«Большая перемена» – уникальный проект: в отличие от других конкурсов сюда учителей приводят дети, а не наоборот! Каким должен быть идеальный наставник, чем конкурс полезен для повышения квалификации педагогов, как формируется профессиональное сообщество и почему учителя с таким энтузиазмом идут к переменам – поделились опытом участники и организаторы.
Кдани КАВИЗИНА, заместитель генерального директора АНО «Большая перемена» по образовательным программам:
– Проект «Большая перемена» появился в период пандемии и стал ответом на запрос, который возник у школьников, педагогов и родителей, – постоянное развитие, поддержка детских инициатив, возможность общаться, находить единомышленников в реализации своих идей.
Конкурс состоит из дистанционного и очного этапов. Школьники проходят тесты, представляют себя, решают кейсовые задания от партнеров конкурса.
В рамках дистанционного этапа «Командное состязание» участники приглашают того взрослого, которому по-настоящему доверяют, считают своим наставником, а также формируют команду единомышленников для решения кейсов. Главным критерием оценки здесь является не успеваемость в школе, а наличие высокоразвитых компетенций, которые позволяют ребятам быть успешными: коммуникация, сотрудничество в группе, организационное лидерство, креативность.
На первом этапе ребята борются за призовой фонд: одиннадцатиклассники – за 1 млн рублей, школьники 9-10‑х классов – за 200000 рублей на образование. Однако «Большая перемена» давно перестала быть просто конкурсом и стала пространством для постоянного развития детей и подростков, их участия в специальных сменах в детских лагерях, проектных школах, акселераторах и помогла создать огромное сообщество детей и взрослых.
Наставником может стать классный руководитель, педагог из школы, инструктор по физкультуре, вожатый или даже директор школы – любой взрослый с педагогическим образованием, сопровождающий ребенка на конкурсе и за его пределами, помощник в решении сложных задач. Он поддерживает ученика, стремится меняться сам и менять школу.
Для нас особенно ценно, что и педагоги получают возможность для профессионального общения с коллегами и повышения квалификации. Каждую среду мы проводим «Педагогические среды» на платформе «Большой перемены». Это два часа, когда учителя вместе с известными спикерами, профессионалами в области педагогики, психологии и искусства ведут разговор на важную для них тему. «Педагогический квартирник» – часть проекта «Педагогическая среда» – проходит в последнюю субботу каждого месяца. Особенность в том, что это 1 спикер, 1 час и 1 вопрос, обсуждаемый участниками.
После конкурса педагоги не просто общаются, а дружат! Учителя также постоянно поддерживают общение, проводят встречи, предоставляют детям возможность участвовать в интересных программах, дополнительных проектах. Педагоги стали настолько близки по духу, что могут приехать друг к другу в гости, и это считается обычным делом.
Денис ПОРОХОВ, учитель гимназии №524, Санкт-Петербург:
– О «Большой перемене» я впервые услышал по телевизору. Участвовать сам решил после того, как ученица 10‑го класса Екатерина Калмыкова подошла ко мне и попросила стать ее наставником. Уже когда моя подопечная победила, я поинтересовался, почему именно меня она выбрала своим наставником. Ответ был интересным: «Увидела сразу, что могу вам доверять». У меня с начала работы в школе – с 1993 года – принцип: с детьми надо быть честным. Второй важный пункт: ученикам надо доверять, это они тоже хорошо понимают.
Тренинги и мастер-классы «Большой перемены» для наставников дали нам, педагогам, много новых знаний. Я впервые на практике ознакомился с кейс-методом, сейчас думаю о том, как применять это в школе в своей предметной области. Проект невероятно расширил мой круг общения: порядка 700 человек по всей России, с которыми я обсуждаю профессиональные вопросы!
Основная функция педагогов – поддерживать детей, помогать реализовывать их инициативы, например, в организации традиционной волонтерской акции «Добрая суббота». Идут в проект авантюристы – те, кто ищет приключений, не боится нового. Отдельно отмечу «Педагогический квартирник» – формат, в рамках которого тема, заданная педагогическим сообществом, освещается специалистами с разных сторон. По окончании конкурса у нас сформировался чат педагогов, сейчас все чаще в школах открываются клубы «Большой перемены».
