С 1 сентября в двух районах Астраханской области введен эксперимент по отраслевой системе оплаты труда. Были взяты именно городские школы (в Камызяке и Ахтубинске). С 1 января 2008 года эта система будет введена во всех районах области. Если раньше каждый учитель имел свой разряд и свою категорию, то теперь все совершенно иначе. Новая система всех ставит в другие условия. Она заставляет педагогов работать над собой, включаться в различные виды деятельности. В среднем это позволило поднять учительскую зарплату примерно на 30-40 процентов. Об отраслевой системе оплаты труда мы говорим с начальником Управления экономики образования Еленой ЗОЛОТАЙКИНОЙ и педагогическим коллективом лицея №1 города Камызяк – одного из учебных заведений области, победивших в национальном проекте «Образование».
Елена ЗОЛОТАЙКИНА, начальник Управления экономики образования:
– Концепция отраслевой системы оплаты труда состоит в следующем. Если раньше были тарифная и надтарифная части заработной платы, сейчас – базовая и стимулирующая. Основная отличительная особенность предлагаемой нами и внедренной в двух районах системы в том, что в базовую часть оплаты мы включили все основные виды деятельности педагогических работников. Это выполнение обязанностей классного руководителя, работа по проверке тетрадей, заведование кабинетом. А вот что касается стимулирования, и мы считаем, что это все-таки рациональное звено отраслевой системы оплаты, то сюда мы включили наличие квалификационной категории и все доплаты, связанные с качеством предоставления образовательной услуги. Была проделана титаническая работа по определению критериев качества выполняемой работы не только по педагогическим работникам, но и по всем категориям работающих в образовательных учреждениях. Система сработала. Время внедрения совпало с комплектацией школ, было очень тяжело. Мы составляли тарификационные списки – основные документы по оплате труда педагогических работников – и одновременно внедряли совершенно иную систему оплаты труда. Кроме того, без общественной составляющей по распределению стимулирующего фонда мы не разрешали его распределять. В данном случае у нас получилось неплохое соотношение: стимулирующая часть составила не менее 35 процентов. Условия своего проекта мы пока исполняем. Сейчас рассматривается возможность внедрения предложенной еще в 2006 году Министерством образования и науки модельной методики, которая предусматривает связь заработной платы педагогических работников со стоимостью ученико-часа. Планируем с 1 января опробовать и эту систему в двух муниципалитетах: городах Астрахани и Знаменске. Думаем, что сумеем ее опробовать без особых социальных рисков.
Елена КОСТРЫКИНА, директор лицея №1, г. Камызяк:
– По сравнению с тарифной системой оплаты труда ОСОТ – это шаг вперед и шаг нужный. Поскольку это дело новое, то, как и любое новое дело, оно, начиная воплощаться на практике, обнаруживает какие-то нюансы. Насколько я знаю, при переходе на ОСОТ акцент ставился на оплату труда именно педагогов. И по ним здесь меньше всего нюансов. А вот сопровождающий персонал – педагоги-психологи, логопеды, вожатые – для них особо серьезного увеличения не произошло, потому что формула к ним применяется учительская, а хороша она для учителя тем, что нам идут коэффициенты за классное руководство, за заведование кабинетом, за те позиции, которых у этих специалистов нет. Но ведь это не окончательный вариант. По эксперименту наши пожелания будут учитываться и, надеемся, повлекут необходимые изменения в документальной базе ОСОТа. Наш коллектив воспринял новую систему достаточно спокойно, так как подготовительные работы начались еще с февраля месяца.
Надежда ФЕКЛИСТОВА, учитель биологии:
– Каждый из преподавателей задумывается о том, что своим трудом он формирует себе заработную плату. Из 14 позиций критериев 80 процентов – это методический потенциал, то есть тот качественный потенциал, за счет которого и растет профкомпетентность учителя, и совершенствуется его мастерство. И все это влияет на качество обучения, на успешность, на интерес к предмету. Это самое главное. Критерии качества были в основном разработаны для преподавателей, для предметников, но часть персонала действительно не охвачена этими критериями.
Елена КОСТРЫКИНА:
– Для оценки качества их труда надо применять иные формулы. Надбавка за качество не может быть доминирующей составляющей.
Надежда ФЕКЛИСТОВА:
– Точно так и для молодых учителей. У меня такая мысль: может, нам принимать специалистов из института уже с подобающей характеристикой. Тут уже идет непрерывная связь между теми, кто поставляет нам кадры, и нами. Они должны знать, что именно от этих выпускников нам нужно, какие критерии будут применяться. Если выпускник принимал активное участие в научно-практических конференциях, имеет такие-то разработки, если он общественный лидер, то на первом этапе мы новому специалисту можем вменить все эти составляющие…
– Тут можно принять школьный локальный акт о поддержке молодых специалистов, где прописана материальная помощь на определенное время, предусмотрена ежемесячная доплата. Вообще для молодых специалистов можно продумать особые стимулирующие меры поддержки.
Алевтина АНИСИМОВА, заместитель директора по научно-методической работе:
– В связи с новой системой оплаты труда меняются подходы к аттестации. Ведь она тоже влияет на ОСОТ. В этом эксперименте видно еще одно направление: рост общественной составляющей в определении качественного потенциала учителя. Учительская работа становится более прозрачной для родителей, дает возможность получить эффективную обратную связь.
Инна ДАВЫДЕНКО, учитель иностранного языка, руководитель методического объединения:
– Три года молодого специалиста поддерживает школа, а это немало. У него появляется много новых возможностей. Это портфолио, которое он может накапливать еще в вузе, потом позволит ему хорошо существовать. Почему бы не ввести портфолио с первого курса педагогического университета?
Комментарии