search
main
0

Возвращение блудного сына,

или Профессия как судьба

Учитель – профессия массовая. В нее идут разные люди. Кто-то приходит работать в школу совершенно случайно: поступил в педвуз, так как в другие не проходил по баллам, окончил его, и вот – встречайте, дети, своего нового учителя! Такой преподаватель потихонечку врастает в коллектив, постепенно осваивает азы профессии и впоследствии может стать среднестатистическим учителем. Не плохим и не хорошим, а просто средним. Такие люди рассматривают профессию педагога как источник заработка, и только. А есть среди учителей и такие, кто выбрал эту профессию, понимая, что работа с детьми – это их призвание. Таких учителей в школах большинство. И для них, конечно, тоже важны деньги. Святым духом сыт не будешь, но они не считают это самым главным. На первом месте для таких учителей стоят дети, а точнее, работа с детьми, влияние на формирование личности в процессе социализации, радость совместных успехов и ощущение сопричастности всему, что происходит в жизни учеников.

Но в профессиональной деятельности всех педагогов независимо от мотивации, по которой они пришли работать в школу, бывают моменты, когда хочется все бросить и уйти. Уйти совсем из профессии, навсегда, окончательно и бесповоротно. Спросите любого учителя, и он вам подтвердит, что такие мысли посещали его не раз в течение учебного года. Причин для этого очень много. Подобное желание возникает в результате профессионального выгорания, из-за конфликтов с администрацией, с коллегами, учениками и их родителями.

Низкая заработная плата и большие дополнительные нагрузки, не связанные с основной деятельностью, также выбивают учителя из колеи, и он готов расстаться со своей работой. Эту проблему все решают по-разному. Большинство коллег дорабатывают до конца учебного года, клянутся, что больше их в школе не увидят, но, отдохнув за летние месяцы, 1 сентября бодро и радостно встречают в кабинетах своих учеников. И слава богу! Но есть те, которые действительно уходят из профессии. Кто-то отправляется на заслуженный отдых, а кто-то кардинально меняет сферу деятельности.

Подобный момент был и в моей жизни. Причем все было хорошо: отличные отношения с учениками и их родителями, полное взаимопонимание с администрацией и коллегами, хорошая зарплата, ежегодные победы моих учеников на всевозможных конкурсах и призовые места на олимпиадах разных уровней. Казалось бы, что еще нужно?! Работай и радуйся своим профессиональным успехам и достижениям учеников. Но нет, чего-то не хватало. Возникло ощущение того, что я исчерпал себя в педагогической работе. Меня не покидало чувство неудовлетворенности, стремление сделать больше. И решение было принято: я ухожу из школы.

Ушел недалеко. В районном отделе образования проводили на пенсию ведущего специалиста, мне предложили это место. Я с энтузиазмом взялся за дело. Сидел с утра до вечера на рабочем месте, пытаясь вникнуть во все нюансы новой профессии, таскал огромные пакеты с бумагами домой и работал с документацией все выходные. А работы было много. Я отвечал за аккредитацию и лицензирование школ, за внесение в уставы образовательных учреждений изменений и дополнений.

В моем ведении находились организация работы по профилактике правонарушений, наркомании, планирование отдыха учащихся, награждение педагогических работников, а потом еще добавились мобилизационная работа и воинский учет. Работал аки пчела. Изучил все вопросы и вник во все аспекты. Первое время мои новые коллеги, пользуясь моим незнанием, подкидывали мне часть своей работы, но и с этим я со временем разобрался. До всего дошел сам. В таких организациях не стоит ждать помощи. Все с удовольствием наблюдают за новичком со стороны: справится он или нет со своими обязанностями. И если ты начинаешь «заваливать» порученные тебе дела, то доставляешь этим неописуемое удовольствие окружающим.

Единой команды нет. Каждый сам за себя и сам по себе. Может, этим и объясняется тот каскад противоречивых указаний, льющихся из органов управления образованием в школы и детские сады. Одна из главных задач в управленческой работе – это составление отчетов. Сразу этому не научишься, и мне понадобился год, чтобы овладеть этим искусством в совершенстве. Ее величество бумага – вот что самое главное в работе чиновника. Конкретный человек и его заботы далеко не на первом месте.

С самого начала работы в должности ведущего специалиста я понял, что необходимо получить профильное образование. Человек должен постоянно развиваться. Будучи учителем, я уже подумывал о получении второго высшего, но руки как-то не доходили до этого. И вот теперь сама жизнь говорила, что этот момент настал.

Поступаю в РАГС (ныне Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ) на факультет менеджмента по направлению «Государственное и муниципальное управление». В общем, все складывалось так, как я хотел. У меня новая работа! По меркам нашего общества она более престижная, чем работа учителя. Маячат перспективы по службе на региональном уровне, и у меня все получается! Но душа была не на месте. Ощущение потери преследовало меня постоянно. А вот что я потерял, понять никак не получалось.

Разобраться в себе мне помог случай. В конце мая сотрудники отдела образования отправляются в школы района, чтобы произнести казенные речи перед выпускниками на Последнем звонке. Мне поручили выступить в моей родной школе, в которой я учился, а впоследствии работал учителем. Стою я на торжественной линейке, смотрю на учеников, которым еще недавно преподавал историю и обществознание, и начинаю понимать, что не хватает мне именно работы с детьми. Неживая бумага заслонила собой все в моей жизни, а мне нужны вот эти детские глаза. Я хочу, чтобы они были частью моей души, моей жизни. Я понял, что нуждаюсь в них больше, чем они во мне. Вот тогда-то я и принял решение вернуться обратно в школу.

Уйти сразу не получилось. Не было подходящего места, да и смелости мне, вероятно, не хватило. Боялся осуждения. Казалось, если я, проработав в новой должности всего три месяца, напишу заявление об уходе, это будет проявлением слабости. Окружающие могут подумать, что я испугался трудностей, не справляюсь со своими обязанностями. Да и странно это как-то выглядит со стороны. Обычно люди стремятся стать чиновниками, а тут наоборот – человек хочет уйти.

Два с половиной года я проработал в отделе образования. Параллельно со своей основной работой с разрешения начальника преподавал по совместительству в разных школах. Уроков получалось брать немного. Самое большое – два часа в неделю. Вечером проводил частные занятия с учениками. Абсолютно бесплатно. Это мне было нужно, чтобы не потерять квалификацию учителя. Я старался быть в курсе всех нововведений в современной школе, изучал методику подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, потому что знал, что в конце концов я снова буду работать с детьми.

И вот этот день настал. Я договорился с директором одной из сельских школ, что перехожу к ним на постоянную работу, а директор моей родной школы предложил мне еще и совместительство. Не раздумывая, я написал заявление по собственному желанию. Напоследок перед уходом из отдела образования мне было сделано предложение возглавить самую большую городскую школу, но меня ничего не могло остановить. Я уже мысленно вел уроки и ждал встречи с детьми. Когда я уходил, один из работников отдела образования сказал, что они все хотят отсюда уйти, только вот некуда, в школе работать они точно не смогут.

С этого момента прошло 12 лет. Я перешел на постоянную работу в свою школу. Уроки веду с удовольствием. Понимаю, что приношу пользу людям. Я нужен им, а они нужны мне. Каждый урок для меня – это событие. Часто слышу от своих коллег, что они устали, что бросят все и уйдут. Слушаю их и улыбаюсь. Вспоминаю себя. Уходить из школы нестрашно. Учитель может работать кем угодно. Страшно становится тогда, когда ты понимаешь, что не можешь без школы, без детей, а вернуться обратно тебе не дают какие-то условности, как правило, вымышленные. Обращаюсь ко всем педагогам, которые покинули школу, но хотят вернуться назад: не бойтесь ничего, возвращайтесь! Школа нуждается в вас, но еще больше вы нуждаетесь в школе!

Григорий ФОМЕНКОВ, учитель истории и обществознания, г. Меленки, Владимирская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте