К 2020 г. Россия могла бы создать транспортную систему для регулярных полетов к Луне и добычи там полезных ископаемых.
«Первый пилотируемый полет на Луну Россия может осуществить уже через 7 – 9 лет, проект обойдется в 2 млрд. долларов», – уверены американцы. Чтобы сократить эти расходы, руководство NASA предложило новый подход, получивший название . Суть его в том, что следует ограничить конструкторские работы необходимым минимумом. К примеру, не создавать совершенно новую верхнюю ступень ракеты-носителя, а модернизировать двигатель «Джей-2» эпохи кораблей «Аполлон», с помощью которых астронавты высаживались на Луну еще в 1960-х годах.
«Скорее на Луну»
Спустя 37 лет после первого пилотируемого прилунения американское космическое ведомство приступило к пересмотру своей программы возвращения человека на Луну. Теперь высадка планируется на март 2017 г. – почти на год раньше срока, который NASA установило для себя, взяв повышенные обязательства по реализации космической инициативы президента Буша. Напомним, что около двух лет назад американский лидер поставил перед космическим ведомством задачу направить астронавтов на Луну к 2020 г., а затем до 2030 г. совершить путешествие на Красную планету. NASA, обнародовав в прошлом году концепцию возвращения на Луну, пообещало высадить четырех человек на ее поверхность уже в 2018 г. Тогда же было объявлено, что затраты из казны на лунную программу могут составить 104 млрд. долларов.
«Первый пилотируемый полет на Луну Россия может осуществить уже через 7 – 9 лет, проект обойдется в 2 млрд. долларов», – уверены американцы. Чтобы сократить эти расходы, руководство NASA предложило новый подход, получивший название «Скорее на Луну». Суть его в том, что следует ограничить конструкторские работы необходимым минимумом. К примеру, не создавать совершенно новую верхнюю ступень ракеты-носителя, а модернизировать двигатель «Джей-2» эпохи кораблей «Аполлон», с помощью которых астронавты высаживались на Луну еще в 1960-х годах.
Как отметил один из руководителей NASA Майк Хеккер, придется также отказаться от планов разработки жидкостного ракетного двигателя, работающего на метане, в качестве разгонной ступени. Для этой цели можно использовать 5-ступенчатый твердотопливный ускоритель.
Создание космических аппаратов для посадки на спутнике Земли – не единственная проблема. После анализа лунной поверхности ученые сделали вывод, что безопасно совершить посадку на Луне не получится из-за отсутствия точных карт.
Несмотря на многочисленные посещения Луны астронавтами и многокилометровую «пробежку» советского лунохода, поверхность спутника Земли изучена значительно хуже, чем поверхность Марса.
По словам ученых из Массачусетского технологического института, первые полеты на Луну состоялись в разгар «холодной войны». В то время о риске и безопасности никто особо не задумывался. А вот высадка на Марс современных аппаратов Spirit и Opportunity была спланирована более детально: этому предшествовало длительное изучение рельефа с помощью спутников.
Общее мнение ученых: зонды обследовали соседнюю планету с точностью до отдельных трещин и валунов размером в несколько метров. А подробных карт лунного ландшафта пока нет ни у российских ученых, ни у зарубежных коллег.
Практически все спутниковые фотографии Луны сделаны в 1960-1970-е гг. советскими и американскими аппаратами, техническая оснащенность которых не позволяла делать четких снимков. Затем лунная программа была свернута обеими державами.
Российские перспективы
Россия придерживается более оптимистических взглядов в «лунном» вопросе. Первый пилотируемый полет на Луну Россия может осуществить через 7 – 9 лет, проект обойдется в 2 млрд. долларов. Об этом заявил президент Ракетно-космической корпорации «Энергия» Николай Севастьянов. «Мы могли бы осуществить высадку уже к 2012 – 2014 году, используя технологию кораблей типа «Союз». Если бы у нас была принята программа в пределах
2 млрд. долларов, мы могли бы высадиться на Луну за три экспедиции», – сказал он.
Севастьянов пояснил, что сначала надо облететь Луну, затем осуществить переход на круговую орбиту с автоматической посадкой лунного модуля и только в третьей экспедиции высадить человека на спутник Земли. Глава «Энергии» подчеркнул, что «полет на Луну сегодня может быть профинансирован только государством, но пока такая задача не ставится». По его словам, в случае реализации проекта уже «к 2020 году мы могли бы создать промышленную транспортную систему для регулярных полетов к Луне и добычи там полезных ископаемых». Севастьянов уверен, что реально освоить Луну «необходимо при жизни нашего поколения, в первую очередь из-за ограниченности энергетических ресурсов».
Так или иначе, отметил он, но мы будем вынуждены двигаться за пределы нашей планеты для поиска новых экологически чистых источников энергии. Таким источником, по мнению Севастьянова, «вполне может стать изотоп гелия-3 для термоядерной энергетики», который есть на Луне.
Земные запасы гелия-3 настолько малы, что о промышленном их использовании не идет речи. «По оценкам на нашем спутнике содержится не менее
1 млн. т гелия-3, что может полностью обеспечить земную энергетику на срок более 1000 лет», – подчеркнул глава «Энергии».
Что же касается пилотируемого полета на Марс, то это должен быть международный проект, считает Севастьянов. По его мнению, «Марс – это возможная новая территория обитания человека». «Проблема замкнутого пространства, которым сейчас для нас является Земля, рано или поздно приведет к конфликтам в развитии цивилизации. Пилотируемый космос нужен для решения этой проблемы», – сказал он. Кроме того, полет к Марсу даст возможность отработать новейшие технологии, позволяющие совершать дальние полеты вглубь Солнечной системы, к энергетическим ресурсам Юпитера, Урана.
Комментарии