search
main
0

Вперед, и с песней! . А за столом пусть сидят другие

У Татьяны ДЕРНОВОЙ есть талисман – кукла Клава. Полная ей противоположность, за что и ценит. Мягкая такая, руки-ноги болтаются, глаза круглые и равнодушные. Но главное – в характере. Подарили Клаву Татьяне Васильевне коллеги после совещания, с которого Дернову, тогда заведующую районным отделом образования Центрального округа, выставили за то, что слишком рьяно защищала своих сотрудников, без вины виноватых, по ее мнению. Подарили с присказкой: мол, вот учись у Клавы, которая всегда на все и на всех плевала. Как и полагается чиновнику. И уж когда совсем тяжко становится, Дернова Клаву обнимет, пожалуется ей – и вроде легче жить дальше.

Татьяна Васильевна Дернова – чиновник с человеческим, а не кукольным лицом. Энергичная – мастер спорта по гимнастике, трудоголик по натуре, большая любительница учиться, интересуется всем на свете, и особенно людьми. Характер не нордический, но твердый. Мнение свое всегда отстаивала, что бы ни случилось. Хотя вздыхает: «Толерантности во мне не хватает».

Чтобы стать «своим» для Дерновой, нужно тоже быть трудоголиком и любить дело, которому она верно служит два десятка лет, – образование. А все остальные черты характера, по ее мнению, можно подкорректировать.

Она и в детстве была такой – примерной девочкой, неожиданно для педагогов упорно и жестко отстаивающей свое мнение. Пятиклассницей в элитной гимназии №19, куда попала по месту жительства, а не по протекции, взбунтовалась, что ее определили не в группу английского, престижного языка. И месяц бойкотировала уроки французского. Пока не поговорила с преподавательницей Алиной Дмитриевной Мурашовой, которая ее околдовала не только языком Парижа, но и педагогикой. После иняза, конечно, пришла работать в родную школу, поняв, что тут она получила не только аттестат, но и образование для всей жизни. Ум, честь и совесть переняла, конечно же, от мамы – тоже педагога – и классной руководительницы Елены Яковлевны Шумаковой. А вот опыт управленческой работы – от директора гимназии Людмилы Ивановны Чуприниной, которая, имея за плечами лишь пединститут и про менеджмент тогда слыхом не слыхавшая, как и все мы, владела и экономикой школы, и психологией управления. Причем удивляло Татьяну Васильевну в Чуприниной то, что она умела как-то увязывать трудовую деятельность с личной жизнью своих сотрудников.

– Бытует мнение, что делу мешает личное. Жесткий руководитель видит не человека, а работника, робота. А между тем стоит человеку чуть-чуть помочь, поговорить по душам – и дело двинется, – объясняет Татьяна Васильевна.

Округ достался Дерновой самый большой – 100 учреждений. Восхищается Татьяна Васильевна своими директорами, владеющими такими науками, которые и академикам не снились. Женщины-директора едины во множестве лиц: и в хозяйстве своем порядок наводят, и учителей успевают учить, и детишек по головке гладить, и спонсоров находить. Координировать работу в округе поначалу страшно было, особенно если вспомнить, что шел 2006 год, когда надзорные органы стали контролировать наличие лицензии в образовательных учреждениях. Начали со школьных ограждений. Это сейчас уже остались мелочи – где-то поменять старую ограду, дырку залатать, причем на деньги, выделенные городским Департаментом образования. А тогда департамент сумел найти средства лишь на изготовление ограждений тем школам, у которых вообще их не было. А все остальное – как привезти, как установить, это уж директора должны были сами думать. Додумались бы не все, если бы не помощь Центрального роно.

– Куда бежать, что делать? Страшно было, – вспоминает Дернова. – Зато сейчас, если кому-то страшно, сразу говорю: без паники, не такое переживали. Нашли же мы тогда спонсоров, причем не родителей. Просто соседей: магазины, предприятия. Брали телефонный справочник и… разговаривали, убеждали. Централизация, с одной стороны, хороша, а с другой – районные отделы гораздо ближе к школам, к району, к земле. Пожалуй, без роно такую задачу было бы решить непросто.

Вслед за ограждениями взялись за АПС. С одной стороны, проблема, потому что тоже надо было искать помощи для их установки во всех ста учебных заведениях Центрального округа. А с другой стороны, проблема-то радостная. Только установив АПС, можно получить заветную лицензию. У Дерновой вообще трудности всегда с радостью перемешаны – она и в плохом видит сначала лучшее. Но тут трудно было хорошее не заметить, потому что до 2005 года школы выживали практически за свой счет, а с приходом нового мэра Виктора Шрейдера и его команды в образование Омска пошли финансовые потоки. Начали наконец ремонтироваться кровли, стены учебных зданий. Стало поступать современное оборудование, в том числе компьютерное. Но и аварии пошли косяком – то трубу прорвет, то электричество отключится. А округ не просто называется Центральным – он в самом деле показательный, здесь, хочешь не хочешь, а каждая школа должна держать марку. На помощь пришли жилищные организации.

– Самое главное, – считает Татьяна Васильевна, – мы сумели стать помощниками директорам школ. Хотя отдел наш – всего-то четыре человека, и в первый раз мне было страшно выступать на совещании перед сотней маститых руководителей… Ничего бы не получилось, если бы я не познакомилась с каждым. И не в своем кабинете, а приехав в школу, увидев ее проблемы и радости, услышав директора и коллектив. В конце концов мы стали тем плечом, на которое можно опереться директору школы. Разводили конфликты между ними и надзорными органами. Конфликт ведь тормозит, если не вмешаться третьей стороне, более объективной. И с лицензированием в конце концов мы победили. Нашим директорам пришлось заполнять кучу бумаг, о которых они раньше не слышали. Приятно сознавать, что мы были и советчиками, и сочувствующими. Но сочувствовать многие могут. Приятнее, что люди приходили делить с нами радость, и мы прыгали от счастья, узнав, что очередная школа получила лицензию с нашей помощью.

Впрочем, находились, конечно, и недовольные. Но у Дерновой принцип, который она переняла у мамы: хвалить – при всех, ругаться – только наедине. Причем ругаться – сказано громко. «Кем бы ты ни была в жизни, доченька, ты не имеешь права оскорблять и унижать человека», – говорила Татьяне Васильевне мама. Это же она теперь повторяет своим сыновьям – Егору и Артему, из которых растит настоящих мужчин. Они оба – экстремалы, занимаются такими видами спорта, что матери и смотреть страшно. Впрочем, чем еще должны заниматься сыновья «настоящего полковника» милиции и настоящей женщины, которая спит по пять часов в сутки, чтобы и на работе все успеть, и парням своим время уделить, и гостей разносолами удивить. К воспитанию подчиненных Татьяна Васильевна подходит чисто по-женски, по-матерински. Вот, например, старшего сына Егора все время контролировала, и, хотя жаловаться не приходится – он студент Сибирской автомобильно-дорожной академии, увлечен компьютерами, – больше она спокойна за 15-летнего Артема, которому с первого класса была предоставлена полная самостоятельность в учебе. То есть все про него, конечно, мама знала и знает – благо учится в ее же родной 19-й гимназии, но решения он принимает сам. Так и со взрослыми – никогда нельзя демонстрировать свою власть и силу, считает Дернова, но поддерживать и вести по жизни незаметно – обязанность руководителя.

Следовать этим принципам Дерновой было сложно – как раз на 2005-2006 годы пришлась массовая ротация руководящих кадров, затеянная Омским департаментом образования ради омоложения руководителей. И как тут ни старайся, а увольнение – процедура все равно унизительная. С каждым из ста директоров пришлось поговорить не раз. По мнению Дерновой, ничего хорошего из того, что прежние директора остались в тех же школах на вторых-третьих ролях, не вышло. Хотя и разговаривали, и утешали, и убеждали. Но проблем возникло множество. Вдруг посыпались анонимки во все инстанции, причем анонимы оказались вполне узнаваемые – о том, на что жаловались, могли знать разве что прежние директора. Татьяна Васильевна понимала, как людям трудно – из примадонн да в подтанцовку. Тем более что сама много лет танцевала в Омском ансамбле песни и пляски. Она по спортивно-танцевальной привычке двигается только вперед и весело, «с песней», переживания оставив на потом. И никак поэтому не понимала, зачем ставить людей в неловкую ситуацию.

– Вялотекущий конфликт – самое плохое. Лучше сесть, поговорить напрямую, выяснить все, поплакать и расстаться… друзьями, – принцип Дерновой.

Сейчас большинство тех, кого пришлось утешать, а то и утихомиривать, ушли из бывших «своих» школ, но дома не сидят – богатый управленческий опыт помог им найти место в жизни. Даже в риэлторы подались некоторые, причем с успехом.

Уже три месяца Татьяна Васильевна работает в новой должности – теперь она заместитель директора Департамента образования города Омска. В общем, все то же, только работы больше. Поначалу угнетала бумажная волокита – приходилось брать работу на дом. Теперь немного отработала технологию, чтобы больше времени отдавать людям. Считает, что пора опять все начинать сначала – знакомиться с каждым руководителем. И не в своем кабинете, а в кабинете директора школы. Сидеть за столом – не ее стиль, Дернова должна знать все, вникать во все тонкости, потому что работать она может только хорошо. Или никак. А хорошо – значит слышать и слушать своих коллег, значит уметь быть им опорой и поддержкой.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте