Право на учебу дано всем детям в равной мере, в том числе тем, кто нарушил общественные правила. В Свердловской области действует программа по организации обучения и воспитания детей с девиантным, то есть с отклонением от социальных норм, поведением. Ее цель – не только дать образование, но свести к минимуму возможность рецидива.
С начала марта в области появился новый опыт. При профессиональном училище №31 создан центр психолого-педагогической реабилитации «». Дети, которым некуда идти после колонии (родители умерли, а в детский дом возвращаться нет смысла по возрасту, или же их семьи глубоко асоциальны), приходят в училище. Здесь собирают тех, кому нужна государственная помощь. Они получают одежду, питание, лечение, если нужно, место в общежитии гостиничного типа (при ремонте попытались уйти от коридорной системы и создали современное общежитие, условия которого приближены к домашним). Усилена социально-психологическая служба. И главное – здесь дают профессию: автомеханика, слесаря.
Реабилитация
…Несколько жилых зданий – учебный, спальный и игровой корпуса – обнесены оградой, здесь закрытая территория. Вокруг специализированной школы-интерната №124 – высотные дома окраинного микрорайона Екатеринбурга. Из окон девятиэтажек местные жители видят, как мальчишки разгребают снег, очищая дорожки, как надевают коньки и выходят на стадион: такие ледовые площадки, как в школе, есть в редких дворах. Но им не завидуют: все 115 учеников от 7 до 14 лет находятся здесь по решению суда. Они совершили правонарушения и теперь наказаны.
Впрочем, директор школы Николай Ушаков категорически не согласен с мнением, что спецшкола – что-то вроде колонии для не достигших законоответного возраста: «Пребывание в школе не надо рассматривать как наказание; оно должно быть благом и для многих благом является».
Прежде всего материальный уровень: действительно, большинство ребят таких комфортных условий жизни у себя дома не видели. Аккуратные спальни, полноценное питание, качественная одежда, обилие электронной техники, тренажеры, сауна, наконец. Но не это главное. Главное, чему учат в этой особой школе помимо математики и физики – это умению полноценно существовать в обществе, не нарушая его правил и получая от этого удовольствие. Кто-то обнаруживает в себе любовь к рисованию, у кого-то открываются музыкальные способности, они легко осваивают нотную грамоту и выступают на сцене. Другие становятся спортсменами, участвуют в соревнованиях. Здесь здорово, говорят дети.
Но не сразу дают такую оценку. Когда они попадают в школу закрытого типа, бывают и напуганными, и агрессивными. После знакомства, психологического обследования разрабатываются индивидуальные программы по реабилитации каждого. Не каждый человек с педагогическим образованием и даже опытом способен работать в таком коллективе. У всех воспитателей – первые квалификационные категории.
Что самое сложное для ребят? Конечно, ограничение свободы. Из школы нельзя выйти, когда захочется. Строгий режим дня: расписана каждая минута.
Для педагогов же самое трудное – отнюдь не общение с непростыми своими подопечными. Основные проблемы за стенами интерната: отношение общества, ситуации в семьях. «Наша школа – это государство в миниатюре, – считает Николай Ушаков. – Все, что происходит в стране, отражается у нас». Материальный уровень жизни, несомненно, вырос, это чувствуется и в школе. Но количество неблагополучных семей не стало меньше. За 20 лет своей работы Николай Васильевич видит перемены в характерах детей: в целом они более «продвинутые», но и более закрытые, индивидуалисты. И очень зависимы. Новые жизненные ориентиры, сформировавшиеся за несколько лет пребывания в спецшколе, не приживутся, если ребята попадут в прежнюю негативную обстановку.
Поэтому школа закрытого типа старается по возможности открыться миру. Осенью здесь провели встречу представителей территориальных комиссий по делам несовершеннолетних с воспитанниками. Ребята поняли, что о них не забыли и что когда они вернутся домой, будет к кому обратиться со своими проблемами.
Перспектива
Главное, чтобы правонарушение не повторилось. Это во многом зависит от того, как встретит мир бывшего воспитанника колонии или спецшколы. Рецидив чаще всего наблюдается, если ребенок оказывается «бесхозным»: в школу не ходит, на работу не устраивается, а прежняя компания тут как тут. Валентина Баженова, начальник отдела специальных образовательных учреждений Министерства образования Свердловской области, говорит так: «90 процентов ребят, совершивших асоциальные поступки, ждут помощи и поддержки. Значит, ее нужно оказать».
По предложению губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя областное Министерство образования разработало механизм включения детей, вернувшихся из режимных учреждений, в образовательный процесс. Он действует с 2005 года. Результат уже заметен. В среднем в России рецидив правонарушений среди выпускников колоний составляет 25 процентов, в Свердловской области удалось снизить его до 15.
В чем суть программы? Первое – информирование. О том, что ребенок возвращается, информация поступает за полгода: сначала в Министерство образования, затем в местные органы опеки.
Второе – подбор вариантов устройства на работу или учебу.
Третье – сопровождение. Чтобы подросток не чувствовал себя одиноким, он должен знать, к кому обратиться за советом. Например, в Североуральске складывается практика наставничества, когда опеку над ребятами берут на себя бывшие военные, работники милиции.
С начала марта в области появился новый опыт. При профессиональном училище №31 создан центр психолого-педагогической реабилитации «Перспектива». Дети, которым некуда идти после колонии (родители умерли, а в детский дом возвращаться нет смысла по возрасту, или же их семьи глубоко асоциальны), приходят в училище. Здесь собирают тех, кому нужна государственная помощь. Они получают одежду, питание, лечение, если нужно, место в общежитии гостиничного типа (при ремонте попытались уйти от коридорной системы и создали современное общежитие, условия которого приближены к домашним). Усилена социально-психологическая служба. И главное – здесь дают профессию: автомеханика, слесаря.
Ежемесячно из спецучреждений возвращаются примерно десять ребят. Пока для них создано 16 мест. В будущем Министерство образования планирует в каждой территории на базе одного из училищ создать подобные центры.
Комментарии