В крохотной сибирской деревушке Барлак, где есть лишь основная школа для 60 ребятишек, детский театр ставит пьесы Гете на немецком языке. Артистов в театре почти столько же , сколько в школе учеников. Посмотреть спектакли приезжают из Германии друзья основательницы и режиссера театра Елены Вихровой, учительницы немецкого языка, победившей в областном новосибирском конкурсе “Учитель года- 2002”.
На конкурс она ехать не хотела. Даже не планировала. Есть такой тип людей, которых на состязание-соревнование никаким калачом не заманишь. Они просто живут, делают при любых обстоятельствах то, что должно делать, просто сияют собственным светом – не отраженным. Верность ли это долгу, делу или любимому человеку, а может, просто верность собственной природе, осознанной миссии? Горькая и счастливая моя профессия не раз сводила меня с такими людьми, одаренными красотою, талантом, силой душевной при полном отсутствии тщеславия и даже честолюбия.
Помню, когда проводился в России впервые конкурс красоты, мы с коллегами встретили в поселке строителей и охотников близ Телецкого озера молодую женщину ошеломляющей красоты и пластичности. Она совершала – вершила! – обыденные движения: наливала в кружку молоко, брала на руки крохотную дочку, отгоняла пчелу от миски земляничного варенья. Мы же, онемев, следили за ней, как следили бы за каждым жестом и взглядом великой актрисы. Много лет прошло, но помню ту минуту внезапной тишины в нашей шумной компании и комментарий моего не очень склонного к философии приятеля: “Прекрасное есть сияние истины”.
Тут же, конечно, все стали убеждать синеокую царевну, что надо ей немедля собираться и вместе со столичными журналистами ехать в Москву: победа на конкурсе ей обеспечена. Женщина слушала со снисходительной улыбкой, как мать слушает невнятный лепет дитяти. Усмехнулась: “Какая уж я красавица? У нас в роду все такие. Вот у меня подружка – охотовед, с той никто не сравнится”. Гости не отставали: “Вас снимать будут. Всему миру покажут!” Ответ был прям и бесхитростен, как вся жизнь этой женщины: “Да зачем мне это надо?! У меня свои дела”. И – ушла, уведя с собой грациозную дочку , а вот очарование оставила: оно осветило потом работы немолодого алтайского художника, увековечившего выражение этих мерцающих тайной глаз.
В жизни нашей героини, победительницы областного новосибирского конкурса, сельской учительницы немецкого языка Елены Вихровой, роль такого художника- первооткрывателя сыграл директор школы, человек смелый и неординарный, Сергей Витальевич. Это он первый сказал: “Я решил: ты поедешь!” Сначала Елена Федоровна возмутилась: “За меня решил без меня?! Не хочу и не буду”. И не поехала бы, когда б не главный аргумент: “Только ты можешь помочь школе”. Аргумент почти трагический.
Поселок Барлак мог бы сегодня служить съемочной площадкой для фильма “Сталкер”. Свернул свое производство приборостроительный завод имени Ленина, свернулась и жизнь в отдаленном “подсобном” поселке. Школу там с трудом и страданиями когда-то все-таки достроили, но тут же она, как и все вокруг, стала разрушаться. Раньше ее содержал завод. Теперь – кто? Отключили сначала тепло – вместо центрального отопления вернули печное. Некому ремонтировать крышу и не у кого просить денег: в оставшихся в поселке семьях, работающих в тающем подсобном хозяйстве, в лучшие времена доход на человека достигает 200- 500 рублей. Не на что покупать детям учебники и теплую одежду. Какие уж тут “благотворительные взносы в фонд школы”! Если городские школы берут при поступлении первоклассника “добровольный взнос” в тысячи рублей, то в семьях подсобного хозяйства и десятку не сыскать. Никаких фломастеров и альбомов детям не покупают. В школе нет не только видеомагнитофона, но даже и простого телевизора. Все дидактические материалы учителя делают сами или покупают на собственные деньги. Если городские школы за счет спонсоров приобретают все новую оргтехнику и компьютеры нового поколения, то школа Барлакского подсобного хозяйства получила свой первый и единственный компьютер совсем недавно – когда начала действовать президентская программа компьютеризации сельских школ.
Когда я стала спрашивать в роно Мошковской администрации подробности о школе – какова, мол, жизнь там после конкурса, мне ответили: “Сведений нет и узнать нельзя – с поселком нет связи”. Нет связи, нет информации, кажется, не может быть и духовной жизни, культуры. Но – парадокс! – педагогическая культура здесь на уровне нового тысячелетия: школа сотрудничает с Институтом Гете и различными общественными организациями России и Германии. Есть и жизнь, и культура, потому что есть такая школа , есть такие педагоги . “Это надо для школы”, – сказал муж Елены Федоровны, вот она, как любящая жена, и отправилась на областной конкурс.
Но до того, как Елена Вихрова победила на конкурсе учителей, на многих других конкурсах и языковых олимпиадах побеждали ее ученики. Конечно, сельские дети нередко проявляют блестящие способности и хорошие знания, участвуя в различных испытаниях. Здесь же случай особый. Как можно догадаться, на ферме и птичнике подсобного хозяйства работают люди, не владеющие иностранным языком. Даже родной язык в этих семьях весьма далек от лингвистических норм. Что же заставляет детей изучать немецкий так, что по международным тестам в рамках международного проекта “Теория и практика обучения иностранному языку” из максимальных (это уже уровень одаренности) 30 баллов ученики Елены Федоровны набирают по 25 и 27 баллов?
Тайну приоткрывает старший преподаватель кафедры гуманитарного образования НИПК иПРО Татьяна Николаевна Шубкина, в чьей творческой группе занимается экспериментальной и исследовательской работой Елена Вихрова:
– Это новая технология преподавания языка – главным становится не зубрежка и сражение с грамматикой, а достижение иноязычной компетенции. Елена в совершенстве овладела коммуникативным методом обучения, при котором важно не количество освоенных иностранных слов, а социокультурный и интеркультурный аспект. Погружение в другой социокультурный фон, освоение чужой культуры, психологии, истории, традиций, менталитета, жизненных установок… Елена Федоровна все это сумела создать через сотрудничество с немецкими общественными организациями, издательствами, Гете-Институтом.Она использует аутентичные учебники (как она их везла из Германии – детектив!), тетради на печатной основе, немецкий дидактический и раздаточный материал, кассеты, тестовые тетради, игровую методику. Она создала в поселке клуб немецкой культуры, куда приезжают и родители школьников, и выпускники прошлых лет. Летом для всех детей работает языковая школа в форме площадки, с питанием, отдыхом, экскурсиями. На репетициях спектаклей созданного ею театра на немецком языке присутствуют родители – для них это событие культуры. Так оно и есть: она во всем добивается высшего уровня профессионализма, спектакли театра превращаются в феерические праздники, объединяющие самых разных людей силой красоты и правдой искусства. А уроки немецкого у Вихровой – это творческое раскрепощение каждого ребенка.
Примерно те же слова произнесла и преподаватель немецкого 200-го лицея, учитель высшей категории Надежда Левченко, в 8-м классе которой Елена Федоровна давала свой урок в ходе областного конкурса:
– Удивительно творческий учитель! Доброжелательна, артистична, изобретательна. Восьмой класс – трудный возраст. Но дети быстро пошли на контакт и стали активно работать. У нее много находок, работающих на внутреннюю мотивацию. Из учебника она не брала ничего – все на собственном материале: ребусы, кроссворды, ассоциограммы, анкеты, парный и групповой методы, самоконтроль и самооценка, увлекательные задания. Ни слова по-русски, но дети забывают, что звучит чужая речь, что не все слова им знакомы, что не на все вопросы они готовы ответить. На глазах возникает удивительное взаимопонимание…
То же мне довелось наблюдать и во время урока-импровизации, который Елена давала для своих коллег – участников конкурса, не владеющих немецким языком. Тема “знакомые незнакомцы” – о словах немецкого происхождения в русском языке – была подана как занимательное шоу или конкурс головоломок. Участники этого интеллектуального “аттракциона” не только понимали вопросы и задания, но в конце концов стали, не отдавая себе отчета, отвечать… на немецком языке с прекрасным произношением – оно было поставлено в первые пять минут!
Перед нами был учитель-исследователь, способный сам создавать инновационные технологии, учебники и методические пособия, творить полиязыковое пространство.
Победа была бесспорна, блистательна. Но перед нею был десяток лет напряженнейшей учебы во всех известных послевузовских формах: и через Фонд Сороса, и в Гете-Институте, и стажировка в Германии, и курсы международного уровня. Сразу после конкурса Елена начала учиться на курсах Федерации Интернет Образования: ей подарили компьютер, она сама хочет сделать собственное программное обеспечение своих уроков и внеклассной работы – ведь у нее обучение немецкому начинается со второго класса, а порой и раньше – коллеги приводят своих детей на работу с двух лет, если дома не с кем оставить. Возможности открываются захватывающие! В эти же дни семья Вихровых пригласила к себе в гости стажера из Германии – начинающего социального педагога Фрауке Эрдман, чтобы в школе звучала постоянно современная немецкая речь, чтобы дети могли все свои проблемы осознать в контексте немецкой культуры и немецкого уклада жизни: поездка в Германию благодаря международным контактам учительницы стала для детей из Барлака возможной. Спонсорами их нередко выступает Общество российских немцев, восхищенных тем, как маленькие сибиряки читают в подлиннике Гете, Гейне и Шиллера. Урок немецкого, который называется “Готовимся к путешествию по Германии”, – самое увлекательное событие школьной жизни.
А начиналось все… слезами: сначала Елену, прекрасно учившуюся в школе, не приняли на исторический факультет Новосибирского педагогического института, через год она поступила – из детского упрямства? – туда, где был всегда самый высокий конкурс: на факультет иностранных языков. Закончила учебу с красным дипломом. Жила в самом комфортном районе Новосибирска – знаменитые артисты, симфонические концерты, смелая молодежная мода, особый круг общения… И при распределении она выбирает… сельскую школу. И выбирает за название поселка – Радуга. “Я поехала туда посмотреть – живописные места, все в кружеве черемухи, звезды совсем не такие, как в городе, – совсем близко, только руку протяни”… Но потом оказалось, что звезды далеки и холодны, что учительская среда далека от студенческих нравов, что в школу учителю нельзя ходить в джинсах, а после школы пойти… просто некуда! Какая-то женщина, встретив ее в магазине в модном брючном костюме, сказала осуждающе: “Вы же учительница, зачем же вам быть красивой да модной такой?” И нет близких людей, нет привычного круга общения, а создавать свой новый круг и стиль просто некогда – на всю школу один преподаватель немецкого, отвратительные учебники, мучительная для детей зубрежка… Нет условий для нормальной работы, да и учителей нет: кроме немецкого, приходилось вести биологию, заменять учителей других дисциплин, писать по ночам не только планы, но и конспекты уроков. Все оказалось безнадежным и нудным. “Каждую осень, отправляясь из города в Радугу, я плакала и плакала. Мне страшно было подумать, что так бездарно пройдет вся жизнь. Мучить детей, мучить себя… Нет, из школы хотелось бежать, бежать в интересную жизнь”, – теперь она с улыбкой вспоминает трудное начало. Но из этого начала и выросли ее крылья: стала искать возможность участия в международных проектах, в творческих семинарах, сама приехала на курсы в НИПКиПРО. А потом случилось то, что преобразило жизнь многих: Елена и Сергей нашли друг друга и стали создавать новую школу в новом строящемся поселке. Шел 1991 год…
В поселке рухнуло все за это время. А школа выросла и сделала первый выпуск девятого класса. Все выпускники продолжают учиться дальше. Возможно, им удастся возродить и поселок: ведь общество немцев, которое поддерживает культурные инициативы школы, называется “Возрождение”.
На конкурсе Елена очаровала всех не только профессионализмом, но и красотой и особой, изысканной, европейской культурой, которая не изменяет ей даже при общении с семьями безнадежных алкоголиков или опустившихся, не пытающихся искать работу людей: с каждым новым ребенком, даже неготовым к школе (не то что к изучению иностранного), она начинает новое восхождение к истине, культуре, человечности. Для нее педагогическая цель – компетентность человека в этом мире, а средство – изучение языков, диалог культур, времен и народов.
Она больше не плачет в электричке: когда твоя жизнь наполняется высшим смыслом, житейские мелочи не властны над душой.
Галина ФРОЛОВА
Мошковский район,
Новосибирская область
Комментарии