Как развивается в настоящее время детская игра?
Известно, что игра – центральное явление в жизни ребенка, это специфическая активность ребенка, направленная на воспроизведение и овладение им человеческого опыта, продуктов материальной и духовной культуры и форм человеческих взаимоотношений. По признанию отечественных психологов, игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка.
Сейчас необходимо воссоздание детской игровой традиции, особенно групповых подвижных игр и игрового детского фольклора. Фольклорная традиция, вобравшая в себя социальный и интеллектуальный опыт многих детских поколений, предоставляет ребенку – дошкольнику или младшему школьнику – готовые способы решения жизненных проблем в детском сообществе, а в подростковом возрасте – приобретение психологической независимости от негативных влияний и отстаивание своей позиции, формирование солидарности и чувства МЫ.
Это могут быть новые развивающие игры и неизвестные пока широкой аудитории игрушки, которые, я уверена, имеются в арсенале умудренных народной культурой бабушек и нянь, любящих мам и пап.
Это могут быть разработанные специалистами – психологами и педагогами – игры, способствующие развитию не только интеллектуального и физического состояния ребенка, но и его душевного и нравственно-духовного потенциала, столь необходимого в современных условиях.
Одной из таких игр является предлагаемая нами “Песочница”.
Кто не знает наших городских песочниц? Унылые и замусоренные, они весьма малопривлекательны. Между тем идея песочницы великолепна, поскольку песок является тем удивительным природным материалом, который способен передать и ощущение разнообразия мира, и возможностей собственного тела, и сущности жизни вообще с ее текучестью, неожиданностью, множеством форм.
Для многих людей облечение мыслей и чувств в слове затруднено. Особенно это касается детей. Однако помимо словесного языка существует язык мимики, жеста, тела, способный тонко выразить те или иные ощущения, чувства и представления. В то же время в рисунке и пластике рука как бы выстраивает мосты между внутренним и внешним мирами, когда внутренний образ становится зримым во внешнем творении. На этих принципах основаны методы анализа детского творчества – свободного детского рисунка, лепки, аппликации. Именно этот принцип положен в основу нашей методики “Песочница”.
Идея метода была сформулирована швейцарским психологом, философом и культурологом К.-Г. Юнгом, описывающим ситуацию собственного душевного кризиса в подростковом возрасте, когда на берегу реки в течение нескольких часов он лепил из песка города и замки и в результате обнаружил, как прояснилось его мышление, освободилась фантазия и он почувствовал в себе новые силы, энергию жизни и смог разрешить свои проблемы. Однако воплотить эту идею в свою психоаналитическую практику Юнгу не удалось.
Существующие сейчас в различных странах детские песочницы представляют собой отголоски древних традиций, символического осмысления мира человеком различных культур при помощи природных материалов. Например, у американских аборигенов в обрядах инициаций, в практике шаманства при посвящениях и в целях излечения использовались песочные картины, в которые помещался человек. Песочная игра обеспечивает взаимодействие тела и духа, творя общее поле, где они могут влиять друг на друга.
Но песочницу можно переместить с улицы в дом, снабдить ее незамысловатыми аксессуарами, и тогда она сможет раскрыть все богатство песочной игры.
Оборудование для работы с “Песочницей”. На столике помещается ящик размером 70-75 см шириной, 55-60 см длиной и 15-18 см глубиной, до половины наполненный чистым речным песком (см. фото). Для имитации воды дно ящика выкрашено в голубой цвет. На полочке или в коробках помещены различные предметы и миниатюрные фигуры – основные составляющие картины мира: мир неживой природы (камни, минералы, ракушки), растительный мир (цветы, шишки, деревья), животный мир (птицы, рыбы, насекомые, домашние и дикие животные), социальный мир (фигурки людей различных эпох, культур, профессий, взрослых и детей), фантастический мир (сказочные персонажи, “ужастики” и пр.), рукотворный мир (дома, здания, мосты, строительные материалы, транспорт), мир символов (сакральные предметы), различные предметы, могущие “быть всем”, – тряпочки, палочки, шарики… Предметов не должно быть слишком много, они должны быть доступны для играющих; кроме того, детям должна быть предоставлена возможность смачивать песок, чтобы он лучше формовался.
Главная особенность “Песочницы” в том, что она позволяет ребенку или детской группе реально создавать, творить картину мира в “живом” трехмерном пространстве. Ребенку предоставляется возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосма, ощущая себя его творцом.
Методика рассчитана на детей различного возраста: от дошкольного до подросткового, в ней могут участвовать и взрослые. При этом возможна групповая работа, при которой группа сверстников (или ребенок и взрослый) оказывается в ситуации совместного творческого моделирования на песке: это выработка общего плана, групповое обсуждение композиции. Важнейшее преимущество песочных картин в том, что они могут быть сфотографированы, тем самым можно проследить динамику образов, процесса совместной деятельности, особенностей взаимоотношений.
Дети, имеющие сложности в психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, страхи и прочие проявления эмоционального неблагополучия, особенно нуждаются в подобных играх. Сначала это может проходить индивидуально и на свободную тему, затем можно предлагать различные сюжеты. Тематика песочных картин может быть следующей: конструирование (индивидуальное, вдвоем, втроем, вчетвером) на свободную или заданные темы (“Сотворение мира”, “Добро и зло”, “Наше будущее”). Кроме того, можно предложить воспроизвести сюжеты на евангельские мотивы (“Рождество”, “Притча о блудном сыне”, “Притча о добром самаритянине” и др.).
Известный американский педагог С.С.Куломзина прямо говорит о влиянии песочной игры на духовное становление ребенка: “Ребенок, находясь в храме, чувствует себя так же, как играя в песочнице”, – говорила она, подчеркивая творческий одухотворенный характер этих двух, казалось бы, различных проявлений жизнедеятельности ребенка.
Как показали исследования и наш опыт, песочная игра обладает и психотерапевтическим эффектом, помогая ребенку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и других проблем.
Серия песочных композиций, созданных детьми, оказывается психодиагностическим средством, позволяющим обнаружить тенденции развития отношений в детских группах, трансформацию образов и поиск механизмов перестройки сознания и поведения ребенка. Было обнаружено следующее: негативные эмоции, внутренние конфликты и страхи находили свое выражение в песочных картинках либо в прямом (изображение смерти, убийств), либо в символическом виде (выбор фигурок-монстров и других символов страха, чрезмерное использование загородок). На начальном этапе почти для каждой детской группы были характерны яркие конфликты, нередко заканчивающиеся слезами (для девочек) или драками (для мальчиков). Спустя некоторое время в процессе совместного создания песочных картин негативные тенденции ослабевали, а затем и исчезали, как бы “уходили в песок”, отношения становились более ровными, гуманными. Сами песочные картины меняли свою семантику, гармонизировались и упорядочивались.
Становится все более очевидным, что мы в начале третьего тысячелетия стоим на пороге глобальных изменений самого психотипа человека. Это связано с сильнейшим воздействием СМИ на ребенка, сенсорной агрессией “окружающего” со всех сторон мира, и, коль скоро наши дети не могут самостоятельно противостоять “телеэкранной социализации”, задача взрослых – научить их полноценно жить в современных условиях. И потому для наших детей необходимо создавать оптимистичное, одухотворенное игровое пространство.
Вера АБРАМЕНКОВА,
ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, кандидат психологических наук
Комментарии