее удовольствие в процессе подготовки и взаимодействия с разными командами. Прекрасно, что конкурс объединяет школы всей страны. Здесь все равны и все едины. Интересным проектом может поделиться как престижный столичный лицей, так и маленькая сельская школа. Спасибо огромное организаторам конкурса за интересное и захватывающее путешествие в мир командных проектов! Спасибо за то, что находили время отвечать на наши вопросы! Спасибо за ваш труд! Спасибо за возможность использовать продемонстрированный опыт!
Мы призываем все школы страны дерзать, создавать новые интересные проекты, формировать сплоченные творческие команды и принимать участие в конкурсе «Успешная школа», который помогает достигать новых вершин в профессиональном росте как каждому отдельному участнику, так и всей образовательной организации в целом.
График проведения VII Всероссийского конкурса «Успешная школа»
14 марта 2023 г. – старт VII Всероссийского конкурса «Успешная школа».
20 июня 2023 г. – окончание приема заявок от участников конкурса.
18 июля 2023 г. – объявление 16 школ – участниц финала.
26-28 октября 2023 г. – финал конкурса в Москве.
Напомним, что Положение о проведении конкурса и приложения к нему доступны по ссылке успешнаяшкола.рф и в сетевом издании «Учительская газета» ug.ru.
«Учительская газета» и благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» ждут вас! Участвуйте и побеждайте!
Комментарии