search
main
0

Вперед, к кластерам

​Основная цель, стоящая сегодня перед педколледжем, – это подготовка квалифицированных специалистов-практиков, способных осваивать и применять в работе самые современные технологии воспитания и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Сегодня в колледжах развивается целая многоуровневая структура подготовки и переподготовки специалистов, создаются программы дополнительного образования для студентов, сотрудников учреждений дошкольного образования, нянь, гувернеров, родителей. Развитие качественной и отвечающей требованиям сегодняшнего дня системы как основного, так и дополнительного профессионального образования, не- возможно без постоянной связи с  теми инновационными процессами, которые идут в ДОУ и на потребительском рынке, без разработки инновационных технологий.На сегодняшний день остро стоит не только вопрос насыщения рынка труда такими специалистами,  как воспитатель, педагог дополнительного образования, но и приведения в соответствие набора и уровня их профессиональных компетенций в соответствии с перспективами развития столичной системы образования.  Уже три года на базе педагогических колледжей работает сетевая городская экспериментальная площадка «Развитие практико-ориентированного профессионального образования в педагогических колледжах». Еще два года назад мы представляли концепцию развития практико-ориентированного педагогического образования в педагогических колледжах, в ней обосновали возможности педколледжей аккумулировать инновации потребительского рынка, которые могут эффективно применяться в  профессиональной деятельности специалистами в области дошкольного образования и строить образовательную среду с учетом потребностей обучающихся и работодателей.   Анализ тенденций развития московской системы образования в современных социально-экономических условиях показывает,  что для решения задач в рамках основной и внебюджетной деятельности было бы целесообразно выйти на новые формы кооперации.В последнее время в Департаменте образования активно обсуждают  вопросы организации кластеров (в переводе с английского языка слово «кластер» (cluster) означает «пучок», «гроздь», «группа», «расти пучками», «концентрация») для создания условий и кооперации, направленной для разработки и  внедрения современных технологий в различных отраслях. Цели формирования образовательного кластера  развития дошкольного и профессионального образования:     интенсивный поэтапный темп внедрения инноваций с тщательным отслеживанием эффективности;    повышение эффективности и качества дошкольного образования;    подготовка квалифицированных специалистов  для системы дошкольного образования, сервиса и услуг для родителей и детей дошкольного и младшего школьного возраста;    создание крупных программ и проектов образовательного, экономического, социального и технологического характера, активизация научных исследований и инновационной деятельности, а также обеспечение условий и возможностей для их реализации;    повышение эффективности использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов систем при подготовке специалистов и проведении научных исследований по приоритетным направлениям развития дошкольного и профессионального образования.На дошкольный возраст работает целая индустрия – это и питание, и одежда, и игрушки, многие НИИ и частные фирмы разрабатывают современные средства и  технологии воспитания и развития детей дошкольного возраста. Система дошкольного образования стала частью этой индустрии, а педагогические колледжи многие годы готовят  для нее кадры. При кластерном подходе от того, насколько будут объединены  цели ДОУ, педколледжей, производителей товаров, разработчиков технологий, согласованы цели и задачи, найдены аспекты личностного смысла, привлекательные для всех субъектов сотрудничества, зависит успешность выработанной стратегии развития системы дошкольного образования. При этом эффективность любой системы оценивается через призму не отдельных составляющих, а кластеров – взаимосвязанных компонентов, элементов.При реализации кластерного подхода можно выделить несколько ключевых моментов:     наличие общей цели;     наличие правовой основы совместной деятельности субъектов;     наличие разработанных механизмов взаимодействия между субъектами, объединяющимися в кластер.Принципы создания  образовательного  кластера:    единство учебного, научного и инновационного процессов во взаимосвязи с экономикой и социальной сферой;    непрерывность образовательного процесса и взаимосвязь образовательных программ различных уровней;    развитие  дополнительного профессионального образования, реализующего программы, основанные на современных методах, средствах и технологиях для развития и воспитания детей дошкольного возраста;    инновационная направленность деятельности от проведения фундаментальных научных исследований до тиражирования и передачи в практику современных технологий дошкольного образования;    организационное, учебно-методическое, научное и информационное взаимодействие между всеми подразделениями образовательного кластера, равенство и учет их интересов.Большое значение для эффективности кластера имеют взаимодействие и взаимовлияние внутри него, когда все субъекты оказывают обоюдную поддержку. Близость друг к другу, внутренние связи, наличие постоянных личных контактов и общего взаимодействия облегчают коммуникацию и передачу информации. Вхождение в кластер различных организаций, относящихся к индустрии детства, позволит  быстро узнавать о потребностях потребителей наших услуг,  об инновациях в сфере дошкольного образования, о доступности новых технологий и средств обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, о результатах их апробации, позволит отслеживать новые тенденции в развитии образовательных систем, опираясь на внутрикластерные взаимосвязи, а в целом при таком подходе вряд ли был бы возможен тот эксперимент с питанием детей, который  на сегодня  стал проблемой как для ДОУ, так и для родителей.Педагогические колледжи готовы к  кооперации, мы  готовы стать посредниками между НИИ и предприятиями,  выпускающими продукцию для детей, апробировать их разработки, готовить таких специалистов для ДОУ, которые смогут реализовать  современные технологии дошкольного образования, развивать повышение квалификации действующих педагогов ДОУ в области современных технологий, но лучше, если мы это будем делать в условиях сотрудничества и  взаимовыгодной кооперации с детскими дошкольными учреждениями. Наталия МИХАЙЛОВА, доктор педагогических наук, профессор, ученый секретарь НИИРПО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте