search
main
0

Возрождение с новым смыслом: в Чувашии запустили учебно-производственные классы

Владимир Путин 4 апреля на заседании президиума Государственного совета, посвященном развитию промышленности страны в условиях санкционного давления, отметил, что в сфере подготовки квалифицированных кадров для промышленности нужны кардинальные перемены и ощутимые результаты. Президент страны попросил делиться опытом лучших практик, которые есть в регионах.

Свои наработки в этом направлении готова представить Чувашская Республика, где запустили проект «УПК21» (учебно-производственные классы), который объединил возможности крупного электротехнического предприятия – Чебоксарского электроаппаратного завода, – опорных отраслевых образовательных организаций и ряда школ республики для ранней профориентации и начальной подготовки будущих инженеров, специалистов в области электротехники.

Исторический проект

Учитель, врач, дизайнер, водитель, продавец – эти профессии всегда на виду, и дети с малых лет знают, чем они занимаются. И даже о работе космонавта обычному человеку известно больше, чем о специалистах электротехнической отрасли, таких как инженер-конструктор, проектировщик, исследователь, программист, руководитель производственного структурного подразделения.

В советское время основной задачей учебно-производственных комбинатов являлось «ознакомление учащихся с трудовыми процессами и содержанием труда рабочих на предприятиях, осуществление профессиональной ориентации учащихся с целью подготовки их к сознательному выбору профессии, обучение первоначальным навыкам труда по избранной профессии». Проект «УПК21» был возрожден и модернизирован, для того чтобы школьники не только увидели работу промышленного предприятия изнутри, но и постигли азы инженерной специальности через освоение одной из основных рабочих профессий в отрасли электротехники, получили углубленную подготовку по программам дополнительного обучения в вузе, прошли социализацию в университете и рассмотрели его как место для дальнейшего обучения.

Проект «УПК21», расшифровываемый еще и как «учеба – практика – компетенции», имеет конечную цель не столько дать выпускнику школы профессию рабочего, сколько помочь сделать осознанный выбор профессии, создать условия и подготовить учащегося школы к поступлению в вуз. Апробация проекта была одобрена руководством республики и главой Чувашии Олегом Николаевым, заключено соглашение между Министерством образования Чувашии, Чебоксарским электроаппаратным заводом и опорными отраслевыми учебными заведениями профессионального образования – Чебоксарским электромеханическим колледжем и Чувашским государственным университетом имени И.Н.Ульянова.

 

Главное – желание, а не способности

Для реализации проекта в городе Чебоксары были выбраны пять школ. В 2022‑2023 учебном году в школе №65 набран первый класс. Выбор учеников можно объяснить словами одного из школьников, Дамира Шавикова: «Люблю физику и математику, нравится решать сложные задачи». Класс УПК, пожалуй, выбрали самые любознательные и решительные, так как, несмотря на тщательную проработку, были опасения, смогут ли ребята совместить непростую школьную программу с дополнительным обучением по освоению рабочей профессии.

Один день в неделю у учащихся УПК21 обучение проходит в Чебоксарском электромеханическом колледже, являющемся Межрегиональным центром компетенций, здесь через изучение рабочей профессии «электромонтажник-схемщик» они постигают азы электротехники с углубленным изучением физики и математики. «Программа рассчитана на 1,5 года, формировали ее совместно с преподавателями ЧЭМК, ЧГУ, учителями школ и специалистами Чебоксарского электроаппаратного завода. Ученикам особенно нравится работа в лабораториях колледжа. Они знакомятся с организацией рабочего места, с инструментами, процессами, участвующими в создании конечной продукции», – рассказывает директор ЧЭМК Николай Каргин.

В декабре 2023 года первые ученики УПК21 сдадут квалификационный экзамен, и вместе с аттестатом о среднем образовании им вручат еще и свидетельство государственного образца, удостоверяющее наличие у них рабочей профессии – одной из ключевых в отрасли электротехники специальности электромонтажника-схемщика.

Кроме того, часть учебного плана у участников УПК21 проходит в Чувашском государственном университете, на факультете энергетики и электротехники, в виде лабораторных занятий по физике и математике, где проводится промежуточная оценка достигнутого уровня знаний, по итогам даются рекомендации для корректировок программы, организуются дополнительные занятия.

Также в вузе ребят погружают в университетскую жизнь. Как отмечает руководитель Центра профессиональной ориентации ЧГУ Ольга Васильева, она встречает учеников УПК21 на мероприятиях вуза, например на спортивных, творческих. И это их выбор. Учитывая заинтересованность, пригласили на «Студвесну», чтобы школьники увидели, что «техи» не только наукой занимаются, но и разносторонне развиваются. К тому же творческая команда технических факультетов одна из самых сильных. Занятия в университете преследуют не менее важную цель: социализация школьников в вузе, являющемся опорным для отрасли электротехники республики.

В 2023‑2024 учебном году классы УПК21 откроются еще для учеников четырех школ. Основной критерий для отбора детей не уровень подготовки по профильным предметам электротехнической отрасли, а желание школьника. Иногда бывает так, что ученику нравится предмет, но для получения дополнительных, более глубоких знаний нет возможностей. Проект «УПК» позволит таким школьникам подготовиться к поступлению в вуз. Конечно, ученик, который совсем не интересуется точными науками, в класс УПК21 не пойдет.

Проект «УПК21» выгоден всем. Для любого школьника это возможность обрести востребованную специальность в отрасли, прийти на конкретное рабочее место. Для региона это еще один вариант решения кадровой проблемы через создание механизма подготовки специалистов, востребованных в отраслях экономики региона. Для экономики это обретение рынком труда человека с компетенциями уже по окончании школы, если даже выпускник УПК21 по тем или иным причинам не поступит в вуз, у него будет востребованная отраслью профессия. А далее уже в рамках другого проекта ЧЭАЗ – целевой подготовки ­- получить высшее образование. Впрочем, если окажется, что желание ребенка изменилось и он после школы не хочет связывать свою жизнь с электротехнической отраслью, никто настаивать не будет, у школьника перед заводом нет обязательств. В любом случае это лучше, чем если он поймет ошибочность выбора, будучи студентом или уже придя на предприятие.

Финансовое бремя по реализации проекта «УПК21» полностью взяли на себя ЧЭАЗ и ЧГУ. Средства направляются на организацию образовательного процесса в школах, электромеханическом колледже и Чувашском государственном университете. Школы, участвующие в проекте, получают финансовую помощь для стимулирования педагогов проекта. При этом учителя физики и математики школ – участниц проекта про­шли обучение для повышения квалификации.

 

Вклад в будущее

Что получает от вложений в образование школьников завод и какова вероятность того, что они придут именно на ЧЭАЗ? Учитывая, что электротехническая отрасль в Чувашии является традиционной, только кластер объединяет более 40 организаций, гарантий нет никаких, но опыт Чебоксарского электроаппаратного завода показывает, что вклад в развитие кадрового потенциала и обучение всегда приносит плоды. Система профориентационной работы и подготовки кадров были инициированы председателем совета директоров М.А.Шурдовым. Работа эта началась, пожалуй, в самые сложные для завода времена. В 2000‑х, взяв курс на развитие, электроаппаратный завод столкнулся с нехваткой специалистов. История эта после 90‑х знакома многим предприятиям, но для решения вопроса был выбран нетипичный путь, здесь не начали решать сию­минутные проблемы, а взяли курс на перспективу кадровой политики – приступили к выстраиванию работы по принципу «школа – суз/вуз – предприятие».

Сегодня в этом направлении выстроена системная работа, которая стала известна под названием «Дорога в будущее».

Все начинается с профориентационных занятий на заводе. Популяризировать человека труда следует уже начиная со среднего звена. При этом мало рассказывать, какие специалисты востребованы и где больше зарабатывают, надо разъяснять, как этого достигнуть, а лучше показать этот путь.

Наиболее мотивированных помогает выявить олимпиада «Надежда электротехники», изначально организованная совместно с Чувашским госуниверситетом и Чебоксарским электромеханическим колледжем, впоследствии к нему присоединились и другие предприятия электротехнического кластера. Ежегодно в ней участвуют более 1000 учащихся не только Чувашии, но и Москвы, Нижегородской и Челябинской областей, Татарстана и Марий Эл, даже Киргизии. Победители и призеры олимпиады получают дополнительную стипендию при поступлении на технические факультеты Чувашского госуниверситета. А у тех, кто занял первые строки рейтинга, есть возможность заключить с ЧЭАЗ целевой договор. Это еще один этап профориентационной работы. Стартовал он в 2015 году с началом федеральной программы «Кадры ОПК», из бюджета финансировали подготовку вузами специалистов для военно-промышленного комплекса. «Военка» в производстве ЧЭАЗ всегда была в приоритете, и завод использовал эту возможность – совместно с ЧГУ активно подключился к программе. От удачного опыта, полученного в ходе реализации федерального проекта, завод отказываться не стал, тесное сотрудничество с ЧГУ в целевой подготовке кадров для предприятия продолжается.

Сейчас завод выплачивает стипендию своим будущим сотрудникам. На базе ресурсного центра завода работает базовая кафедра, где проходят занятия, а практику будущие сотрудники завода отрабатывают совместно с наставником. И многие уже с первых курсов совмещают обучение с производством.

Далее молодых специалистов необходимо вдохновить на научные разработки, и в этом существенную поддержку оказывает Фонд содействия инновационным разработкам молодых специалистов в научно-технической сфере, созданный совместно с ЧГУ. Второй год на реализацию молодежных стартапов по направлениям деятельности ЧЭАЗ выделяются гранты на сумму около 4 млн рублей.

«Самый важный ресурс Чебоксарского электроаппаратного завода – это люди. ОКРы и НИРы, высокая производительность труда и слаженная работа подразделений – все достижения предприятия – это результат работы сплоченного коллектива профессионалов. Мы понимаем, оставаться в лидерах мы можем только с лучшими кадрами, поэтому вкладываемся в их подготовку. И в тандеме с образовательными учреждениями выполняем нашу общую задачу», – отмечает генеральный директор АО «ЧЭАЗ» Алексей Ильбеков.

 

Применим в любой отрасли

Проект «УПК21» замкнул сквозную систему подготовки кадров, таким образом, ученик, ознакомившись с деятельностью завода во время экскурсии и профориентационных занятий, пошагово участвуя во всех этапах трека «школа – учебные заведения – предприятие», может стать специалистом с высшим образованием, ведущим научную деятельность. И такие примеры на предприятии есть. Только через целевую подготовку за 8 лет на завод пришли 144 специалиста.

Опыт Чебоксарского электроаппаратного завода подтвердил: УПК21 – один из примеров частно-государственного партнерства, которое может сложиться в любой отрасли. У каждого региона есть ключевые отрасли, которым необходимы грамотные и квалифицированные специалисты. «При внедрении системы «УПК21» не нужно дополнительно затрачивать ресурсы на создание специализированных инженерных и других классов в отдельно взятой школе, их ресурсы ограниченны, и сокращаются возможности. В школе должно быть тепло, светло, безопасно, а во главе учебного процесса должен стоять мотивированный педагог. Необходимо использовать имеющиеся базы учреждений СПО и вузов, оборудованных с учетом последних требований отраслей, объединив ресурсы школы, колледжа и вуза в одну систему подготовки мотивированных учеников. Это экономное и эффективное использование имеющихся ресурсов», – отмечает куратор УПК21, заместитель генерального директора – директор по персоналу АО «ЧЭАЗ» Сергей Кольцов.

Проект «УПК21» неоднозначен и не решит всех проблем обеспечения экономики квалифицированными специалистами, это взгляд и попытка работодателя консолидировать имеющиеся ресурсы разных ведомств, учреждений для подготовки кадров для отрасли.

Надежда ЯКОВЛЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте