search
main
0

Вперед, иголка!

Нам нужно вышить самый лучший узор всем на радость

Одним из условий успешной социализации детей с особыми образовательными потребностями является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи для мягкого вхождения во взрослую жизнь. Развитие таких детей максимально индивидуализировано, потому что они не имеют возможности многое делать «как надо», делать, как все. Они подвержены страхам, неврозам, остро реагируют на неудачу, отличаются неустойчивым настроением.

Профильный труд является одним из основных предметов, которыми занимаются дети в нашей школе. Основная задача педагога – раскрыть потенциал каждого ученика, сформировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту.

На уроках профильного труда ребята учатся вышивать. Знакомство с вышивкой дети начинают, работая пластиковой иглой и толстыми нитками или шнурами, что позволяет понять процесс шитья через компенсаторные чувства, в особенности через тактильные ощущения пальцев. На первых этапах учащиеся отрабатывают прохождение иглой поступательных движениях, используя шов «вперед иголка» на картоне (по заранее пробитым шилом отверстиям). Понятно, что время, затраченное детьми на изготовление изделия, должно быть минимальным, чтобы они смогли увидеть результат своего труда довольно быстро. Это способствует сохранению и развитию интереса к шитью. Выполнение работ в технике «изонить» или «ниткография» позволяет учащимся спокойно перейти от тренировочных планшетов к более трудоемким и объемным работам.

Благодаря предварительно проведенной работе ребята в состоянии держать заготовку, знают, как вставлять иголку, с какой стороны, как натягивать нить, чтобы получился стежок, все это облегчает процесс шитья. Рукоделие превращается в увлекательное занятие. Учащиеся втягиваются в творческий процесс и способны продолжительное время заниматься кропотливой работой. Постепенно приходит опыт, формируются умения, и ученики могут выполнять большие и сложные работы самостоятельно, без помощи педагога.

На всех этапах важно помочь ребенку увидеть, представить конечный результат, ведь в процессе обучения дети проходят весь путь – от наброска, эскиза-идеи до композиционного решения, познают муки творчества, применяют все знания и умения, приобретенные ранее.

На более поздних этапах изучения различных техник вышивания главной задачей учителя является умение заинтересовать человека с нарушениями интеллектуального развития и пробудить в нем творческую активность, не навязывая собственных мнения и вкусов. Педагог должен внушить веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость и завлечь в процесс творчества.

Давно доказано, что тренировка тонких движений пальцев рук человека благотворно влияет на работу головного мозга: стимулирует развитие речевой и мыслительной деятельности, способствует развитию памяти и внимания.

Ручной труд вырабатывает такие личностные качества, как терпение и настойчивость, последовательность и целеустремленность. Аккуратность, усидчивость, тщательность в исполнении работы позволяют учащимся самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Происходит ориентация на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.

Взяв в руки иглу и ткань, освоив первые узоры, ребенок испытывает радость: оказывается, он может сделать то, что казалось поначалу невозможным. Творческая деятельность формирует эстетический вкус, ведет психологическую подготовку к труду, выбору профессии. Подарив кому-либо свою работу, ребенок получает удовлетворение. Возникает внутренняя потребность вновь испытать удовольствие от труда.

В нашей школе имеется группа учащихся, в достаточной мере овладевших умениями и навыками в процессе обучения вышивке, с удовольствием готовящих конкурсные работы, в том числе и для национального чемпионата «Абилимпикс». В процессе работы, как правило, группа уменьшается, задания усложняются. Наиболее сильные конкурсанты выдвигаются на московский отборочный тур конкурса профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс».

Гордимся нашими ребятами! Второй год они становятся призерами и победителями национального чемпионата «Абилимпикс».

Принимая участие в конкурсе профессионального мастерства в компетенции «Художественное вышивание», ребята получают возможность продолжить обучение этой профессии в колледжах г. Москвы, получить квалификацию. А это путь к занятости на предприятиях легкой промышленности, в швейном, трикотажном, меховом, валяльно-войлочном, текстильно-галантерейном производстве. Они востребованы в ателье и салонах, отделах тканей в магазинах. В современной индустрии моды высок спрос на профессиональных вышивальщиц, мастерство которых обеспечивает индивидуальность дизайна и эксклюзивные способы отделки швейных изделий. И как бы ни сложилась жизнь в дальнейшем, все они могут быть самостоятельны в жизни.

Кем бы ни стали наши дети, у них должны быть ловкие пальцы, чуткое сердце и добрая душа. Мы счастливы, что первые шаги к профессии, а значит, и к самостоятельной жизни они сделали в школе.

Лилия ФОМИНЫХ, учитель технологии школы №2127

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте