Сегодня в «Директорском клубе» мы постарались проверить данный тезис на жизнеспособность. Проблема сложная, и решать ее надо комплексно – так считают большинство участников дискуссии. И все-таки с чего начать?
Досье «Уû Германии для спасения сельских школ или отдельных маленьких классов родители и школьники прибегают к забастовкам. Так, родители пятерых учеников из школы в местечке Хекельберг-Брунов под Бранденбургом пролежали 10 дней на надувных матрасах, чтобы предотвратить упразднение седьмого класса. Министерство образования пошло на уступки и определило родителям срок, в течение которого они должны были найти 40 детей для седьмого класса. Детей нашли. Последних троих недостающих семиклассников переманило в школу местное предприятие, пообещав платить этим школярам по 10 евро в неделю.
СтатфактЗа последние три года в России было закрыто около 2 000 малокомплектных сельских школ.Кстати, процесс закрытия «малокомплеток» характерен не только для нашей страны. В США, например, в 1950-е годы таких школ было около 200 тысяч, сейчас – около 500.
Наталья СУЛИНА, директор Сенновской основной школы, Севский район, Брянская область: Мы приняли неординарное решение
Чтобы сохранить школу, наши педагоги пошли на неординарные меры – взяли в свои семьи 15 детей из детских домов. Некоторые – сразу по двое-трое ребятишек, таким образом, сейчас в школе стало 28 учеников.
Мы забили тревогу год назад, когда учительница биологии и экологии Надежда Пантелеевна Сячина провела анализ демографической ситуации в селе Сенное. Выяснилось, что детей здесь становится меньше и меньше. 10 лет назад в Сенном проживали 500 человек, теперь – 198. Пожилые умирают, молодежь уезжает в райцентр, находящийся от нас в 17 километрах. Люди не покидали бы малую родину, если бы здесь была для них работа. В молодых семьях росли бы дети, и в школе были бы ученики. Но свободных рабочих мест у нас почти нет из-за свертывания сельскохозяйственного производства, нет и строительства нового жилья.
Нам предложили возить учеников на школьном автобусе в близлежащую среднюю школу за 13 километров. Но учителям, родителям и детям эта идея не понравилась. Считаем, что у нас полноценное учебное заведение: под одной крышей со школой – местный клуб, библиотека и медпункт. Жители называют школу культурным центром. Образование мы даем хорошее. Педагог Надежда Сячина получила президентский грант в 2006 году. Из 10 педагогов школы один имеет высшую квалификационную категорию, трое – первую, остальные – молодые специалисты. Мы гордимся творческими работами своих учеников, среди них есть победители областных конкурсов исследовательских работ по экологии. Один из детских экологических проектов – «Предотвращение гибели реки Чернявки» занял в 1998 году четвертое место на Всероссийском конкурсе имени Вернадского. После 9-го класса наши выпускники успешно продолжают обучение в сельскохозяйственных техникумах и вузах, а один учится во Франции, в Сорбонне. А самое важное и приятное для нас, педагогов, – то, что наши бывшие ученики планируют вернуться в родное село, чтобы работать на земле. Ведь здесь созданы условия для хорошей жизни: село газифицировано, дороги заасфальтированы. Если возродить производство, село расцвело бы в ближайшие годы. Мы верим в его будущее, а пока делаем все возможное, чтобы сохранить школу. А в нас верят местные жители: следуя примеру учителей, недавно взяли в свои семьи ребят из детских домов.
Комментарий
Валентина ПАВЛЮЧКОВА, начальник отдела дошкольного и общего образования Департамента общего и профессионального образования Брянской области:
– В области 750 школ, из них 575, то есть 77 процентов, – сельские. При этом в 512 численность учеников менее 100. Таким образом, Брянскую область можно назвать преимущественно сельским регионом с большим количеством малокомплектных школ.
Согласно областному закону 2006 года финансирование малокомплектных школ идет по фактическим затратам. Это дорого: на содержание одного ученика такой школы в год уходит от 20 до 100 тысяч рублей и выше. В области 40 процентов неэффективных расходов бюджета приходится на социально-культурную сферу, в том числе на образование. В связи с этим при областной администрации создана специальная межведомственная комиссия, а каждое муниципальное образование разрабатывает программу действий на ближайшие три года по оптимизации расходов бюджетных учреждений социально-культурной сферы. В школах, например, в целях экономии средств приводятся в соответствие штаты, объединяют классы-комплекты в начальном звене. Но при этом у администрации области, ее губернатора существует твердая позиция – не закрывать школы на селе, если там есть молодежь и семьи репродуктивного возраста.
Брянская область переняла опыт Удмуртии, где под крышу малокомплектных сельских школ собираются другие учреждения: дом культуры, сельская библиотека, почта, детский сад. Таким образом, школа сохраняется, но расходы на ее содержание уменьшаются.
Лозунг «Умирает школа – умирает село» правильный. Школа часто единственный сельский интеллектуально-культурный центр, ведь во многих поселениях давно не работают дома культуры. Там, где закрывается школа, молодежь не остается, она старается переселиться в другое место. Благодаря школе существует село. Власти это понимают.
Любовь ПАВЛОВА, директор Ермолинской школы, Новгородский район, Новгородская область: Нужно не сокращать, а увеличивать
В 1974 году, окончив педагогический институт, я приехала работать в деревню Ермолино. Первое, что меня поразило, – дети местной школы. Они были более душевными, открытыми, чем их городские сверстники. И в то же время, к сожалению, отставали от городских по уровню культуры и кругозору. Это была не их вина: ведь тогда у местных жителей практически не было возможности заниматься искусством, спортом – ни в школе, ни в местном доме культуры не хватало нужных специалистов. Я поставила себе цель переехать жить в деревню, чтобы по возможности повысить уровень обучения в маленькой сельской школе. Но хотела сохранить в детях любовь к земле, к родному краю.
Сейчас звучат идеи урбанизации. Что ж, можно, например, школьников нашей округи возить на автобусах в гимназии Великого Новгорода, который находится от нас в 12 километрах. А их пап и мам привозить на работу вахтовым методом в город… Но исчезнет тогда и у взрослых, и у детей самое главное – интерес к земле, к сельскохозяйственному труду. И село зачахнет. Значит, выход должен быть иным – нужно создать людям на родной земле условия для достойной жизни и работы.
Может ли что-либо сделать для этого сельская школа? Я считаю, в ее силах дать качественное образование своим ученикам – потенциальным специалистам, которые вернутся работать в село, и даже дать толчок развитию новых сельскохозяйственных технологий. Каким образом? Многие сельские школы уже имеют такие наработки. В нашей школе, например, старшеклассницы обучаются по профилю «хозяйка сельского дома», старшеклассники получают права трактористов. На базе сельской школы можно давать не одну профессию, если есть необходимое оборудование.
Огромный потенциал имеют сельские школы, расположенные недалеко от городов: есть возможность сотрудничества с высококвалифицированными специалистами сельского хозяйства. У нас, например, возникла идея, о которой мы рассказываем в методическом пособии «Фермерская школа и пути ее развития», разработанном школой вместе с Новгородским региональным центром развития образования. Предлагаем для повышения уровня научных и практических знаний учеников сельской школы организовать ее взаимодействие с городскими сельскохозяйственными вузами. Обмен предполагает предоставление вузам школьных земельных участков, сельскохозяйственной техники, кабинетов для исследовательской деятельности с условием участия в ней наших учеников. Разнообразные элективные курсы – еще один вариант сотрудничества с городом: у нашей школы, например, заключен договор на прохождение практики старшеклассниками в ПУ №1 Великого Новгорода.
Чтобы возродить село через сельскую школу, нужно дать детям возможность обучаться сельскохозяйственным профессиям на новом техническом уровне. И не сокращать, а увеличивать количество часов на предмет «Технология» в учебных планах. Но все-таки одного энтузиазма педагогов мало. Молодежь не остается сейчас на селе еще и потому, что здесь нет жилья. Я считаю, нужна республиканская целевая программа строительства жилых домов в сельской местности. Слышала в этой связи об интересном опыте Ленинградской области, где люди отдают муниципалитету свою городскую квартиру и получают взамен коттедж, земельный участок и работу в местном агрономическом хозяйстве. Это один из реальных путей возрождения села, привлечения в него квалифицированных специалистов.
От редакции
Сегодня государственную политику в отношении малокомплектных сельских школ можно охарактеризовать так: стране они невыгодны. С экономической точки зрения. Но только ли с экономической точки зрения надо рассматривать стратегически важные для России вопросы? Не приходит ли чиновникам в голову мысль о том, что, уничтожая маленькие школы, они обрекают на вымирание деревни и села? Экономический эффект от этого процесса уже посчитан?..
Комментарии