Кто из нас не вздыхал, дойдя в известном творении Ивана Шмелева «Лето Господне» до описания рынков в столице. Представить себе, что только одни грибные ряды тянулись от Устьинского до Москворецкого, а иногда и до Каменного моста, в наше время весьма трудно. А те времена, когда были завалены грибами сани, кули, корзины, длинные гирлянды висели по стенам палаток, канули в Лету безвозвратно… Стоп, довольно пессимизма!
Перед рождественским постом, первая неделя которого уже миновала, жители столицы на три дня (25, 26 и 27 ноября) смогли окунуться в атмосферу того далекого времени. На площади перед Даниловым монастырем проходило дивное действо. Данилов патриарший монастырь, префектура ЮАО и инициативная группа решили возродить традиции настоящего православного постного рынка. «Можно сказать, что шмелевские строки стали для нас отправной точкой, – рассказывает келарь монастыря иеромонах Феогност. – Мы решили попробовать приблизить то далекое время». (Отец Феогност заведует хозяйством древней обители. Келарь заботится о продовольствии для всего монастыря.) Православный рынок «Возрождая традиции», как и полагается, начался с молебна и колокольного звона. Известно, что восемнадцать исторических колоколов были возвращены всего несколько лет назад в Данилов монастырь из Америки. Увезены они были туда в 1930-м. (Монастырь при советской власти продержался дольше всех своих собратьев, был закрыт самым последним, а возрожден одним из первых.) В 1983 году Свято-Данилов монастырь стал восстанавливаться как духовный и административный центр Русской православной церкви. А основал самый первый мужской монастырь в Москве в XIII веке младший сын князя Александра Невского Даниил. В годы его правления (1276-1303) Москва стала самостоятельным русским удельным княжеством, недаром Даниила еще называют «родоначальником Московского княжества».После такого экскурса в историю и других сведений из жизни древней обители, которыми поделился с первыми гостями ярмарки отец Феогност, по-особому зазвучали русские напевы фольклорного ансамбля «Виноградье». Как рассказала его руководитель Елена Петрова, звонкоголосые певцы, а это студенты педуниверситета, рады были выступить на ярмарке. Какие песни! А костюмы! Было от чего прийти в восторг зрителям. Впрочем, по правилам старинной ярмарки каждый мог стать участником того или иного действа. Ну как не принять предложение очаровательных мастериц из колледжа «Царицыно»? Подходи, честной народ, гляди на затейливые игрушки из соленого теста. А вот и кисточки с красками, можно смело пробовать себя в роли художника. Но вот искусству карвинга за короткое время не научиться, а вот полюбоваться на резные изделия из овощей и фруктов можно вволю, заодно все-таки узнать кое-какие секреты украшения стола. (Кстати, «карвинг» в переводе с английского означает «резная работа». Я хотя и видела раньше такие изделия из овощей, но как называется сам процесс, не знала.) У стен древнего монастыря хотелось как можно побольше набраться полезных и добрых впечатлений. К тому же молодые мастера из Царицына привлекали своей приветливостью и особым умением расположить каждого человека к себе. – А как же иначе? – улыбается преподаватель технологии Светлана Ермилова. – Умение общаться очень важно для наших ребят. – Спасибо вам, – включается в разговор мама с дочкой. – Мы уже добрых полчаса от такой красоты оторваться не можем. Скажите, а из чего сделана эта астра на столе?- Берете китайскую капусту, срезаете зеленые листочки, оставляя белые прожилки. Видите, все очень просто, – охотно поясняет юная мастерица Светлана Озерецковская. И тут же добавляет: – Да это каждый сможет сделать. Вот недавно проходил чемпионат Москвы по кулинарному искусству и сервису, так там пришлось постараться. Наши ребята две золотые медали получили.Хоть и не хочется расставаться с радушными мастерицами, но манят вкусные запахи. Опытные повара московских ресторанов готовы делиться секретами приготовления блюд из овощей и рыбы. (Во время рождественского поста смело можно вкушать дары моря во все дни недели, кроме среды и пятницы.) На большой сковороде уже подрумянились караси, готова картошечка – подходите, пробуйте… Не только пробуем, но и рецепт берем на заметку, хотя надо спешить к торговым рядам. Время-то летит незаметно, темнеет рано… У прилавка с продукцией монастыря Нило-Столобенская пустынь (Осташков, Тверская область) всем желающим дают отведать сбитня. Что и говорить, в такую непогоду, когда дождь наперегонки со снегом, лучше напитка не придумаешь. Приготовлен сбитень по старинному рецепту, тут же на стенде и прочесть его можно. А рядом – монастырская выпечка, которой так славится пекарня Саввино-Сторожевского монастыря, что в Звенигороде, – постные медовые коврижки, пышные булочки с изюмом, ароматный хлеб… Дальше – щедрые дары огородов и лесов из Новгородской, Рязанской, Липецкой, Тамбовской, Московской и других областей. Конечно, до тех дореволюционных грибных рядов далековато, но зато выбор есть. Вот так не спеша, с удовольствием пройти по всем рядам рынка у стен древнего монастыря, послушать народные песни, пообщаться с мастеровыми людьми, а потом смело можно сказать, что выходные удались. Все услышанное и увиденное – в добрую копилку памяти, продукты – в холодильник. Как напоминание о светлом празднике сувенир от Ирины Пьянковой, члена Московского союза художников. Ирина Сергеевна руководит музеем-студией «Народные истоки» в Центре образования №1482. Своих питомцев она учит превращать лоскутки ткани в шедевры народного искусства, как это умели делать наши бабушки и прабабушки. Яркая пестрая кукла под названием «Благодать», а это «Зайчик на пальчик» и «Кубышка-травница», у каждой свое назначение. К примеру, «Неразлучники» – две куклы с одной рукою – подарок жениху и невесте. (Да оставит отца и мать и прилепится к жене, так заповедано было.) Просто вроде – взял несколько лоскутков, пара ловких движений – и кукла-скрутка готова, мягкая, теплая. Но пробуешь вслед за мастерицей повторить движения, не выходит. А вот наши предки умели… Как же точно обозначили свою цель организаторы этого славного действа – «Возрождаем традиции».
Комментарии