Вспоминая прошедший год, мы начинаем осознавать и тот новый опыт, который по известным обстоятельствам за этот год приобрели. В Московском городском Доме учителя не прерывали свою работу кружки и студии художественной самодеятельности, хотя и работали в новом режиме и формате. Особенно непросто было театральным коллективам, а их в Доме учителя целых четыре.
В начавшемся 2021 году коллектив театра-студии «Горизонт» подготовил для зрителей четыре премьеры. Две из них – концертные программы «Московские окна» и «Песни трудного детства» – состоялись в феврале и марте. Еще две – литературно-музыкальные композиции «Эхо прошедшей войны» (к Дню Победы) и «Уж я не верую в любовь» (по русским романсам и «Бесприданнице» А.Н.Островского) – запланированы на апрель и май.
Весь этот репертуар – результат репетиций, в течение нескольких месяцев проводившихся в дистанционном режиме, во многом изменившем систему работы. Затрудненность общения, «обездвиженность» участников, отсутствие обратной связи, идущей от зрителя, – обстоятельства, со всех точек зрения противопоказанные театру. Адаптироваться к ним удалось не сразу. Если бы речь шла о решении чисто режиссерских задач, то было бы еще сложнее. Но в работе руководителя театра-студии неразрывно слиты художественно-постановочная и педагогическая составляющие. Сложившаяся ситуация подтолкнула к тому, чтобы сделать упор на последней. И в этом обнаружились неожиданные преимущества.
Главная проблема любого любительского коллектива – недостаток репетиционного времени. Сколько ни репетируй, всегда будет мало, всегда что-то останется не до конца доработанным. При этом репертуар никто не отменял: периодически надо что-то показывать зрителю. И актеры, даже профессиональные, не готовы бесконечно репетировать, они хотят выходить на сцену. Что уж говорить о любителях. А тут целый год (как в результате получилось) без выступлений. Не все способны выдержать такое. Но те, кто выдержал, оказались в выигрыше: у них было достаточно времени на углубленную подготовительную работу.
В этом еще одно важнейшее отличие профессионалов от любителей. Профессионалы должны любить работу, процесс, а не только результат – выход на публику с последующими аплодисментами. В наше время, богатое возможностями самого разного толка, бывает трудно объяснить это молодым людям, привыкшим получать результат одним нажатием кнопки на компьютере.
Таким образом, период дистанционных репетиций оказался искусственно смоделированным этапом необходимой, но чаще всего неизбежно пропускаемой в реальной практике подготовительной индивидуальной работы. «Работа актера над собой в творческом процессе переживания» – это название и одновременно суть главной книги К.С.Станиславского часто воспринимается как красивая метафора, мало что реально означающая. А ведь в этом названии значимо каждое слово. Работа. Над собой. В творческом. Процессе. Переживания. Уберите любое из этих понятий, вернее, содержание, стоящее за каждым из них, и что останется? Актерский дилетантизм, борьбе с которым великий реформатор театрального искусства посвятил всю жизнь. Современному человеку, особенно молодому, некогда работать, да еще над собой, да еще в каком-то процессе. Он привык получать все и сразу.
Репетиции в Zoom, конечно, утомляют. Утомляют долгое сидение, бесконечно говорящие головы, раздражают периодически возникающие проблемы со связью. Становятся наглядными преимущества «живых» репетиций. (И это тоже замечательно.) Но зато у актеров-любителей вырабатывается навык кропотливой систематической работы. И те из них, у кого этот навык закрепляется, приобретают к актерской деятельности интерес нового качества, который прежде не был им знаком.
В сложившейся ситуации самой эффективной становится индивидуальная, монологическая форма репетиционной работы. Артист привыкает существовать на крупном плане, где значимо каждое, даже едва заметное, изменение мимики, где внятно и с ясным посылом должно звучать каждое слово. Крупный план не прощает неправды или пустоты, допущенных хотя бы на одно мгновение. Это хорошая школа. Настоящий профессионализм не позволяет актеру ни одного движения, жеста, ни одной фразы впустую. Все должно быть осмысленно.
Монологическая форма репетиций определила в свою очередь характер репертуара. Еще весной 2020 года в театре-студии «Горизонт» началась работа над музыкально-поэтической композицией «Эхо прошедшей войны», в которую вошли стихи и песни, посвященные нашей Великой Победе. Участники записывали видеоролики с чтением поэтических и прозаических фрагментов литературных произведений. С осени, с начала нового сезона, работа над музыкально-поэтическими композициями пошла ускоренными темпами. Этому способствовало появление в коллективе Татьяны Петруниной, которая сумела почувствовать, в чем состоит специфика работы концертмейстера в театральном коллективе, и с большим воодушевлением приняла участие в подготовке программ. В период дистанционной работы участникам приходилось готовить свои вокальные номера не под аккомпанемент фортепиано, а с помощью фонограмм, и в этом Татьяна Борисовна тоже оказывала им огромную помощь.
Работа по освоению жанра актерской песни так захватила участников, что неизбежно стали возникать идеи новых программ. Так возникла композиция «Московские окна», вобравшая в себя песни выдающихся отечественных композиторов И.Дунаевского, Т.Хренникова, В.Соловьева-Седого, М.Блантера, А.Пахмутовой, А.Петрова, А.Бабаджаняна и других на стихи таких замечательных поэтов, как М.Исаковский, Н.Добронравов, Р.Рождественский, Е.Евтушенко. Эти песни, уже ставшие классикой, открываются каждый раз по-новому и неизменно находят отклик в сердцах зрителей, в том числе молодых, что очень важно в наше время, когда культурная преемственность между поколениями во многом разрушена.
Специально для Международной научно-практической конференции, посвященной 100‑летию основания А.С.Макаренко детской трудовой коммуны имени М.Горького, коллективом театра-студии была подготовлена небольшая концертная программа «Песни трудного детства». В нее вошли музыкальные произведения из двух отечественных кинофильмов, в которых нашла отражение тема беспризорничества, – «Республики ШКИД» и «Достояния республики». Участники конференции очень живо восприняли предложенную программу.
Премьера музыкально-литературной композиции «Эхо прошедшей войны», приуроченная к празднованию Дня Победы, намечена на 7 мая (в 19.00). Приглашаем зрителей в Музей московского образования!
А 30 мая в 17.00 в Музее московского образования должна состояться премьера музыкально-литературной композиции «Уж я не верую в любовь».
Замысел этой композиции возник из идеи соединить сцены из драмы «Бесприданница» с романсами XIX – начала XX века. Включение романсов в одну из популярнейших пьес Александра Николаевича Островского традиционно для российской сцены и кинематографа, достаточно вспомнить фильмы «Бесприданница» (1936) Якова Протазанова и «Жестокий романс» (1984) Эльдара Рязанова. Оно драматургически мотивировано, поскольку главная героиня Лариса Огудалова по ходу действия несколько раз поет, подыгрывая себе на гитаре. Фигурирующие в сюжете цыгане также прибавляют любовной истории романсного колорита.
В постановке театра-студии «Горизонт» изначально присутствовала определенная специфика. Технические возможности сценической площадки изначально диктовали камерное решение. От двухактной структуры – спектакля с антрактом и большим числом действующих лиц – сразу пришлось отказаться. Объем текста пьесы сократился приблизительно вдвое, некоторыми сюжетными линиями пришлось пожертвовать, количество ролей было сведено к шести – трем женским и трем мужским, отдельные важные для сюжета реплики исключенных персонажей перешли к оставшимся.
В результате возникла композиция из нескольких ключевых сцен, в которых развивается и находит разрешение основная сюжетная коллизия, разыгрывающаяся между тремя персонажами – Карандышевым, Ларисой и Паратовым.
Сценарий по драме А.Н.Островского «Бесприданница» и русским романсам XIX – начала XX века был опубликован в сборнике материалов городской междисциплинарной научно-практической конференции «Русский театр: от райка до модерна», изданном ГБУ «Московский городской Дом учителя» в 2020 году.
Виталий ПОПЛАВСКИЙ, режиссер театра-студии «Горизонт» Московского городского Дома учителя
Комментарии