Старая пьеса В.Розова на сцене МХАТа имени М.Горького
вою соседку, четырнадцатилетнюю Настю, я увидела в театре на спектакле. “Ну и как тебе понравилась премьера?” – спросила я ее. Настя задумалась, а потом медленно сказала: “Я думаю, то, что было на сцене, – это пример для подражания сегодня”.
Позвонила автору пьесы, Виктору Сергеевичу Розову, и поинтересовалась, почему он решил вновь вернуть зрителям свою раннюю, первую из поставленных на сцене его пьес.
– Прежде всего должен сказать, что идея постановки принадлежала художественному руководителю театра Татьяне Васильевне Дорониной. Она просила меня предложить для постановки пьесу, в которой она могла бы занять многочисленную талантливую молодежь ее коллектива, и предложить нынешней молодежи повод для раздумья о себе, времени, своих проблемах… Я сам назвал “Ее друзей” еще и потому, что сейчас все мы (в том числе и молодые) очень и очень соскучились по доброте…
Сегодня “Ее друзья” – пьеса-ретро. События развиваются зимой 1950 года, почти полвека назад.
– Что привлекло вас в этой пьесе, ставшей вашим театральным дебютом? – обратилась я к постановщику спектакля, видному кинорежиссеру Валерию Ускову (зрители знают его по совместным с В.Краснопольским постановкам таких известных многосерийных телелент, как “Тени исчезают в полдень”, “Вечный зов”, кинофильмов “Неподсуден”, “Ночные забавы” и “Воровка”, а скоро на киноэкранах появится “Ермак”). Меня, признаться, удивило, что Усков неожиданно обратился к театру. Оказывается, совсем не неожиданно…
– Я с детства люблю театр, – сказал Усков. – Давно хотел попробовать себя на сцене. Пришел к Дорониной с другой пьесой. А она предложила мне “Ее друзей”. Но чем больше я вчитывался в пьесу, тем более увлекался и загорался ею. Взаимоотношения героев, человеческие поступки, линии сюжета. А главное – атмосфера. Вспомнил свою школу, которую тоже, как и герои пьесы, кончал в 50-м. Очень взволновала предложенная удивительным нашим драматургом Виктором Розовым проблема нравственных категорий… Я ненавижу вошедшую в наш быт мерзкую фразу: “Это ваши проблемы”. Может быть, неприятие такого рода “ваших проблем” в привычных ныне взаимоотношениях стало для меня главным в постановке “Ее друзей”. И страстно захотелось заразить молодых доронинских актеров чистотой взгляда на мир, верой в свое будущее и бесспорным желанием через дело быть полезным другим людям и своему государству… Я бесконечно благодарен Татьяне Васильевне и Розову за постановку на мхатовской сцене этой очень нужной, остро необходимой сегодня пьесы.
…Представьте себе, что билеты на “Ее друзей” проданы уже на два месяца вперед. Аншлаг за аншлагом. Кто бы мог подумать, что пьеса почти пятидесятилетней давности может вызвать такой ажиотаж?!
Мне передали мудрую доронинскую фразу, сказанную перед постановкой “Ее друзей”: “Надо начинать все сначала!” (имелось в виду воспитание молодежи).
Ну вот, могут сказать мне, – странная какая-то рецензия: надо про актеров, про художников, про музыку, естественно, про режиссуру, наконец, напомнить сюжет. Правильно, все это нужно. Но прежде всего мне хотелось поговорить о необходимости – наболевшей, почти, можно сказать, кровоточащей – поставить именно эту пьесу, именно сегодня и именно в стиле ретро, ничего не меняя (добавив, правда, одну, первую картину новогоднего школьного бала, идеально вводящего зрителя в атмосферу, в климат спектакля). А именно в этой сцене так точно прозвучали из ребячьих уст очаровательные ранние стихи самого Розова, внесшие какой-то особенный озон и чистоту, которые потом уже в сюжете тепло выплеснулись навстречу зрительским сердцам и умам:
На карнизе две сосульки
Так и блещут хрусталем.
Капли шлепаются гулко
На железо под окном…
…Итак, десятиклассники. Через полгода им получать аттестаты зрелости и выбирать жизненный путь, поступая в институты. Главная героиня Люся Шарова (И.Фадина) выбрала сельскохозяйственную академию. Но вдруг случилось несчастье: девушка стала катастрофически терять зрение, ей, как выяснилось не сразу (она скрывала до поры свою беду), предстояла операция с неизвестными, почти сомнительными результатами. И тогда ей на помощь пришли друзья-одноклассницы и мальчики из соседней школы (напомню, что в те годы обучение было раздельным). Они стали заниматься с нею, готовить уроки, читать, стали, по сути, ее глазами, и Люся смогла закончить школу с золотой медалью, а потом, еще до результата успешной, к счастью, операции на глазах, была принята в сельскохозяйственную академию. Вот вкратце сюжет. Но сюжет сюжетом, его можно было утопить в мелодраме. Но на сцене – яркая, сильная, психологическая драма, в которой мне трудно, да и не хочется выделять отдельных исполнителей, ибо ансамбль (и молодых, и “взрослых” исполнителей) настолько точен и ярок, что надо перечислять всех, кто назван в программке. И все-таки отмечу, кроме И.Фадиной, прекрасно “работающих” педагогов – директора школы (Г.Ромодина) и классного руководителя (С.Коркошко)… А как красиво и ясно “подана” первая любовь: самой Люси, Светланы Бутовой (К.Косаренкова), Пети (А.Морозов), Володи (М.Дахненко)!.. Как активно живут в характерах своих героев и героинь (а не “представляют” их) все молодые артисты, просто сердце радуется, глядя на них, и в душе возникает такая боль по доброте, которая сейчас в дефиците, что, ей-Богу, простите, порой слезы на глаза навертываются… Вот те самые педагогическая чуткость и доброта, которые, как известно, спасут мир, если только мы вовремя одумаемся…
Все в спектакле органично и выразительно. И старые мелодии песен, сопровождающие действие (музыкальное оформление В.Соколова), и даже “исторический” уже преподаватель Гордеев, который звучит из тарелки-громкоговорителя со своей “Утренней гимнастикой”, и вся обстановка сцены (художник В.Серебровский)… И, конечно, отличная, умная, заразительно добрая в своей основе режиссура В.Ускова.
Очень нужный, очень своевременный, я бы сказала, сиюминутно необходимый спектакль. Не случайно педагоги со своими учениками ринулись в театр. А как ребята слушают текст, как переживают за героев, какая бездна доброты просыпается в них самих!..
Наталья ЛАГИНА
Фото Веры ЗУБАРЕНКОВОЙ
Актеры, роли, жизнь
На прошедшем недавно в Сочи кинофестивале Гран-при получил фильм “Брат” режиссера А.Балабанова. А Сергей Бодров-младший, уже известный нашим зрителям по фильму “Кавказский пленник”, на этот раз удостоен главного приза фестиваля за лучшую мужскую роль. Огорчает, правда, то обстоятельство, что на афишах кинотеатров фильма “Брат” нет, зато видеопрокат действует, как говорится, на всю катушку.
Кстати сказать, на Сочинском кинофестивале специальные призы получили также режиссеры К.Муратова (“Три истории”), Г.Хайндрава (“Кладбище грез”), А.Сокуров (“Мать и сын”). Что же касается фильма “Брат”, то критика остроумно отметила, что этот фаворит фестиваля “продемонстрировал довольно успешную попытку соединения острого сюжета, малого бюджета с высокой кинематографической культурой постановки”.
Музыкальный театр имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко обратился к творчеству молодых композиторов. Пример тому – блестящая премьера театра – балет “Суламифь” на музыку Валерии Бесединой. Режиссер спектакля – Дмитрий Брянцев. В основе либретто – повесть А.И.Куприна “Суламифь”. В главных партиях выступают Лилия Мусаварова и Екатерина Сафонова. Двум актерам поручена роль царя Соломона – Владимиру Кириллову и Герману Шалтыреву.
Академический Театр имени Евг.Вахтангова тоже подготовил премьеру – спектакль “Милый лжец” по пьесе драматурга Дж.Килти. В главных ролях заняты всеми любимые Юлия Борисова и Василий Лановой.
Премьерой завершил театральный сезон МХАТ имени А.П.Чехова. Это спектакль “Женитьба” по пьесе Н.В.Гоголя. Поставил спектакль известный режиссер Роман Козак, а роли исполняют ведущие актеры – С.Юрский, В.Невинный, В.Гвоздицкий, А.Феклистов, А.Скачкова, Н.Тенякова, Н.Гуляева и другие.
25 июня исполнилось 90 лет со дня рождения величайшего поэта ХХ века Арсения Тарковского. Его жизнь была непростой, а судьба – поистине высокой.
…Расставлено все в доме по-другому,
Июнь пришел, я не томлюсь по дому,
В котором жизнь меня терпенью учит,
И кровь моя мутится в день рожденья,
И тайная меня тревога мучит, –
Что сделал я с высокою судьбою,
О боже мой, что сделал я с собою!
Москва встретила молодого виртуоза, выдающегося музыканта Евгения Кисина, который приехал в столицу России на гастроли с берегов туманного Альбиона. Турне маэстро наверняка станет главным музыкальным событием нынешнего лета.
Валерий ЕРМОЛОВ
Валентина ТОЛКУНОВА:
Переждала… И победила!
ридцатилетний юбилей своей творческой деятельности отметила концертом в Центральном концертном зале “Россия” народная артистка России Валентина Толкунова.
“Прекрасная, очаровательная женщина, прелестная певица с замечательным голосом”, – это сказала старейшая актриса Театра Российской Армии Нина Афанасьевна Сазонова и даже спела для виновницы торжества песню.
Прима Московского театра оперетты Светлана Варгузова, с которой, как выяснилось, Валентина Толкунова знакома с… одиннадцати лет – они вместе начинали петь в детском хоре имени Дунаевского, – запела “Заздравную”! Тут же, словно по мановению волшебной палочки, официанты в строгих черных фраках вынесли на сцену шампанское, и прозвучал первый тост – за Валентину Толкунову! А пришли ее поздравить “сливки” отечественной культуры – Михаил Ульянов и Людмила Гурченко, Алла Баянова и Борис Брунов…
Людмила Гурченко восхищалась мужеством и силой духа певицы: “Даже во времена, когда, казалось, не модны этот стиль и музыка, Толкунова выходила со своей неизменной русой косой, в своем строгом платье и пела – свое. И переждала! И победила!”
рафаэль:
Люблю одеваться во все черное…
радости многочисленных фанаток, испанский певец Рафаэль после многолетнего перерыва вновь приехал с концертами в Россию. Выступления прошли в Москве и Санкт-Петербурге.
– Как вам новая встреча с Россией? Ведь вы были у нас безумно популярны, особенно после выхода фильма “Пусть говорят”?
– О, встреча превзошла все мои ожидания. Столько цветов, оваций! Мне даже, признаюсь, стало неудобно. Одна москвичка лет пятидесяти, вручая цветы во время концерта в зале “Россия”, встала на колени. И, насколько я понимаю по-русски, сказала, что я – кумир ее юности.
Многое в России за эти годы, конечно, изменилось – что-то в лучшую сторону, что-то в худшую. Но русское сердце осталось тем же – нацеленным на доброту. Это самое мое главное открытие в нынешний приезд.
– Ваше мнение о русских девушках? Многие их считают самыми красивыми в мире…
– Вопрос, я бы сказал, несколько провокационный.
Единственная женщина, которая мне нравится, родилась в Сан-Себастьяне. Ее зовут Наталия Фигероа, и она моя супруга и мать моих детей. Как вам мой ответ? Кстати (Рафаэль хитро улыбается своей ослепительной улыбкой), если я скажу иначе, тогда, вернувшись домой… надеюсь, вы меня понимаете. Тем более что здесь присутствует мой сын Хакобо, который меня контролирует…
– Он именно для этого вас сопровождает?
– Нет, что вы, это шутка. Он увлечен кино, недавно окончил режиссерский факультет университета в США. И сейчас снимает документальный фильм о моем мировом турне. В том числе и о концертах в России. Кстати, сьемки финансируются правительством Испании. Я принципиально не смотрю рабочие моменты, полностью доверяю сыну, веря в его талант. Вот когда все будет готово и поставлена последняя точка, тогда с удовольствием посмотрю.
– Какой наградой вы дорожите более всего?
– Пожалуй, урановым диском. Он выпускается, когда у артиста продано 50 миллионов дисков. А вообще у меня вышло 75 дисков в разных странах. Сейчас готовлю 76-й, надеюсь, он скоро появится.
– Слышала, пишете автобиографическую книгу?
– Скорее, книгу воспоминаний. Я еще не достиг того возраста, чтобы писать свою автобиографию. А вот вспомнить есть о чем. Выйдет книга в октябре. Хотя я уже отметил свой 50-летний юбилей, чувствую себя на 23 года. А что, разве мне можно дать больше?
– Конечно, нет. Скажите, а кто ваш любимый исполнитель на эстраде?
– Я мог бы назвать много имен. Но если я должен выбрать одного, то это – Стинг. Почему? (Смеется). Потому что он любит, как и я, одеваться во все черное. Ну и из певцов Рафаэль тоже нравится.
– В будущем году исполняется 35 лет, как вы на эстраде…
– И свой стиль менять не собираюсь. Потому что поменять стиль – это как бы предать самого себя. Думаю, что публике это не понравилось бы. Я такой, какой есть.
– Знакомы ли вы с нашими мастерами культуры?
– Я счастлив, что мне не раз доводилось выступать в одних концертах с Мстиславом Ростроповичем. Это великий мастер. Других имен, к сожалению, назвать не могу. Просто их не знаю.
Борис б╡унов:
Мне нравится наше время
вой 75-летний юбилей отметил недавно народный артист России Борис Брунов. По этому случаю “Площадь звезд” у Центрального концертного зала “Россия” 17 июня пополнилась еще одной звездой – теперь представителем эстрадного конферанса.
На пресс-конференции юбиляр больше говорил о тех, с кем ему довелось работать. О тех, кто его учил, – Гаркаве, Мироновой, Менакере. “Мне нравится наше время, – сказал Б.Брунов. – Раньше, в прошлые годы, я утром просыпался и сразу искал все газеты, не написали ли где обо мне плохо. И, как правило, находил: “в угоду пошлой занимательности”, “на потребу зрителям”, “пошляк на сцене” – все это про меня. Сегодня отношение к эстраде другое – более доброе. Единственное, чего в ней самой не хватает, – многожанровости. И если сегодня появится молодой артист типа Райкина, ему просто негде себя проявить. Поскольку эстрада стала лишь музыкально-песенной. Передают по радио эстрадный концерт – 18 песен, то же самое по телевидению. И все. В своем Театре эстрады, где я художественный руководитель, пытаюсь возродить разные жанры, конферанс, что-то получается, что-то нет”.
Лариса КУДРЯВЦЕВА Фото автора
Комментарии