Как и на любом совещании, выступления на секции “Создание организационной и технической инфраструктуры интернет-учреждений среднего образования в регионах России” были разные по эмоциональному накалу и информативному наполнению, но тема “Интернет и школьное образование” была рассмотрена в полном объеме.
Конкретные вопросы поставил директор детского образовательного центра из Красноярска Евгений КУЗНЕЦОВ: “Что должно быть в интернете, чтобы его максимально использовали в системе образования? Как надо изменить школу, чтобы ресурсы сети использовались в полной мере?”
Многие выступающие говорили о том, что время мифов о решении всех проблем образования при полном оснащении школ компьютерами прошло. Но вместе с тем в учительской среде еще сильна убежденность, что на доске мелом и тряпкой они лучше объяснят детям свой предмет.
Докладчик уверен: общество при встрече с новым проходит четыре стадии: 1) “обойдется”, 2) отторжение, 3) привыкание, 4) необходимость. Подчеркивалось, что интернет больше всего необходим одаренным детям, детям-инвалидам и тем, кто удален от центров образования.
О раздробленности образовательных ресурсов было сказано в докладе зам. директора школы N 550 Санкт-Петербурга Григория ВОДОПЬЯНА.
Он считает, что по своей природе интернет представляет собой неупорядоченный и плохо структурированный информационный массив, который не может быть эффективно использован.
Создание регулярной единой системы информационной поддержки образовательных интернет-технологий на централизованной основе представляется глобальной задачей, которая требует координации на государственном уровне. Докладчик предложил использовать подход создания и каталогизации электронных ресурсов “снизу”. Реализация такого подхода – создание ИНФОТЕКИ образовательных ресурсов для средней школы.
Ряд выступающих касались трудностей реализации образовательных программ в сельских и труднодоступных районах. Зав. лабораторией информационных образовательных ресурсов Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования Игорь СИНИБОРОДОВ затронул проблему развития телекоммуникационной образовательной сети в своем крае.
Применение в Красноярском крае технологий интернета для образовательных целей тормозится рядом объективных причин. В большинстве регионов практически отсутствуют качественные линии связи. Зачастую они представлены лишь каналом тональной частоты, не позволяющим организовать соединение на приемлемой для образовательного учреждения скорости. Крупные населенные пункты разбросаны на больших расстояниях друг от друга.
Здесь подключить к интернету районные учреждения образования на приемлемой скорости можно лишь развернув сети абонентских точек асимметричного доступа. В перспективе при появлении значительного числа абонентов становится экономически целесообразной спутниковая связь.
Директор каргасакской СШ N 2 Томской области Валерий СЕДУНОВ говорил о том, что существует разрыв между уровнем компьютеризации школ и уровнем подготовки педагогических кадров в области компьютерных и интернет-технологий. По данным мировых исследований, директора российских школ используют в своей работе компьютер на порядок реже, чем их зарубежные коллеги. В российских ИПК недостаточно внимания уделяется обучению учителей-предметников интернет-технологиям.
На сегодняшний день в Томской области около 12 тыс. учителей. Их переподготовкой в рамках проекта “Поколение.ru” занимается региональный центр интернет образования, который должен готовить 100 человек в месяц. По крайней мере потребуется 10 лет, чтобы все педагоги прошли переподготовку. Значит, надо думать о том, чтобы создавать муниципальные центры, привлекая местные ресурсы. Кроме того, существует проблема базовой подготовки слушателей курсов регионального интернет-центра. Курсы в интернет-центре были бы более эффективны, если бы слушатели проходили базовую подготовку по месту работы и проживания.
Общим во всех выступлениях был вопрос о том, что же делать учителю после возвращения с курсов ФИО. При отсутствии техники он все быстро забывает. “Побывали в раю и вернулись опять к доске с мелом” – как сказал один из участников. Но это уже проблема государственного масштаба. Вопрос только в том, будет ли объявленная программа компьютеризации всех российских школ выполнена.
Юрий ГОРЮХИН
Комментарии