Финал конкурса проходил во время учебы, администрация школы шла ученикам навстречу и не чинила препятствий, оказывала всестороннюю организационную помощь. Благодаря проекту дети занимаются делом, а не бесцельно бродят по улицам, а это влияет на престиж школы и спокойствие педагогов. Работаем мы с подопечными в трех направлениях: волонтерское, техническое и «Меняй мир вокруг!», и первая победительница – моя ученица – выбрала социальный вектор.
Жанна ТОРХОВА, учитель истории и обществознания школы №26, Ярославль:
– Старт конкурса пришелся на разгар пандемии. Нам с учениками не хватало общения, я скидывала им ссылки на различные конкурсы, в том числе на «Большую перемену». Двое ребят из моего класса выразили готовность участвовать.
Во главу угла в институте наставничества я ставлю доверие. Если ребенок доверяет, он придет и поделится мыслями, а мы, педагоги, создадим ему условия для дальнейшего развития. Когда закончился конкурс, сформировались устойчивое педагогическое сообщество и проект «Педагогическая среда», я в нем тоже поучаствовала. Это формат прямой связи, дающий возможность обменяться опытом с коллегами, изучить альтернативные взгляды на проблемы, проявить себя.
Пройдя все испытания вместе с детьми, иначе смотришь на процесс обучения и проектную деятельность в школе, для педагога это личностный и профессиональный рост. Мы с коллегами открываемся друг другу, когда выступаем на сцене. Конкурс дает уверенность в себе.
Первые несколько этапов конкурса проходят в онлайн-формате. Я поддерживала ребят, подбадривала, отслеживала, укладываются ли в сроки. Удаленный тайм-менеджмент стал определенным испытанием. Интересно было создавать сценарии для видеороликов.
Эссе «Представь себя» ребята решили «написать» в видеоформате. В процессе мы почувствовали себя операторами и режиссерами, еще больше сплотились, стали командой-семьей.
Я благодарна школе за возможность реализации всех проектов, разрешение на отъезд ребят в 2020 году. В школьной группе, соцсетях, педагогических коллективах поддерживали участников. После победы рассказы о них напечатали в школьных газетах. Ребята после конкурса вернулись другими – они зажгли, повели за собой сверстников из параллелей. В этом году численность участников в нашей школе уже около 50 человек! В полуфинале 5 человек, надеюсь, что все получится. Всегда говорю себе: «Даже если что-то пойдет не так, круто, что мы участвуем! «Большая перемена» – это развитие и движение. Движение – это жизнь».
Коллегам к Дню учителя хочу пожелать не бояться, двигаться вперед, поддерживать инициативы детей и выдвигать собственные. Впереди реально «Большая перемена»!
Алена ЧИРКИНА, МБОУ СОШ р. п. Самойловка, Саратовская обл.:
– О проекте узнала от своего ученика Владислава Быкова, ныне победителя «Большой перемены»-2020. Влад ходил ко мне в кружок «Юный журналист» и летом предложил помочь с одним из его проектов, а затем зарегистрироваться на сайте конкурса как его наставник. Он к этому времени сформировал команду, и мы выбрали кейс, над которым решили работать.
Чтобы стать хорошим наставником, нужно хотеть делиться знаниями и опытом, слушать и слышать подопечного, не только давать советы, но и учиться вместе с ребенком, предоставлять обратную связь, создавать комфортную обстановку для работы. Личный пример тоже важен, ученику нужно показать, что ты горишь его идеей еще больше, чем он сам.
Мой подопечный выбрал журналистское направление «Расскажи о главном!». Нашей задачей было представить профессию руководителя агротехнического комплекса. Несмотря на локдаун, нам удалось получить серию интервью, на их основе сделать информационный ролик. Мы посещали самый крупный агропромышленный комплекс в районе, наблюдали за работой руководителя в коллективе, общались с ним и со студентами Саратовского государственного аграрного университета имени Н.И.Вавилова, с его молодым коллегой, который только формирует коллектив. Наш ролик показывал актуальность профессии, мы постарались привлечь к ней внимание сверстников Влада. Все участники команды были на связи 24/7, продумывали каждую деталь интервью. В полуфинале в Нижнем Новгороде я получила всего полчаса на рекомендации, а в финале Влад уже боролся за победу самостоятельно.
Для всех педагогов было приятной неожиданностью услышать на трансляции финала конкурса, что для нас организована поездка в Крым. Мы с коллегами успешно обменялись опытом, до сих пор общаемся в чате мессенджера, в группе более 500 человек. Для педагогов организовываются разные активности – форумы, вебинары, созданы «Педагогическая среда» и «Педагогический квартирник», где мы общаемся с руководителями крупнейших российских компаний. Такие форматы помогают не только расширить кругозор, но и наработать новые методики преподавания. Анонс «Педагогической среды» мы получаем каждую неделю, а «Педагогический квартирник» проводится в последнюю субботу месяца.
Школа помогала избежать организационных проблем. Благодаря ей я хочу поучаствовать в следующем году не только со старшеклассниками, но и с 5-7‑ми классами. Направление «Расскажи о главном!» считаю интересным, в нем бы продолжила развиваться, очень хочу реализовать новые задумки вместе с детьми в 2022 году!
Наталья РЕШЕТОВА, директор МАОУ «Лицей», Лесной, Свердловская обл.:
– О конкурсе узнали благодаря масштабной информационной кампании в СМИ, соцсетях и из официальных источников. «Большая перемена» отличается от других конкурсов тем, что в фокусе внимания организаторов не только готовый результат, но и процесс работы. Предполагаются выбор и индивидуальный маршрут каждого. Оцениваются компетенции участников, их способность видеть проблемы, пути их решения и эффективно действовать, взаимодействуя с другими людьми.
Педагогов выбирают сами дети, только так можно попасть на конкурс. В этом году наставники участников из 5-7‑х классов создавали программу наставничества под своего подопечного. Отношения с наставляемым в процессе подготовки становятся более близкими, доверительными, педагог окунается в лавину информации и возможностей. Кроме основного конкурса для педагогов постоянно появляется множество предложений – это и акции, где можно поучаствовать самому и с учениками, и онлайн-встречи с интересными спикерами.
Определяясь с конкурсным вызовом, исходя из своих образовательных и личных интересов, ребенок ищет взрослого, который станет для него ресурсом и соучастником события. Это может быть учитель по любимому предмету, руководитель кружка или студии, главный критерий – доверие ребенка ко взрослому. Опыт показывает, что выбирают активных и увлеченных педагогов, уделяющих большое внимание не только урокам, но и внеурочной деятельности. Наставник работает в том направлении, которое выбрал наставляемый. Самым продуктивным направлением для нас оказался вызов «Создавай будущее!».
В лицее сложилась система поддержки конкурсного и олимпиадного движения. Заместитель директора непосредственно сопровождает участников конкурсов, в том числе «Большой перемены»: информирует о конкурсе учащихся, родителей, педагогов, помогает с регистрацией, поддерживает всех участников на разных этапах, решает организационные вопросы, связанные с поездками на полуфинальные и финальные испытания. Создана группа лицеистов-участников в соцсети, где размещается актуальная информация об этапах конкурса.
Победа ребят в первом сезоне стала для нас настоящим потрясением. Мы понимаем, что это высокая внешняя оценка и большая ответственность. На конкурсе ребята представляли проекты по развитию лицейской студии телевидения и модернизации актового зала – превращения его в интерактивное пространство. В настоящее время мы это реализуем благодаря премии, которую получил лицей.
Успех участников «Большой перемены» 2020 года воодушевил многих. В 2020 году в конкурсе приняли участие 32 лицеиста, в 2021‑м – более 50. Будем создавать все условия для продолжения и расширения этого опыта.
Алена ЮРЧЕНКО
Комментарии