Ныне на всех столичных выставках, посвященных образованию, всегда есть небольшой стенд с материалами, приглашающими на занятия к народному учителю СССР, заслуженному учителю Украины, педагогу-новатору Виктору Федоровичу Шаталову. Да-да, тому самому, чье имя еще совсем недавно многие произносили с немалым почтением и даже удивлением.
Шаталов мог то, что недоступно многим, он и сейчас сулит за 8 часов дать знания в объеме годовой программы по геометрии, физике, тригонометрии. Об этом еще недавно спорили в учительских, где все разделялись на яростных сторонников и столь же яростных противников Виктора Федоровича, а он публиковал полемические статьи в «УГ», упрямо доказывал свое, клеймил чиновников, ретроградов, а то и ученых из тогдашней АПН. Его лаборатория в Донецке, что проработала до 1991 года, до развала Советского Союза, замахивалась уже на ускоренное обучение не только по математике и физике, но и по истории, литературе, географии, иностранным языкам. Шаталов давал открытые уроки, и я сама видела, как вчерашние двоечники словно семечки щелкали сложные задачки, которые за несколько дней до того были для них неподъемными. Уроки Шаталова показывали по ТВ, и эффективности чудо-метода могла удивляться вся страна. Страна, которой в 1991 году вмиг не стало.
Теперь вот раздают на выставках глянцевые листочки с адресом и телефоном – приезжайте в Москву, к Шаталову, который прибывает из другой страны, чтобы позаниматься с отстающими россиянами, потерявшими надежду на успех. Не скрою, мне захотелось посмотреть на сегодняшнего Шаталова, оценить, в какой он форме. Ведь как ни крути, но Виктору Федоровичу под восемьдесят, как он осиливает многочасовые занятия с детьми?!
С трудом находим серое здание какого-то НИИ, поднимаемся по длинным крутым лестницам, набиваемся в небольшой зал. В руках зажаты квитанции об оплате – курс стоит полторы сотни долларов. Шаталов задерживается, а нам пока предлагают освободить кошельки еще от некоторых сумм – в продаже видеозаписи уроков Виктора Федоровича по физике и геометрии, учебники и даже художественная литература – Шаталов в последнее время стал еще и писателем.
На столах растут горы кассет и книг, дети в ожидании уже устали, родители нервничают – сможет ли Виктор Федорович заниматься сразу с четырьмя десятками учеников? Организаторы успокаивают – и не столько набиралось, но никого за порог класса не выставляли.
Наконец появляется сам учитель. Такое впечатление, что Шаталов только что с какой-то дискуссии, столь страстно, спорно и задиристо звучат его слова о бюрократах-чиновниках, роли школы и общества, о политике и образовании, государстве и экономике. На самом деле Виктор Федорович только что с поезда, а манера общения с аудиторией у него всегда такая – дискуссионная, наступательная, критикующая. Потому что вся его жизнь (50 лет педагогического стажа, 40 лет – эксперименты) наполнена борьбой – с министерствами, ретроградами и даже коллегами-педагогами за право преподавать так, как он считал и считает нужным.
Шаталов начал свои эксперименты в 1956 году в донецкой школе №6, вел их тогда на свой страх и риск, пока не понял, что с самодеятельностью пора заканчивать. Учитель отправился в Москву, в тогдашний Минпрос, пробился в Академию педагогических наук, настоял на том, чтобы его выслушали. Доклад понравился, и в апреле 1970 года уже в 13-й донецкой школе начался официальный эксперимент, который сразу приковал внимание всех учителей математики и физики СССР.
К Шаталову и шаталовскому методу опорных сигналов педагоги относились по-разному. Одни одобряли, признавали, другие отвергали, а третьи даже порочили, отвергая все и вся. Спорить нельзя было только с одним – с результатами работы Шаталова: вчерашние двоечники и второгодники, коих немало было тогда в советской школе, после занятий с учителем математики неизменно становились если не отличниками, то уж точно твердыми хорошистами. И чем больше успехов было у учеников, тем увереннее становился сам педагог. Вот он уже замахнулся на святая святых отечественной математики – на Колмогорова, утверждая, что тот школьную математику «испортил». Вот он уже впрямую обвинил тогдашних руководителей Минпроса в том, что думают больше об отчетности, процентомании и собственных грядущих наградах, чем о судьбах второгодников и отстающих. Вот он уже ввязался в дискуссии с учеными АПН, упрекая их в косности и незнании школьных проблем. Словом, характер трудный, человек колючий, неудобный, трепетно относящийся только к ученикам и последователям: до сих пор в своих трудах Шаталов с какой-то болезненной скрупулезностью перечисляет имена тех, кто работал с его лабораторией, тех, кто под его руководством и в развитие теории защитил 12 докторских и 62 кандидатские диссертации. Для него эти люди – подкрепление позиции, подтверждение того, что все придуманное и опробованное нужно школе и педагогам.
Могла ли «Учительская газета», искавшая учителей-новаторов, пройти мимо такой яркой личности? Конечно, нет! Наверное, можно было предположить, что объявление его педагогом-новатором облегчит сложную жизнь, смягчит отношения с окружающими. Какой там! Совершенно неожиданно даже для газеты к новаторам стали предъявлять требования куда выше, чем раньше, а сопротивляться их методикам еще жестче. Так было не только с Шаталовым, но и с другими новаторами. Их работа была некоей указкой, что тыкала в огрехи и говорила: «Вот здесь недоработали, а могли, здесь не захотели потрудиться, а следовало бы!».
…Споры прекратились с распадом Союза. Шаталов оказался в Украине, лабораторию его закрыли, сам он теперь трудится на кафедре в Донецком социальном институте, читает студентам лекции по педмастерству, пишет книги, которые удивляют окружающих (ну с чего бы это вдруг он взялся за труд о дуэли Лермонтова и тогдашних отношениях русских и чеченцев?!), ездит в Москву давать уроки для отстающих.
Виктор Федорович по-прежнему сильно увлечен своей методикой, хвалит ее и доказывает эффективность. Суть – на первом занятии дать ученикам сразу все формулы, законы, понятия, на следующих – решать задачи любой сложности, отвечать на вопросы. Иными словами, он дает своим ученикам точку опоры – «опорные сигналы», и это помогает им в освоении… Нет, не только в освоении, но и в демонстрации своих новых возможностей и знаний на обычных школьных уроках. То, что дает Шаталов, главным образом технологично, тут не надо особо размышлять. Владея технологией, можно сразу давать ответы. Вот в этом расходился Виктор Федорович со своими оппонентами, которые упрекали его, что не учит школьников думать. А он в ответ доказывал, что сначала надо дать человеку инструмент, дать ему ощущение успешности, а потом уже переходить к развитию. Может быть, все это и спорно, но лично я ничего крамольного в этом не вижу. Лучше так, чем порождать в ученике неуверенность и убеждать его в неспособности к обучению.
Сегодня с Шаталовым, похоже, никто не спорит. Во-первых, он далеко – в другой стране, в Украине. Во-вторых, нынешние педагоги уже поняли привлекательность интенсивных методов обучения и применяют их, может быть, не очень широко, но в тех пределах, в каких им это требуется при большом объеме школьного материала, который нужно изучить в небольшой период учебного времени, подчас не отдавая себе отчета, что работают «по Шаталову». Но, пожалуй, лучше и эффективней метод Шаталова используют те, кто занимается экстернатом, да репетиторы. Для них время – деньги.
Шаталову его методика тоже теперь приносит деньги – 2 доллара в день за ученика… Он жалуется на коммерсантов, использующих его имя, организующих занятия и зарабатывающих на семинарах.
Но время изменилось. Отношение к Шаталову – тоже. Его значимость в глазах окружающих стала иной. Да и он стал другим. Раньше был только математик, теперь еще и политик. Вот и сейчас доказывает родителям: перестройка произошла потому, что забюрокраченная советская школа не смогла ей противостоять, что экономика в бывших советских республиках стала слабой из-за слабости школы, которую ослабляют бесконечные реформы, что страна сильна тогда, когда все ее граждане получают полноценное образование и бесплатно, – именно потому, по мнению Шаталова, и был силен Советский Союз.
Наверное, Шаталов прав, вот только в той ли аудитории произносит он эти свои пламенные речи? Нужны ли они родителям, которые за свои деньги хотят только одного – успешных занятий с детьми? Шаталов этого, видимо, не понимает, он жаждет публичности.
…На улице все так же молотит трудяга-дождь. На душе скверно, наверное, оттого, что не проходит горькое ощущение ненужности Шаталова в нынешнее время. Да, на его уроки собираются десятки людей. Но почему его не приглашают в те самые московские школы, ученики которых платят по полторы сотни долларов за курс и набиваются в какие-то арендуемые аудитории? Ведь Шаталов готов в обычных школах заниматься с детьми бесплатно…
Комментарии