search
main
0

Возвращение Петьки, или Сначала диагностика, потом – учебный план

На примере самой обыкновенной, рядовой московской школы автор этих заметок попытался выяснить: а как сегодняшняя новая жизнь прошлась по системе образования, системе обучения молодого человека сегодняшнего дня, выставляемого, как и вчера, как и всегда после выпуска из школы с документом о соответствующем образовании, перед известным, в виде камня, указателем дорог: ╚налево пойдешь – … прямо пойдешь – … направо пойдешь – …╩ Насколько человек, вплотную подошедший к этому рубежу, подготовлен к решению вставшей перед ним альтернативы. И вообще ≈ как к ней сейчас идут в ╚новой╩ жизни?

Так, размышляя, поднялся я по ступенькам 139-й школы, расположенной в Северо-Восточном округе столицы в районе под названием ╚Бибирево╩.

Самая первая отличительная черта современных школ – охрана на входе. Строгий ее страж самолично эскортировал меня к директору. Что, наверное, и ╚есть хорошо╩ – времена такие, ╚новые╩.

Женщина, поднявшаяся мне навстречу из-за стола, со строгим взглядом, но добрыми глазами, одетая со вкусом и вместе с тем очень ╚по-директорски╩, чем-то напомнила мне маму, тоже всю жизнь свою отдавшую школе. Надежда Алексеевна Комлева радушно пригласила к столу, что я и исполнил. Но вдруг почувствовал странную метаморфозу, происходящую со мной: в кабинет вошел журналист, бодрый и уверенный в себе, а на стул осторожно уселся мальчишка, вызванный в кабинет директора школы.

Поэтому, порадовавшись тому, что вчера по телефону тему сегодняшней беседы оговорил очень подробно, я просто включил диктофон, положил его перед Надеждой Анатольевной и только и сказал:

– Ну мы вчера все оговорили, тема вам известна. Начнем?

По-моему, меня раскусили. Потому как чуть улыбнулась директор краешком губ. Но вот ее рассказ.

– Школа наша открылась в 1975 году. Первого сентября 2000 года нам будет 25 лет. В 75-м году я закончила Московский педагогический институт им. Ленина, год с ребенком, в 76-м пришла в эту школу молодым учителем математики. Отработала 8 лет, потом предложили работать завучем, а в 1988-м коллектив учителей на конкурсной основе выбрал меня директором. Педколлектив у нас очень профессиональный: 35% учителей имеют высшую квалификацию; 35% – 2-ю квалификационную категорию, 5% – первую, остальные 25% не проходят квалификацию по стажу и разряду. Я понимаю, это сухие цифры, но они показательны.

Пять лет назад мы занялись экспериментальной работой, которая называется ╚Учение школьника╩. Ученик должен обладать навыками самостоятельного учения. Приступая к работе, представлять, как он будет ее выполнять.

В школе мы проводим всевозможные диагностические исследования. К примеру, нас волнует такой психологический момент – боятся ли ребята школы, не боятся ли, с радостью ли идут на уроки, что им нравится, что не нравится. На основании этих исследований и данных по ним мы собираем материал для каждого учителя, чтобы могли ему подсказать при необходимости, что нужно пересмотреть в своей работе. Беседы обычно проводятся с учителем индивидуальные. Выводы выносим на очередной педсовет, который проходит всегда очень интересно и серьезно.

А результаты нашей работы мы сами наблюдаем прямо сейчас. Детям интересно в школе. У нас действуют 10 команд КВН. Часто приходят выпускники. Пришел недавно один после армии. Очень, ну очень был сложный ребенок. Охранник его не пускает, привел ко мне. Смотрю – Петька. Просит: ╚Надежда Анатольевна, можно пройтись по школе, хоть стены посмотреть?╩ Вот это то, для чего мы работаем.

А вообще-то сейчас в школах везде проблема с учениками. Мы очень нуждаемся в детях, потому как их все меньше становится. Рождаемость падает, и школа это в числе первых ощущает. Сейчас проблемы принятия детей в школу вообще нет. А можно сказать, почти конкурс среди школ за каждого ребенка. Боремся за них, с ╚перваками╩ проблема.

Наша школа сильна и своим постоянным коллективом учителей. Те люди, которые школу открывали, еще работают в ней. Она идет, эта сменяемость, но редко – молодежь уходит, зарплата низкая. Из молодых остаются лишь те, у кого муж хорошо зарабатывает либо семья, родители этого молодого специалиста соглашаются содержать молодого учителя. Не может молодежь выжить на нищенскую зарплату, это понятно. Может, и поэтому костяк учителей за 25 лет полностью сохранился.

Бывшие выпускники спрашивают: ╚Ну как там, работает Лидия Григорьевна? А Людмила Николаевна?╩ – ╚Работают!╩ – ╚Да вы что!..╩ А ведь и правда, есть чему удивляться. Ведь Лидии Григорьевне, например, 74 года. Как же ее все любят! Она так по-доброму ко всем относится. И я со страхом думаю, что делать, когда она решит уйти из школы. Приток молодежи настолько мал, что становится страшно – кто будет работать с нашими внуками? Это проблема всех школ. Кадры не идут. Зарплата…

Здесь я позволю себе прервать прямую речь Надежды Анатольевны, хотя и много чего еще интересного о своей школе она рассказала мне.

О том, например, что основной поставщик ее чудо-учеников – это три рядом стоящие здания, бывшие общежития ╚лимиты╩ прошедших десятилетий. Что дочь ее работает в этой же школе. Что уже 4-й год в ее школе получает очередные знания очередной ╚президент╩ со всем своим ╚кабинетом министров╩. И что в их школе ╚дума╩ не просиживает свои штаны ежедневно, а собирается для ╚дум╩ лишь каждую среду с обязательными представителями из каждого класса от 5-го по 11-й. И если по форме это игра, то по сути… – какие всегда баталии с накалом страстей, темы какие!

Я поймал себя на мысли, что ощущение ученика, вызванного ╚на ковер╩, у меня давно и как-то незаметно исчезло, но появилось новое и уже совсем не ожидаемое. Во-первых, я понял, что школа эта – самый настоящий дом для ребят, где им интересно не только сидеть на уроках, но и находиться вообще, т.е. почти жить. А во-вторых, и это, наверное, самое смешное, мне тоже захотелось туда, в эту школу, к этим счастливчикам, потому как мне, осознал я с грустью, в моем детстве такого счастья не выпало.

И, судя по сегодняшней жизни в этой стандартной (по столичным меркам) общеобразовательной школе, новая жизнь им явно пришлась по вкусу и пошла на пользу. Хотя, конечно, и проблем – легион, как мы видим. Решение которых в основном – увы! – зависит не от них.

Анатолий АНТОНОВ

Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте