search
main
0

Возвращение юного зрителя. История о том, как субъективные обстоятельства – творчески настроенные педагог и режиссер и талантливая юная актриса – помогли справиться с обстоятельствами объективными

Театральная дверь открывает человеку путь не только в мир игры, но и свой собственный мир помогает оценить иначе. Мир без театра – холоднее и суше, прозаичнее и ущербнее. Мир, в котором присутствует театр, многослойнее и глубже, ярче и духовнее. В момент времени, когда теряют эффективность прежние средства воспитания, театр хоть и подвергается сомнениям и изменениям, остается одним из немногих способов формирования ценностных ориентиров юного поколения при условии, конечно, что оно театр посещает.

Провал

Все это теория. Но исходя из теории важности театра для воспитания, подкрепленной 30-летней практикой работы в школе, педагог Николай Ухов предложил и начал осуществлять программу, суть которой: вернуть современным подросткам театр и современных подростков – театру.

Николай Харлампиевич – преподаватель русского языка и литературы, второй диплом имеет по мировой художественной культуре. В крупном промышленном центре Свердловской области – городе Каменске-Уральском (примерно 250 тысяч жителей, несколько мощных предприятий, достаточно высокий в среднем уровень образованности населения) всего один театр. Правда, под крышей театра «Драма номер три» в действительности собрались три коллектива: профессиональный драматический, народный театр «Эльдорадо» и детская студия «Маленький театрик». Беда в том, что, встречаясь с данным видом искусства в раннем детстве и поначалу общаясь довольно активно, затем многие жители Каменска-Уральского расстаются с ним надолго – если не навсегда. Возраст с 9 до 13 лет – «провальный», подростки – редкие гости в театральном зале. Подобная ситуация складывается во многих городах.

Почему так происходит? Причин несколько, и все, к сожалению, объективные. Во-первых, особенности психологии растущего человека. Он ломает детскую систему ценностей, которую ему предложили родители и общество, но еще не выстроил собственную. Интересы он теперь определяет сам, а не по указке мамы с папой или учителя с воспитателем и в основном ищет и находит простые, не требующие особого напряжения способы, как провести свободное время.

Во-вторых, отсутствие подходящего репертуара. Дефицит подростковой драматургии отмечается во всем мире. В 10-12 лет сказки уже кажутся смешными, а «взрослая тема» еще закрыта. Специальные молодежные пьесы практически отсутствуют. Переход от детской истории к взрослой лежит через пропасть. Кто-то перебирается на другой берег, но не все, скорее немногие. Требуется «навести мосты».

Мост

В нынешнем учебном году в Каменске-Уральском стартовал проект «Самый культурный класс». В нем участвует 37 классов из разных школ. Учитываются многие «культурные» показатели: чтение книг, посещение музеев. Один из основных – активность в так называемых театральных праздниках. Их в течение года проводится четыре (участники конкурса приобретают абонемент сразу на все четыре постановки), и они предполагают не только просмотр специально подобранных спектаклей, но, главное, последующую работу. Приобщение к театру подростков стало возможным, когда в репертуаре «Драмы номер три» появился спектакль «Полианна», а вслед за ним еще несколько молодежных постановок.

История о Полианне была написана Элинор Портер давно, но сейчас обрела особую актуальность. Она о девочке, которую отец научил играть в необычную игру: в каждом дне, деле, событии находить радость. А взрослые вокруг нее убеждены, что мир враждебен и важно лишь выживать в нем. Девочка же учит «мудрых» людей оптимизму и благодаря этому устраивает их судьбы. А когда несчастье случается с ней самой и она начинает терять надежду, весь городок помогает Полианне встать на ноги.

На эту историю обратила внимание режиссер, художественный руководитель «Драмы номер три» Людмила Матисс, творчески ее переработала, и пьеса зазвучала остро, волнующе, злободневно. Постановка вряд ли бы состоялась, если бы в «Маленьком театрике» не обнаружилась звездочка – уникальная юная актриса Кристина Капустина. Зрители восхищаются ею: «Она того же возраста, что и мы, а играет, как настоящая актриса!» Действительно редкий случай, когда 11-летняя девочка исполняет главную роль в спектакле, который позиционируется как семейный и идет в том числе и в вечернее, «взрослое», время. Субъективные факторы совпали, и спектакль превратился в событие для города и стал сердцевиной «театрально- воспитательного» проекта.

Ступени

…А началось приобщение юного зрителя к театру с серьезной взрослой постановки «Зеленая зона». Сомнений было предостаточно: в пьесе Михаила Зуева речь идет о послевоенной жизни, о «квартирном вопросе», который, как известно, многих «испортил», поднимаются и другие темы «не для детского ума». Поймут ли пьесу, реалии которой отдалены во времени, современные школьники, заинтересуются ли? Риск существует. Значит, нужно неопытных пока зрителей к восприятию спектакля подготовить.

– Проект обозначен как «театральный праздник», и ограничиться просто музыкой в фойе мы, конечно, не могли. Каждый просмотр начинается с небольшой сценки, в которой принимает участие «истинный» хозяин театра домовенок Театрашка. Он с удивлением узнает (а вместе с ним и зрители), что вон тот черный ящик в декорациях на сцене называется радиоприемник, а телевизора тогда (как же так?!) не было вовсе. Через вводную сценку перед спектаклем мы объясняем зрителям, что они попали в особый мир, где господствуют условности, но через них многие вещи становятся виднее и яснее, чем в реальности, – рассказывает Николай Ухов.

Так школьники (в основном это пятый – седьмой классы) поднимаются по ступенькам: подготовка к просмотру, сам спектакль, последующая работа (сочинение, рисунок, ответ на вопросы викторины). Принцип непрерывного эстетического образования в действии.

После «Зеленой зоны» ребятам было предложено расспросить родителей своих родителей о минувших днях, о 1950-х годах. В результате получилось коллективное сочинение о времени, в котором его авторы не жили, но которое представили очень живо. А спектакль «Полианна» вызвал желание порассуждать о добре и зле, о радости и печали, подумать, почему в разных религиях уныние считается одним из самых тяжких грехов.

Рисовать иллюстрации и излагать свои впечатления в форме рецензий зрителей, конечно, никто не заставляет. «Я иллюзий не питаю, знаю, что часть учеников пассивна в любом классе, – делится Николай Харлампиевич. – Но я знаю также, что есть другая часть, с нереализованной общественной активностью, и они берутся за задания с азартом и других своей энергией заряжают. Особенно если и учителя к нашему делу подключаются».

Очень важно, что ребята, написавшие сочинения или подготовившие рисунки, видят результаты своего труда. Выставки организуются в самом театре, сочинения можно прочитать на специальном сайте. А домовенок Театрашка даже ведет свой блог.

В конце учебного года предстоит подведение итогов. За приз есть смысл сражаться: класс-победитель отправится в путешествие по стране. Но проигравших в этом соревновании не будет. «Суть работы, за которую я взялся, – медленное, постепенное, не моментальное приобщение юного поколения к театру. Дети здесь имеют возможность получить то, чего больше не найдут нигде. Если упустят сейчас, могут упустить навсегда и что-то важное не увидят, не поймут в этой жизни. Я не против современных видов развлечения, но жаль тех, кто остановится на японских анимашках или поп-концертах. Искусство театра учит думать. Еще оно дает опыт первичной социализации, так как человек в зале не остается один на один с произведением, он воспринимает его вместе со своими сверстниками. Театр формирует отношение человека к явлениям бытия и к самому себе», – говорит Николай Ухов.

В Каменске-Уральском нет ТЮЗа – Театра юного зрителя. Но появился Театр возвращения юного зрителя.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте