Гимназия №1 города Назрани (Республика Ингушетия) по итогам конкурса «Лучшие школы России-2006» стала «Народной школой», получив больше всего голосов в ходе заочного голосования. Почетное звание народной досталось ей справедливо, ведь именно эта гимназия воспитывает своих учеников в любви и преданности народу.
Такое не спишешь
Быть национальной школой в национальной республике – дело очень сложное: от такого образовательного учреждения ждут многого. Оно должно передать юному поколению мудрость, присущую народу, познакомить с его культурой и историей, передать всю красоту вековых традиций, обучить языку, ведь родной язык не зря называют душой народа.
Как справляется со всем этим 1-я гимназия Назрани, можно судить по сочинениям ее учеников. «Родина раскрывается нам не сразу. Постепенно. Каждому в свой назначенный срок… Когда звучит певучее слово «Родина», что прежде всего приходит нам на память? Может быть, раннее, с бледной звездою утро и распахнутое окно, за которым, подернутая туманом, раскинулась изумрудная равнина полей, щедро обрызганная голубой росой? А может быть, задумавшаяся река, гладь которой, как небо светилами, усыпана белыми отметинами лилий? Или, быть может, стук бабушкиных коклюшек за маленькими окнами с геранью, тихая окраина, дикий виноград на воротах?» – так написала в своем сочинении Феридэ Мамиева, ученица девятого гуманитарно-лингвистического класса гимназии. Такое не спишешь, это идет от души, от сердца, согретого не только созерцанием родной природы, но и знанием, которое становится надежным компасом в мире.
У Феридэ есть в сочинении еще одно очень точное замечание – о роли гор в жизни кавказских народов. Это «горы, охраняющие людей, потому что на высоком перевале, на узкой горной тропе горстка храбрецов может остановить целое войско; горы, разъединяющие людей, потому что до соседнего селения трудно добраться, горы, встающие, как преграда, даже на пути языка, так как за соседней горой говорят иначе, чем на твоей Родине, а за двумя горами – и вовсе на другом языке…». За этим описанием гор – целая философия, которая может стать руководством к действию для любой национальной школы. Гору нельзя убрать в реальном понимании этого слова, но можно изменить философскую трактовку и понимание ее роли. Пусть гора охраняет людей, но не разъединяет их. Ведь мы живем в одной стране, в одном культурно-историческом сообществе, нам так важно сегодня быть объединенными – любовью к родному языку и глубоким уважением к любому другому, на котором говорят в том или ином уголке России.
Одна команда
Ингушетия в Российской Федерации – самая молодая республика. Гимназия №1 Назрани – молодая гимназия, в которой учатся более тысячи детей. Для них гимназия, выполняя свою важную миссию, создает уникальное интеллектуальное пространство. Гимназия, которой в этом году исполнилось всего восемь лет, во многом первая – по количеству призовых мест на республиканских предметных олимпиадах среди учащихся, по авторским разработкам педагогов, по количеству экспериментальных программ, по внедрению информационных технологий. В этом смысле гимназия, ставшая победительницей в конкурсе инновационных школ в рамках национального проекта «Образование», – одна из самых лучших российских школ. Здесь практически есть все: профильное обучение, научное общество гимназистов, научно-исследовательские клубы, своя концепция творческой одаренности школьников, опыт интеграции школьного предметного образования с довузовским профессиональным, наконец, широкое поле для получения высококачественного дополнительного образования.
В гимназии подобрался такой коллектив, благодаря которому название учебного заведения стало брендом. Здесь есть не только передовые технологии, позволяющие сохранять лучшие традиции российского образования и этнопедагогики народов Северного Кавказа, но и особый мир, в котором ребята чувствуют себя уютно, свободно, в котором они могут проявить индивидуальность и лучшие личностные качества. Именно гимназия стала лидером в республиканском форуме «Одаренные дети», в проектах национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России». Ее ученики обучаются в заочных школах МГУ, в физико-математической заочной школе при МФТИ. Поступая в вуз, ученики уже имеют публикации в научных сборниках, в республиканских СМИ.
Миссия
Гимназия – отдельный мир, интегрирующийся в мир республики и страны. Все школы республики тоже стремятся использовать инновации, внедряют прогрессивные технологии, но в этой гимназии особый дух – дух творчества. Весь коллектив – одна команда учеников, учителей, родителей, стремящаяся быть открытой. Например, в 1999 году начали проводить научные конференции. Сначала в них участвовали только гимназисты, а потом присоединились ученики других учебных заведений республики. Словом, замечательная российская школа-лидер.
