Урок в 8-м классе на тему «Отмена крепостного права в России в 1861 году»
Структура и содержание занятия1. Организационный момент2. Мотивация и целеполаганиеУчитель: Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие в Российскую империю второй половины ХIХ века, где драматично развивались события внутренней и внешней политики.Демонстрация видеофрагмента №1 из видеофильма «Александр II» (ООО «Видеостудия», КВАРТ, 2008 г.).Учитель: Какие негативные черты российской действительности выявила Крымская война?Ответы учеников.Учитель: Многое изменила в российском обществе краткая речь, произнесенная императором Александром II 30 марта 1856 года перед представителями московского дворянства: «…чувство, враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны прийти к отмене этого».Предположите, что подразумевал император в своей речи под словами «этого»?Ответы учеников.Учитель: Итак, тема нашего урока – «Отмена крепостного права в России в 1861 году». Если говорить о цели урока, то к каким выводам вы хотите прийти, в чем хотите разобраться?Ответы учеников.Учитель: Речь императора имела свое логическое продолжение: «Лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели ожидать времени, когда оно начнет само уничтожаться снизу».Как вы понимаете высказывание императора?Ответы учеников.Учитель: Отмена крепостного права не оставила равнодушными многих современников, в том числе знаменитого поэта Ф.И. Тютчева, писавшего:Ты взял свой день… Замеченный от векаВеликою господней благодатью -Ты рабский образ сдвинул человекаИ возвратил семье меньшую братию…Кого поэт подразумевал под «меньшей братией»? В каком веке крестьянин стал рабом своего хозяина?Ответы учеников.3. Изучение нового материала. Работа в группахУчитель: 16 февраля 1861 года при непосредственном участии Александра II в Госсовете было завершено обсуждение проекта «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».Демонстрация видеофрагмента №2 из видеофильма «Александр II» (ООО «Видеостудия», КВАРТ, 2008 г.).Учитель: Как вы считаете, какие положения реформы были самыми важными для крестьянства?Далее идет работа в группах с положением от 19 февраля 1861 года (в группе распределяются роли: спикер, секретарь, хранитель времени, иллюстратор):1-я группа рассматривает земельный вопрос;2-я группа – временнообязанное положение крестьян и роль уставных грамот;3-я группа – выкупную операцию и институт мировых посредников.Каждая группа заполняет таблицу (см. приложение 1). На работу дается 6 минут.Учитель делает выводы.Познавательные задания для группДля 1-й группыКакие земли под видом отрезков («лишняя земля», превышающая законом установленную норму) оказались по реформе в руках помещиков? Можно ли утверждать, что феодальные повинности (оброк, барщина) исчезли после отмены крепостного права?Для 2-й группыЗа отказ подписать уставные грамоты крестьян ждала порой суровая расплата. В одном из уездов Новгородской губернии «подстрекателей» целыми деревнями свозили в город и публично на площади пороли розгами. Почему так жестоко власти расправлялись с крестьянами?Для 3-й группы«Положение о выкупе» допускало выход крестьянина из общины, но он был крайне затруднен. Как вы думаете, почему? Кто мог осуществить выход из общины?Учитель: Современник отмены крепостного права так описывал объявление воли в одном из селений Казанской губернии: «Долго, но тщетно старались крестьяне понять текст переданного им документа. Понесли его батюшке, да того на месте не оказалось. Дьячок же прочитал нечто невразумительное. Толпа двинулась к грамотному столяру. А тот был чтец небойкий и, увидев бумаги, сокрушенно признался, что не в состоянии ни прочесть, ни растолковать их. Тогда послали подводу за дельным грамотеем, жившим в соседней деревне. Толкователя потом, говорят, долго возили из села в село, кормили и поили, считая лучшим чтецом…»К каким последствиям приводили такие ситуации в России после обнародования Манифеста об отмене крепостного права?4. ЗакреплениеУчитель: Каждый правитель нашего государства имел прозвище, отражающее определенные черты характера или особенности внутренней и внешней политики. В заключение урока вам предлагается отгадать кроссворд, в результате чего вы узнаете прозвище императора Александра II (см. приложение 2).Отгадав кроссворд, ребята узнают прозвище Александра II – Освободитель.5. Разноуровневое домашнее задание.Прочитайте параграф 20 учебника (с. 138-143).Сравните социально-экономическое положение крестьян до и после отмены крепостного права.Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» писал:Порвалась цепь великая,Порвалась, расскочилася,Одним концом по барину,Другим по мужику.Каким образом от отмены крепостного права пострадали и мужик, и барин?Прим. ред. Видеофрагменты приложения к публикации урока см. на сайте www.ug.ru в разделе «Методика».Приложение 1Таблица «Отмена крепостного права»Приложение 2Кроссворд1. Изменение, преобразование (синоним).2. Война, существенно повлиявшая на отмену крепостного права.3. То, что получили крестьяне по реформе 1861 года.4. Плата помещику деньгами или урожаем.5. Помещик (синоним).6. Форма объединения крестьян.7. Политический деятель, сравнивший крепостное право с «пороховым погребом под государством».8. Работа на помещика.9. Многочисленная категория крестьянства.10. Земельные участки, оказавшиеся в руках помещика после реформы.11. Монарх, в правление которого произошло первое ограничение крепостного права.12. Месяц, когда было подписано Положение об отмене крепостного права.
Комментарии