search
main
0

Возвращая счастье. Министра образования волнует не только как учатся в области, но и кто

Министр образования и науки Челябинской области Владимир САДЫРИН считает, что он в какой-то мере если не баловень судьбы, то счастливчик. В 23 года он стал директором школы, в 25 – заведующим гороно, в 34 – заместителем председателя горисполкома, в 39 лет – главой города Сатки и района. Человек он, безусловно, яркий и талантливый, но главное – неравнодушный.

– Владимир Витальевич, в Челябинской области, можно сказать, уникальный опыт работы с детскими садами. Власти уделяют большое внимание дошкольному образованию. Это один из принципов политики министерства?

– Дошкольное образование стало у нас приоритетным направлением по сути пять лет назад. Тогда была принята первая областная целевая программа о его развитии. За три года мы ее выполнили. Эта программа была рассчитана на 426 миллионов рублей. И когда мы подводили итоги, то оказалось, что мы ее даже перевыполнили на 496 миллионов, которые мы вложили. Как говорит наш губернатор, мы закончили эпоху закрытия детских садов и начали возвращать их в систему дошкольного образования, ремонтировать, строить новые. У нас есть уникальный город Снежинск, где 97 процентов всех детей дошкольного возраста от года до семи ходят в детские сады. Там нет никаких очередей. Там есть мамы-одиночки, которые попали в трудную ситуацию и должны работать, так они своих грудных детей отправляют в ясли, и их два раза в день на автобусе привозят с работы, чтобы они покормили детей.

Мы за те три года довольно много сделали. Начали подготовку педагогов, выделять деньги с областного бюджета на ремонт, доказывать главам, что именно с дошкольного образования все начинается. Как-то раз Лев Толстой в своих заметках записал: «От момента рождения до пятилетнего ребенка целая вечность, от пятилетнего ребенка до меня, глубокого старика, один шаг». Так вот, чтобы не потерять эту вечность в ребенке, чтобы талант каждого ребенка проявился во всей своей полноте, мы и стали заниматься дошкольным образованием. Мы дополнительно привлекли в детские сады 7 тысяч детей, они у нас ходили бесплатно за счет средств областного бюджета. Это из семей риска, малообеспеченных.

Сейчас мы эту цифру в новой программе, которая рассчитана до 2010 года, увеличили. В этом году у нас уже 9 тысяч таких ребят. А всего у нас 148 тысяч детей посещают детские сады. Мы начали с областного уровня закупать игрушки. Каждый сад получил чек на 10 тысяч. Стоимость новой программы тянет под миллиард семьсот миллионов. Мы закладываем туда средства на строительство новых детских садов. Примером этого может служить Магнитогорск: примерно каждые полгода они вводят новый сад – или строят, или освобождают из-под ведения той организации, которая занимала помещение, и реконструируют, капитально ремонтируют и отдают детям. Вот уже три больших детских садика они ввели. Челябинск закладывает пять детских садов. У нас наибольшая очередь сейчас в Челябинске. Из-за повышения рождаемости возникла очередь, а повысилась она довольно прилично. Низшая точка рождаемости была 26 тысяч детей, сейчас на протяжении четырех лет рождаются 36 – 38 тысяч. Поэтому удержать этот уровень (76 процентов охвата, три четверти) сложно. Но мы уже третий год удерживаем, прирост на 12 – 14 тысяч идет, а охват остается неизменным.

Я думаю, мы одни из немногих в России, кто в рамках национального проекта выделяет гранты не только школам, не только каким-то другим учреждениям, но именно детским садам. У нас будет 100 лучших детских садов. Губернатор дополнительно выделил 450 миллионов, и у нас будет 100 грантов для детских садов.

– Что можно сказать о здоровье детей этой промышленной зоны?

– Мы должны с вами понимать одну вещь, чем больше развивается медицина, тем больше больных детей они нам поставляют. У моей бабушки было девять детей, из них живых осталось всего пятеро. Сегодня наверняка удалось бы сохранить всех. Но были бы они здоровы? Трудно угадать. Детская смертность сейчас значительно ниже, но инвалидизация во всем мире увеличивается. Но мы занимаемся коррекционным образованием в дошкольном возрасте с надеждой что-то изменить пока не поздно. Ведь многие дефекты возможно исправить в детском возрасте. Мы провели мониторинг и выяснили, что две трети детей, которые приходят в первый класс, остаются на второй год и потом попадают в класс с задержкой психического развития, – это дети, которые не посещали детский сад. Наша задача сделать равную доступность образования для всех детей. Поэтому у нас 92 процента детей перед школой обязательно посещают детский сад. На следующий год мы ставим задачу выйти на 100 процентов.

Коррекционной работой мы занимаемся очень серьезно. Наряду со всеми своими успехами мы считаем огромным своим успехом, что трое детей с диагнозом ДЦП у нас в детском саду №181 научились ходить. Мы вернули счастье и детскую радость в семью, и дети совсем по-другому сегодня и развиваются, и в коллективе находятся. У нас много коррекционных групп. В Магнитогорске очень сильная система, в Челябинске, даже в сельских городах. У нас есть группы и для слабовидящих, и для слабослышащих, и для детей, которые болеют острыми респираторными заболеваниями. В Магнитогорске есть уникальная загородная дача в лесу, куда детский сад полностью со всем своим оборудованием, штатом на месяц уезжает. Три годика ребенку или шесть – смену он живет там. Каждый сад за год месяц проводит в лесу.

– Челябинская область активно развивает профильное образование. Это дань моде или насущная необходимость?

– Мы участвуем во многих экспериментах. Например, в широкомасштабном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания среднего образования у нас участвовали 212 школ. Это довольно много, если учесть, что всего их у нас 656. Каждая третья школа участвовала, и мы наработали очень солидный опыт. Что и говорить, профильное обучение у нас есть. У нас два района – во всероссийском эксперименте. Это город Копейск и Тракторозаводский район Челябинска. Я думаю, что здесь есть определенная положительная тенденция, но мы не будем насильно все школы с 1 сентября переводить на профильное обучение. Сейчас мы просто изучаем мнение снизу, по желанию, кто желает вести профильное обучение – пусть включается.

– А как обстоят дела с подготовкой квалифицированных специалистов?

– Мы сохранили 14 межшкольных учебно-производственных комбинатов. В Челябинске, Златоусте, Магнитогорске, в Уйском районе. У нас есть школа с технологическим уклоном. В челябинской 142-й дают несколько профессий. Кстати, в этом году у нас ребенок оттуда выиграл Всероссийскую олимпиаду по технологии. Уже по выходу из школы ребята получают свидетельства о получении какой-то профессии. Во многих сельских школах мы сохранили профиль тракториста-машиниста и водителя. Но мы край индустриальный. Есть одна особенность, которая отличает нас от других регионов России. У нас гораздо больше детей после 9-го класса идут в профессиональные училища. В среднюю школу по России уходят 65 процентов, в Челябинской области – 55. В учреждения начального профобразования в России – 18,6 процента, а в Челябинской области – 30. Для сравнения – такая же индустриальная Свердловская область – у них 23,2. Эта особенность – здесь надо отдать должное и нашему губернатору, и правительству – в том, что мы сохранили учреждения начального профессионального образования, у нас сейчас в них обучаются около 50 тысяч ребят. Мы, кстати, в программу национальных проектов включили создание 10 ресурсных центров для профессиональных училищ. Из областного бюджета 25 миллионов на это выделяем. Кроме этого, создали 50 межшкольных методических центров, там мы учим учителей работать на компьютере, учим их работать с компьютерными технологиями. У нас есть города и есть предприятия, которые очень здорово помогают своим профессиональным училищам.

– В Челябинской области сильное образование, достойно зарекомендовавшее себя так или иначе в стране, как вы поддерживаете этот свой уровень?

– Мы в принципе создали систему работы с одаренными детьми. У нас каждый год от 35 до 40 победителей всероссийских олимпиад. И четыре года подряд мы вручаем лучшему учителю года автомобиль, причем не какой-то, а ВАЗ-21093. Три года из четырех получали этот автомобиль мужчины, хотя мужчин у нас 11 процентов в образовательной системе области. В этом году выиграла Галина Викторовна Измайлова, учительница русского языка и литературы из 56-го лицея Магнитогорска, мать четверых детей, младшего сына у нее зовут Филипок, ему три года. Я даже журналистам помогал заголовок для статей придумывать: «Машина для Филипка», «Подарок для Филипка» – газеты с такими заголовками вышли. Внимание властей к образованию, а мы сейчас и муниципалитеты заставили участвовать в нашем национальном проекте, огромно. И если мы дополнительно получили 450 миллионов из областного бюджета на нацпроект – согласитесь, что это приличная сумма, – то 238 миллионов выделили дополнительно муниципалитеты. И мы смогли осуществить многие проекты. Вот мы купили в этом году 300 компьютерных классов, купим 700 автоматизированных рабочих мест учителям, мебель для школ, техническое оборудование, книги для библиотек. Это все будем приобретать на условиях софинансирования с муниципалитетами. Но еще одной проверкой нашей образовательной системы будет, конечно, Всероссийский конкурс, к которому мы готовимся, на который мы обязательно приглашаем и «Учительскую газету».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте