search
main
0

Возвращение в детство. Воспитанники Колпинской колонии создают кукольный театр

Кто может объединить Литературно-мемориальный музей им. Ф.М.Достоевского, профессиональный театр и Колпинскую воспитательную колонию? Дети. Те самые, чья судьба в чем-то перекликается с судьбой бывшего острожника и бессмертного классика русской литературы. Именно ради вольного будущего детей-арестантов в сентябре 2003 года Музей Достоевского, Белый театр и театр «Кукольный формат» начали работать в Колпинской воспитательной колонии по проекту «На пути к свободе». Инициативу поддержал фонд «Международная тюремная реформа». Результатом сотрудничества стал спектакль по произведению Достоевского «Записки из Мертвого дома», премьера которого состоялась при полном аншлаге.

Воспитание театром, как замечает заместитель начальника колонии по воспитательной работе Светлана Деничева, необходимо прежде всего ребятам. Хотя бы потому, что у них есть возможность пообщаться с добрыми, интересными, творческими людьми. Благодаря театру кто-то открывает новые грани собственных возможностей, а кто-то впервые постигает силу добра.

В самом спектакле помимо профессиональных актеров и шестнадцати воспитанников колонии, состав которых постоянно обновляется, поскольку ребята, к счастью, освобождаются, задействованы и… куклы. Они играют в небольшом кукольном представлении по рассказу Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Постановщик этого фрагмента, аспирантка Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства и режиссер театра «Событие» Татьяна Айзитулова о начале работы с колонистами вспоминает со вздохом. По ее словам, первые встречи были «кошмаром» и для нее, и для ребят. Случались и угрозы, и перетягивание инициатив. Сложнее всего было бороться с мыслью о прошлом «актеров», однако со временем рабочий процесс пошел, человеческие и творческие отношения поднялись на совершенно другой уровень.

– Сегодня у нас в перспективе сказки Уайльда, где в полудраматическом-полукукольном спектакле будут играть одни ребята. Я думаю, что все у нас получится, – говорит Татьяна Айзитулова.

– Кстати, второй проект «Puppet – Колпино», который также реализуется Музеем Достоевского и двумя театрами, закончится созданием в Колпинской воспитательной колонии кукольной студии. Пока что в помещении предполагаемой студии, где проходят репетиции, нет осветительного и звукового оборудования, декораций, ширм, красок, костюмов. Зато есть сильное желание ребят существовать в условной реальности театра. Как говорит Светлана Деничева, талантливых мальчишек из вновь поступивших в колонию сразу же стараются задействовать в театральном проекте. Ради безусловного положительного эффекта.

– Мы должны думать о том, какими они вернутся к нормальной жизни. Увы, сегодня к нам поступают ребята все более сложные: осужденные за убийства, изнасилования, разбой, грабеж, многократные кражи. Порядка 10% из них – сироты, больше половины – из неполных семей и лишь малый процент из так называемых благополучных семей. Но в любом случае это дети без детства, не знающие, что такое любовь, ласка. Поэтому для многих из них театр – первый навык общения с человеком. Именно на уровне нормального человеческого общения, а не на уровне «сотрудник колонии – воспитанник».

Показ спектаклей – это также общение с родительской аудиторией. На премьеру «Записок из Мертвого дома» пришли родные, близкие, знакомые колонистов. Ребята очень ценят это общение, для них даже плохая мама – все равно самая дорогая и любимая. А если она хоть немного вспоминает о сыне и приехала на спектакль – какая это радость!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте