Первой попыткой сделать учебник мобильным стали так называемые ридеры, в которых текст бумажного учебника был переведен в электронный формат.
Какой учебник, по сути, был всем знакомой электронной книгой и решал важную проблему использования учебников: мобильность и легкость самого учебника. Однако такая книжка не обладала свойствами интерактивности и не включала в себя никаких мультимедийных элементов, не давала учителю возможности для планирования индивидуальной образовательной траектории учащихся и не служила инструментом совершенствования их ИКТ-компетентности. Учитель должен был полностью перестроить учебный процесс, приспосабливаясь к использованию такого устройства, но педагогическая целесообразность такого решения была ему неясна. В последние годы с приходом в каждый дом планшетных компьютеров стало понятно, что ближайшее будущее за ними, это и книжка, и настольный компьютер, и игровое устройство, которое обладает желаемыми свойствами: мобильностью, простотой в обращении и доступностью.Что же такое современная электронная форма учебника? В соответствии с приказом Минобрнауки РФ №1559 от 8 декабря 2014 года «Электронная форма учебника (ЭФУ) – это электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника, содержащее мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника». Электронная форма учебника – это современное интерактивное дидактическое средство, которое дает возможность учителю реализовать индивидуальный подход к каждому ученику, использовать самые современные технологические возможности мультимедиа: аудио, видео, анимацию, интерактивный контроль, возможности мгновенных переходов от одного задания или параграфа к другому, но в то же самое время иметь под рукой полный аналог бумажного учебника и переходить в любой момент на любую его страницу. Сегодня речь идет не о внедрении электронных учебников, а о добровольном их использовании, ведь в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» в школах может быть использован бумажный и (или) электронный учебник. В настоящий момент, когда современные школьники уже с легкостью обращаются с планшетами, а для учителя освоение технологии работы с планшетным компьютером и методика построения урока на основе планшета представляют определенные трудности, на помощь приходят программы повышения квалификации, например, разработанные в Московском институте открытого образования дополнительные профессиональные программы «Электронная форма учебника (ЭФУ) как современное интерактивное дидактическое средство на уроках гуманитарного цикла» (шифр курса на портале дополнительного профессионального образования Москвы http://www.dpomos.ru/ ВСЕ-76) и «Электронная форма учебника (ЭФУ) как современное интерактивное дидактическое средство на уроках естественно-научного цикла» (шифр на портале дополнительного профессионального образования Москвы http://www.dpomos.ru/ ВСЕ-77). Продолжительность обучения по этим программам 36 академических часов.Цель таких программ – совершенствование компетенций учителей в области использования электронной формы учебника (ЭФУ) как современного интерактивного дидактического средства.В результате освоения программ учитель должен знать: требования к содержанию и структуре ИКТ-компетентности учителя (в соответствии с законом «Об образовании в РФ», содержанием ФГОС, концепцией и содержанием профессионального стандарта «Педагог»); роль ЭФУ в системе информатизации учебного процесса; требования к современному УМК, в том числе на основе ЭФУ; алгоритм загрузки ЭФУ на личное электронное мобильное устройство; роль ЭФУ в формировании универсальных видов учебной деятельности; особенности использования планшетных компьютеров для конструирования современных уроков;уметь: проводить самоанализ урока и конструировать современный урок на основе ЭФУ с применением планшета для формирования универсальных видов учебной деятельности; визуализировать материал ЭФУ с использованием интерактивной доски, в том числе с помощью конструктора хронолиний и интеллект-карт; использовать материалы ЭФУ в комплексе с облачными технологиями и электронными образовательными ресурсами федеральных коллекций; организовывать различные виды работы школьников с материалами ЭФУ на разных этапах урока.Основные принципиальные составные части программ: нормативные требования к современному УМК; методические и технологические основы конструирования современного урока на основе ЭФУ с использованием планшетов; методические основы организации работы школьников с ЭФУ; методика комплексного использования материалов ЭФУ на уроке.Более подробно с содержанием учебной деятельности в рамках данной программы, тематикой лекционных и семинарских занятий можно ознакомиться на сайте МИОО. Обучение сопровождается информационно-методической поддержкой на портале МИОО http://mioo.seminfo.ru/. В любой момент, как в процессе, так и после прохождения обучения, учитель может получить необходимую помощь и консультацию от преподавателей курса и от других учителей в проблемных форумах в информационной среде курса.Кроме того, обучение сопровождает аудиовизуальная поддержка. Лекционные и практические занятия снимают на видео и размещают на видеоканале МИОО в разделе «Видеолекции». Аттестационные работы учителей, проводимые в режиме мастер-классов, также могут быть отсняты на видео и размещены в разделе «Видеопрактикум».Сегодня учитель не может не идти в ногу со временем. По мнению экспертов, учителю необходимо освоить «10 навыков современного преподавателя», среди которых «осознание роли технологий в обучении». Современный человек учится на протяжении всей жизни, непрерывно повышая свой профессиональный уровень и осваивая все новые и новые навыки. Учитель должен осваивать технологии, разговаривать на одном языке со своими учениками, детьми цифрового века!Достижение педагогом высокого уровня профессионального мастерства и овладение методикой преподавания предмета с использованием электронного учебника будет способствовать повышению качества объяснения учебного материала, эффективности учебного диалога, повышению его ИКТ-компетентности и самореализации в профессиональном общении с коллегами. Важным подспорьем в освоении электронной формы учебника для учителя может стать обучение на курсах повышения квалификации, участие в работе сетевых педагогических сообществ.Ольга НЕВСКАЯ, начальник управления организационно-технологического сопровождения ДПО МИОО
Комментарии