И все же есть у этой ингушской гимназии свой, особенный, национальный колорит, который может и должен быть у истинно национальной школы. Марем Юсуповна Галаева, директор гимназии, заслуженный учитель Республики Ингушетия, кавалер ордена «За заслуги», не спеша, кропотливо и внимательно вместе с коллегами выстраивает модель гимназии, основанной на диалоге культур, что очень важно для национальной республики. Как и всякая гимназия, она собирает под своей крышей способных ребят, но значит ли это, что здесь воспитывают исключительно элиту? Марем Юсуповна отвечает на этот вопрос так: «Да, если понимать под словом «элита» лучших. Сейчас в гимназии учатся представители будущей элиты, но мы принимаем детей, исходя из их интеллектуальных возможностей, а не имущественного и социального положения. Среди гимназистов есть дети рабочих, служащих, творческой интеллигенции, чиновников. Каждый третий гимназист – из семьи новых переселенцев. Учителям приходится не только воспитывать, обучать, но и оказывать психологическую помощь, отогревать детские души». Тех, кому нужно отогреть душу, хватает. В гимназии много детей, которые вместе с родителями переехали на историческую родину и только-только обретают свое национальное самосознание. Может быть, сегодня самая важная и самая трудная задача для педагога – помочь детям в этом процессе.
Мы должны признаться в том, что сегодня относимся к народам, живущим на Кавказе, без должного уважения, а именно они его достойны хотя бы потому, что во многом сохранили и национальные системы воспитания, и национальные этикеты. Более того, мы должны испытывать в определенном смысле чувство вины за то, что долгое время говорили о том, что у нас одна общность – один народ, подспудно имея в виду, что не так уж и важно, кто какой национальности, сын какого народа. Нет народов, нет традиций, нет своеобразного мышления, осмысления окружающего. Белинский писал, что выше всего должно стоять нравственное образование, но в какой-то момент мы вдруг почему-то решили, что нравственное образование не должно опираться на традиционные национальные ценности народов, дескать, все мы – дети мира и все у нас должно быть общее, унифицированное. Нам дорого обошлась такая философия, и только сейчас мы начинаем постепенно возвращаться к нашим национальным истокам. В этом, собственно говоря, возвращении нынче и заключается главная миссия национальной школы.
Диалог культур
В гимназии №1 никогда не забывали, что Ингушетия – национальная республика, а потому сохраняют национальный дух, историю, литературу, язык, культуру, которые так важны для детей. В гимназии изучают этику, ингушский язык, историю Ингушетии, этнографию, историю религии, воспитывая уважение к ним. Все делается для того, чтобы ученики, выезжающие в разные уголки России, чувствовали себя комфортно и уважали культуру других людей. Ведь если их научили уважать свою культуру, они не смогут не уважать культуру других народов, живущих в России. Учителей, которые, казалось бы, знают все, уже ребята приобщают к ингушским танцам, и они охотно учатся. Есть в гимназии ученики, которые родились в Москве, приехали в Назрань, им заново приходится осваивать ингушскую культуру, но они делают это с немалым удовольствием.
В разговорах с педагогами, родителями, гимназистами я часто слышала рассказ о том, сколь добрая и теплая атмосфера в гимназии, как там по-товарищески общаются все – и взрослые, и дети. Но если в этом учебном заведении такая настроенность на реализацию модели национальной школы, то как чувствуют себя там русские дети, которые, живя в Ингушетии, хотят получить высококачественное гимназическое образование? Какова их роль в этой школе?
Интересный штрих: русские дети могут быть освобождены от уроков ингушского языка и ингушской литературы, но они без всяких проблем учат ингушский язык. Имея возможность читать стихи ингушских поэтов и рассказы ингушских писателей на русском языке, поскольку есть их переводы, они предпочитают делать это на ингушском. Значит, русские ученики считают необходимым для себя соприкасаться с культурой республики, в которой живут, потому что становятся частью ее населения, общества. С другой стороны, очень приятно, например, прочитать в сочинении одиннадцатиклассницы Лидии Цечоевой оценку творчества Толстого, Чехова, Пушкина, Горького и других русских писателей-классиков с точки зрения нравственного образования. В герое малоизвестного рассказа Платонова «Юшка» Лидия совершенно справедливо рассмотрела подлинный идеал и олицетворение нравственности, душевной чистоты и красоты. Диалог культур идет в ребячьей среде, и тут можно сказать о роли родителей, проявляющих мудрость, понимающих всю важность такого диалога.
Говорят, нынче политики ищут опору в школьном образовании. Понятно почему: здесь есть то, что определит в будущем черты государства и общества. Вот только некоторые стараются обрести эту опору исключительно во время очередных выборов, а другие стараются поддерживать образование без всяких конъюнктурных расчетов. Президент Ингушетии Марат Зязиков относится к гимназии №1 с вниманием, подобающим серьезному политику и государственному деятелю, встречается с ее выпускниками и педагогами. Это хорошо характеризует президента Ингушетии, но это прибавляет еще один серьезный положительный штрих в портрет самой гимназии, которая с полным основанием стала народной.
Комментарии