search
main
0

Возрождение УПК: как не провалить хорошую идею?

Президент России Владимир Путин подписал закон об учебно-производственных комплексах при учреждениях среднего профессионального образования. Поправки к Закону «Об образовании в РФ» устанавливают, что такие комплексы создаются для практической подготовки обучающихся, предоставления временной работы студентам и выпускникам, а также для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг с использованием материально-технической базы колледжей по профилю образовательных программ.

«Студенты колледжей теперь смогут совмещать учебу с работой, и при получении диплома у выпускников уже будет первая запись в трудовой книжке. Закон также направлен на повышение финансовой устойчивости самих колледжей, так как на базе учебно-производственных комплексов откроется производство товаров, будут выполняться работы по профилю колледжа, а полученная прибыль пойдет на развитие образовательных организаций и на зарплату студентов», – отметил министр просвещения Сергей Кравцов.

О том, приведет ли принятие закона к развитию сети учебно-производственных комплексов и смогут ли они стать серьезным подспорьем для учреждений СПО, размышляют наши эксперты и читатели.

Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», доктор педагогических наук:

– Принятый закон – результат многолетней работы. В 2013 году вузы и научные организации получили право создавать малые инновационные предприятия, разрабатывающие и производящие наукоемкие технологии и изделия. А организации среднего профессионального образования оказались лишены такой возможности. Притом что многие из них были превосходно оснащены. Студенты могли бы работать на учебных производствах официально, получать необходимый опыт и практические навыки. В 2016 году этот вопрос мы обсуждали на Форуме действий ОНФ с участием президента. А в 2019 году сделали первый шаг по законодательному закреплению этой идеи – приняли закон о практической подготовке. Поправки в Закон «Об образовании в РФ» определили понятие «практическая деятельность», ввели юридический инструмент – договор сетевого взаимодействия – и определили организации, на территории которых можно организовывать практику студентов. Пришлось внести поправку и в Закон «О конкуренции», чтобы предприятия могли предоставлять образовательной организации помещения для прохождения студентами практики на безвозмездной основе.

Принятие закона об учебно-производственных комплексах – следующий шаг повышения практико-ориентированности профессионального образования. Студенты смогут проходить практику без отрыва от учебы и даже получать первый опыт оплачиваемой работы. Согласно данным НИУ ВШЭ студенты СПО, работавшие по специальности в ходе обучения, в два раза чаще отмечали рост успеваемости, чем работавшие не по специальности. Больше половины планируют дальнейшее обучение после выпуска, поскольку лучше представляют свое развитие в профессии. И профессию впоследствии они меняют гораздо реже. Учебно-производственные комплексы повысят не только качество подготовки, но и ее адресность. Они также позволят реализовать имеющиеся у преподавателей патенты и разработки с пользой для развития материально-технической базы и повышения оплаты труда.

 

Роман ГОЛУБЕВ, министр образования и спорта Республики Карелия:

– Наши колледжи за годы работы уже наладили хорошие партнерские связи с работодателями, и значительное количество выпускников трудоустраиваются на партнерские предприятия сразу после окончания обучения.

При этом не все предприятия имеют возможность брать на производственную практику несовершеннолетних студентов, и здесь пригодятся возможности УПК. Немаловажно и расширение возможностей выпуска продукции и предоставления услуг, увеличения внебюджетных источников в учреждениях СПО.

 

Игорь СМИРНОВ, член-корреспондент РАО:

– Как один из ветеранов профтехобразования поддерживаю закон о создании учебно-производственных комплексов. Идея не нова, но достойна возрождения. УПК могут восполнить недостающий практический опыт выпускников и поддержать бюджет колледжа. Но есть два «но» и одно «дно».

Подобные комплексы нуждаются в льготном налогообложении учебного производства, не способного конкурировать на рынке с аналогичной продукцией предприятий. Раньше такие льготы были, и благодаря им УПК выживали. Потребуется принятие в штат колледжа квалифицированных рабочих для практического обучения студентов, особенно при освоении технологически сложных операций. Ранее их разрешалось принимать до 50% штатной численности УПК. Опасность состоит в стремлении смежных предприятий прибрать комплексы к рукам и организовать на их базе налогоосвобождаемое поточное производство. Так случилось в 90‑х годах прошлого века, когда жажда прибыли перевесила идею, потянула УПК на дно, и они были закрыты.

 

Михаил НИКИТИН, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО:

– Практические навыки всегда были слабым местом выпускников, и подписанный президентом закон нацелен на разрешение этой проблемы. В научном плане создание УПК развивает разрабатываемую мною в последние годы идею ресурсных центров непрерывного профессионального образования, где обучающиеся могут проходить практику, а педагоги – повышать квалификацию.

Однако полагать, что закон решит эту проблему, не стоит. Надо вернуть к жизни некоторые позитивные, но уже забытые нормы, установленные законодательством о государственно-частном партнерстве и автономных учреждениях, с помощью которого стала развиваться правовая основа и финансовая устойчивость колледжей. Заняться этим должен Институт развития профессионального образования Минпросвещения РФ, роль которого пока просматривается слабо.

 

Александр МЕЛЬНИКОВ, главный редактор интернет-издания «Профобразование»:

– Когда в советское время я работал в техникуме преподавателем, у нас был сельскохозяйственный УПК. Там было все понятно: земля своя, государство поставляет технику, семена, топливо, студенты работают, техникум продает зерно и получает прибыль. Осенью мастерам и студентам давали премию по итогам сезона. Вот это была реальная практика на производстве. Но теперь иные времена, и не совсем ясно, чего ожидать от этой инициативы.

Чтобы запустить систему учебно-производственных комплексов, как это было в советское время, потребуется заново создать всю необходимую инфраструктуру. Для этого нужно реконструировать или построить новые учебно-производственные корпуса, оснастить их необходимым оборудованием. Как это реализовать на практике, непонятно, поскольку большинство колледжей находятся на региональном бюджете и на подобные масштабные вливания средств на модернизацию материальной базы ссузов у регионов не хватит.

Региональные предприятия должны быть заинтересованы в создании УПК. Скажу больше – инициатива вообще должна исходить от них, так как большинство выпускников, возможно, останутся работать на предприятии. Но пока наблюдается диаметрально противоположное: все решает федеральная власть, а на местах молчат.

 

Валерий НАПЕРОВ, директор Брянского кооперативного техникума с 1988 по 2017 год, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук:

– Убежден, что закон об учебно-производственных комплексах открывает новые возможности для студентов проявить свою деловую инициативу, сформировать профессиональные и социальные компетенции.

С самого начала своего пути в профобразовании я старался вовлечь свой коллектив в решение этой важной задачи. Техникум и училище при нем мы объединили в учебно-производственный комплекс «ПТУ – техникум». Созданные на базе учебного заведения коммерческие структуры стали площадками, на которых студенты получали опыт предпринимательских навыков. У нас появились ученический кооператив «Колобок», учебно-производственный магазин «Надежды Меркурия», кафетерий «Веселая переменка», бизнес-центр. Постоянно расширялось деловое сотрудничество с предприятиями Брянска, мы стали членами торгово-промышленной палаты, участвовали в виртуальных деловых завтраках студентов с известными предпринимателями страны.

Замечу, однако, что, внедряя и развивая все это, мы постоянно сталкивались со многими трудностями, особенно с кадровыми. Сегодня, чтобы внедрять и развивать производственно-хозяйственную деятельность, учебным заведениям необходима поддержка власти и бизнеса.

 

Евгений ИВАНОВ, мастер-преподаватель технического колледжа, Воронеж:

– Идея хорошая, проблема в реализации. Для организации производства при учебном заведении нужны средства и оборудование, а также площади и люди, которые будут всю эту работу организовывать и вовлекать в дело студентов. А само учебное заведение – колледж или техникум – в одиночку с такой задачей не справится. Наша задача – научить ребят профессии и подготовить их к взрослой жизни, а не зарабатывать средства для своего выживания.

 

Дмитрий ЖУРАВЛЕВ, выпускник строительного колледжа, Великий Новгород:

– Считаю, что главное достоинство этого закона – то, что теперь колледжи смогут официально оказывать услуги населению и тем самым пополнять свою материальную базу и развивать сами учебно-производственные комплексы. Приведет ли закон к развитию сети УПК, сказать сложно. Те колледжи, которые имеют для этого условия, УПК уже создали. Нужно понять, что тормозит этот процесс для остальных.

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте