Директору школы приходится решать целый комплекс проблем – образовательных управленческих, хозяйственных. И все неотложные, первостепенные. И тем не менее в ряду этих задач духовно-нравственное воспитание школьников имеет, пожалуй, самое важное значение. Ведь во многом от школы, от того, как она взаимодействует с семьей, зависит сохранение наших лучших национальных традиций, передача культурного и духовного наследия новым поколениям.
– Николай Николаевич, почему вы решили создать такую школу?- Я начинал работать в 1988 году учителем истории. Это, как принято говорить, закат советского времени. Было очень трудно, потому что в одночасье рушилось то, на чем сам был воспитан. Шел огромный поток информации – телепередача «Взгляд», журналы «Новый мир», «Знамя», «Октябрь», «Дружба народов», «Правдинские пятницы»… В мировоззренческом плане приходилось много переосмысливать и даже менять. Вот тогда и начались поиски ответа на вопрос, какой должна быть современная школа.- Николай Николаевич, создание классической школы в провинциальном городе, куда приходят обычные дети без конкурса, без отбора, – это смелый шаг…- Я не считаю Рязань провинцией. Нашему древнему городу более девяти веков. Столько замечательных имен дал он России! Что касается нашего учебного заведения, то это в чем-то историческое возвращение традиций. Рязанская вторая мужская гимназия была на высочайшем уровне, могу назвать среди ее выпускников десятки известных имен. Вот хотя бы братья-певцы Пироговы, которые стали солистами Большого театра. Стены нашей школы особые, намоленные… Замечательно, что и улице, на которой стоит здание, возвращено прежнее название – Николодворянская. Лучшие педагогические традиции школы с почти полуторавековой историей – от Рязанской второй мужской гимназии до учебного заведения с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла – стали с 2000 года экспериментом по реализации модели Русской классической школы. В школьный учебный план был включен блок новых предметов: «Русский этикет» и «Русская словесность» – для начальных классов, а затем, по мере взросления детей, – «Музееведение», «Русская этнография», «Рязановедение», «История русской культуры», «История русской философии», а также ряд предметов и курсов эстетического цикла («Театр», «Ритмика», «Сольфеджио», «Композиция», «Декоративно-прикладное искусство»). Особо подчеркну, что Русская классическая школа – это школа патриотизма, а не национализма. В понятие «русский» мы включаем не столько национальный, сколько культурный принцип – это тот, кто говорит на русском языке, кто Россию считает своей Родиной, кто уважает культуру Отечества. Всем ведь понятно, что исторически русский народ складывался как многонациональный, происходило взаимообогащение культур. Историческая связь народов такова, что разорвать ее невозможно.Из идей и принципов педагогического учения Константина Дмитриевича Ушинского мы вывели концепцию, задачи, содержание образовательной деятельности классической школы. Как никогда актуальна его мысль о том, что «как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству». Любить себя умеет уже ребенок, любви к Отечеству нужно учить. И мы это делаем и в рамках уроков, и после них. В системе дополнительного образования у нас занимается 80 процентов учеников. – По данным Госкомстата, средний возраст российского учителя – 49 лет. Как вы думаете, почему мала (7-12 процентов по стране) доля молодых педагогов? Реально ли привлечь в школу мужчин?- Это проблемы государственного масштаба. Средний возраст педагогов неуклонно растет, и может возникнуть провал, ведущий к образовательному тупику. Конечно, сказываются и низкая зарплата начинающих учителей, и сложность педагогической работы в связи с возрастающими требованиями к ней, и перевод педагогических вузов в классические университеты.На местном уровне, в Рязани, для решения этой проблемы делается немало: существуют гарантированные доплаты молодым специалистам, проводятся конкурсы профессионального мастерства молодых учителей. В прошлом году прошел форум молодых педагогов.В нашей школе средний возраст педагогов – более 40 лет. Радует, что недавно в наш коллектив влились три молодых учителя, двое из них – выпускники нашей школы.РязаньКомментарийВиталий ЕРЕМКИН, начальник Управления образования и молодежной политики г. Рязани: – В школе реализуется и углубленное изучение предметов эстетического цикла. Создана новая система воспитательной работы, позволяющая решать задачи Русской классической школы. В 2003 году школа стала лауреатом Всероссийского конкурса воспитательных систем, организованного Министерством образования Российской Федерации. В 2008-м школа получила президентский грант.В 2007 году школа официально получила статус Русской классической школы и начала с новыми силами возрождать лучшие традиции отечественной педагогики, формировать в учениках национальное самосознание и достоинство, уважение к русской культуре и культуре других народов. Русская классическая школа – инициатор и организатор проведения ежегодных городских научно-практических конференций для педагогической общественности Рязани по изучению наследия классиков отечественной педагогической науки, в первую очередь К.Д.Ушинского, и русских ученых-философов – И.А.Ильина, Н.А.Бердяева, В.В.Зеньковского. В 2010 году конференция, посвященная педагогическому наследию К.Д.Ушинского, прошла уже в седьмой раз.Существует высказывание, что в жизни не бывает ничего случайного. Эту истину я вспоминала, когда познакомилась с директором Русской классической школы №7 города Рязани. Именно такой творческий человек, как Николай Черваков, смог, что называется, воплотить в жизнь глобальный проект, создать классическую школу, которая решает важные задачи духовно-нравственного воспитания детей.
Комментарии