Годы экономического спада прошли. Многие предприятия в России и Башкортостане начинают работать в полную силу. Но пришла новая проблема – кадровая. Проехав по нескольким объектам начального профессионального образования города Уфы, я понял, что в Башкортостане удалость сохранить систему подготовки квалифицированных рабочих, и самое главное то, что у них действительно есть реальное будущее.
Услышав обрывок фразы про гаишников, я поинтересовался у Валентины Манаевой, какие проблемы возникли у ее шофера. Директор художественно-промышенного лицея N 64 города Уфы усмехнулась и сказала, что всю жизнь водит автомобиль сама.
В далеком 1969 году организовала Валентина Манаева филиал технического училища и превратила его за 30 лет в крупный учебный комплекс, в котором сейчас одновременно обучаются 720 студентов. Директор колледжа – человек деловой и современный. Уже одно то, что она техникум окончила в Литве, институт в Свердловске, а работает в Уфе, говорит о ее кипучем деятельном характере. Под стать директору и преподаватели лицея – все люди уникальные и неординарные. Так, Николай Козлов обучает столярному делу ребят – инвалидов по слуху. Дать таким детям в руки профессию – это фактически дать им смысл жизни.
У Валентины Манаевой и свое видение образовательного процесса в художественном лицее:
“Художественно-эстетический профиль обучения лицея создает, с одной стороны, благоприятные возможности учащимся не только получить профессиональные знания и умения, но и выразить себя в этом мире, ощутить свою эстетическую и нравственную сопричастность миру.
Нужно ввести результат в учебный процесс, тем самым вернуть обучению качество образования. Погруженность процесса обучения в реальную жизнь, реальный окружающий мир, синтетический и неразъемный, не разграниченный рамками учебных дисциплин, требует и целостного, системного подхода к обучению, применения интерактивных методов”.
Слова директора не расходятся с делом. Теория сочетается с практикой.
Учебно-производственные мастерские лицея выпускают декоративные панно, резные рамы, уголки школьников, кровати, шкатулки. Большим спросом пользуются комплекты игровой мебели для детских садов (найти мебель для детских садов – большая проблема, никто не хочет браться за эту малорентабельную продукцию). Всего выпускается более 120 наименований различных изделий. Наконец само здание художественно-промышленного лицея можно назвать уникальным. Его широкие коридоры похожи на картинную галерею. Прекрасный актовый зал, которому позавидует любой вуз, оформлен руками учащихся. Настоящим чудом называют музей лицея, все экспонаты которого – мебель, картины, гобелены, – созданы воспитанниками.
А планов впереди множество – сделать ремонт, достроить еще один цех.
Выходим на крыльцо.
– Вот здесь я поставлю стены, проведу отоплению и открою магазин. Будет лицей в розницу торговать своей продукцией.
Азбука шитья
– Подстричься не желаете?
– Нет, спасибо, – я испуганно поглубже натягиваю кепку на редеющую шевелюру.
Как выяснилось, испугался я напрасно. В профессиональном лицее N 38 города Уфы настоящий парикмахерский салон. В лицее готовят не только парикмахеров, но и техников-технологов парикмахерского искусства. Эти две профессии дополняют друг друга. Парикмахер занимается только прическами, а техник-технолог – декоративной косметикой, макияжем и всем другим, что связано с внешним обликом человека. Но где модная красивая прическа, там и модная красивая одежда. Лицей полностью соответствует своему названию “Лицей моды”. Директор лицея Кабрия Тляшева рассказывает:
– Основная задача лицея – подготовка специалистов. Но поскольку в названии лицея есть слово “мода”, мы стараемся оправдать это название. В лицее работает творческая конструкторская лаборатория, есть свой художественный совет. Создаются костюмы в современных и национальных традициях. Работы учащихся были не раз отмечены на региональных и всероссийских конкурсах профмастерства. Наши выпускники должны быть востребованы жизнью и обеспечить себе существование, а возможно, и суметь открыть свой бизнес.
Исходя из того, что многие школьники имеют смутные представления о своей будущей специальности, в лицее решили помочь им в этом. При лицее существуют подготовительные курсы “Азбука шитья”. Уже на этапе прохождения этих курсов ученик может определить, правильно ли он выбрал свою дорогу. В лицее применяется блочно-модульная система обучения, суть ее в том, что каждая ступень обучения имеет свою завершенность. После каждого этапа проходят квалификационные экзамены и присвоение рабочего разряда. Так, на первой ступени профессионального обучения закладываются основы профессии и возможен выпуск портных 3-го разряда, на второй ступени идет совершенствование профессионального мастерства, готовится портной-универсал 5-6-го разрядов, на третью ступень обучения переходят самые одаренные, творчески мыслящие учащиеся для обучения на закройщика, со знанием основ управленческой и коммерческой деятельности.
Но несмотря на то, что работы “Лицея моды” на конкурсе “ЭкзерсиС” были замечены самим Вячеславом Зайцевым, преподаватели и учащиеся не погружены исключительно в творческие эмпирии. При лицее работает салон по выполнению индивидуальных заказов от населения. Цены здесь настолько низкие, что даже пенсионеры могут себе позволить пошить обнову. И что важнее в нынешней жизни, еще вопрос.
Повар – профессия мужская
Какой московский вуз может похвастать тем, что количество заявок на его выпускников превышает их выпуск более чем в два раза? Уфимский профессиональный лицей N 136 в 2001 году выпустил 80 поваров, а заявок поступило 200. Это неудивительно, потому что во всех известных уфимских ресторанах работают бывшие учащиеся этого лицея. Кроме поваров, здесь готовят официантов, барменов, конфетчиков, пекарей и технологов.
Прошли времена, когда в кулинарное училище шли одни девушки да геннадии хазановы, теперь до 70 процентов в кулинарном лицее – юноши.
– А как иначе? – говорит директор лицея Талгат Субхангулов, – ведь лучшие повара – мужчины.
Не знаю, что на это скажут всю жизнь стоящие у плиты женщины, но в лицее сейчас учатся 1200 человек, и конкурс постоянно растет. Правила здесь строгие: прогуливать, курить в здании и на территории нельзя, сменная обувь обязательна. Но никакая суровая дисциплина не отпугивает желающих получить кулинарное образование.
Уфимскому лицею более 70 лет. До 1930 года секреты поварского искусства держали династии потомственных кулинаров Мурысевых, Васильевых, Здобехиных. Но советская власть была, как известно, самой справедливой в мире, и в Уфе была создана школа конторско-торгового ученичества, которая и стала родоначальницей нынешнего лицея. Сейчас это современейший комплекс, обрудованный всем необходимым.
Талгат Субхангулов продолжает:
– Подготовка профессиональных, востребованных на рынке труда специалистов невозможна без прочных практических навыков. Практика проходит в лучших предприятиях города. На итоговой аттестации почти все выпускники приносят заявки с предприятий. Был случай, когда директор ресторана после прохождения нашим лицеистом практики выгнал всех работавших у него поваров и оставил его одного. Мы учим не только готовить блюда, но и сервировать стол. Ведь новогодняя сервировка отличается от юбилейной и в честь 8 Марта. Многие, например, не знают, для чего нужен нож с широким лезвием, а для чего с зубчиками, не говоря о вилке с широкой прорезью посередине…
Я покраснел и сказал, что действительно находятся невежды, которые не знают таких общеизвестных вещей.
Содержание
определяет
сознание
Профессиональное училище N 155 города Уфы готовит художников декоративно-прикладного искусства. Оно знаменито тем, что давно использует в обучении программы с качественно обновленным содержанием учебных предметов. Вот как об этом рассказала директор училища Любовь Крылова:
– Задолго до начала официальной реформы образования мы поняли, что обучение профессиональных художников по действующим учебным программам не обеспечивает подготовку творческих специалистов, умеющих создавать художественные произведения в стиле народного прикладного искусства. Педагогика искусства сегодня формирует у учащихся формально-логическое мышление, а не диалектическое, необходимое для творчества. Десять лет назад мы обратились за помощью к ученым, занимающимся проблемами творчества. В тесном сотрудничестве нам удалось решить методологические проблемы обучения. Увидеть историческую логику возрождения, развития и становления объекта художественной деятельности. В соответствии с этой логикой удалось перестроить содержание 20 учебных дисциплин. Все, что делается педагогическим коллективом, направлено на гармонизацию национальных и этнокультурных отношений с целью сохранения самобытности народов, проживающих в республике. Работая над возрождением народных промыслов, педагоги совместно с учащимися в течение ряда лет в экспедициях по районам республики и в городских архивах по крупицам собирали этнографический материал. На основе этого материала была введена новая дисциплина: “Башкирский стиль в изобразительном искусстве”.
В училище удалось осуществить реформу содержания образования. В процессе работы реформирования образования по подготовке художников мы применили логико-исторический анализ живописи и универсальные дидактические инструменты. Новые дидактические инструменты позволяют непосредственно в педагогической практике получить эффект аутодиалога человека и модели знаний, как с вынесенным во внешний план образом изучаемого объекта.
Система образования неотделима от системы воспитания. Именно в процессе обучения учащиеся, обогащенные ценностями не только мировой, но и национальной культуры, способны к восприятию вековых национальных традиций.
На работе, как дома
Директор профессионального лицея N 10 города Уфы Нина Проскурякова, наверное, самая энергичная женщина, которую мне пришлось увидеть за время командировки по Башкортостану. Мы вихрем пролетели по этажам лицея и перезнакомились со всеми преподавателями. Даже в своем кабинете директор долго не может остыть:
– Мы между собой, директорами, о чем говорим? Как выживаете? Как детей трудоустраиваете? Как ремонт проводите? Сколько и кому должны?
Понимаю, что проблемы везде общие, а Нина Проскурякова вдруг спокойно начинает вспоминать:
– В 1944 году при швейной фабрике им. 8 Марта открылась школа фабрично-заводского ученичества. Первые выпускники-детдомовцы получили вместе с дипломами швеи-мотористки медали за работу для фронта за пошив солдатских шинелей и рукавиц. Потом мы стали ПТУ, которым пугали нерадивых учеников школ. Но эта была настоящая кузница кадров для развивающейся легкой промышленности. Мы выросли, с 1995 года гордо называем себя Лицеем имени Ахмета Давлетова.
О манекенщицах надо заметить отдельно. Как-то сложилось в моей жизни, что я никогда не находился рядом с подиумом, на котором проходило какое-нибудь дефиле. А тут передо мной прошло целое представление Театра мод. Дело в том, что под руководством мастера производственного обучения Ольги Исаевой с 1986 года в лицее действует Театр мод “Тальма”. Из него вышли более 150 манекенщиц, многие из которых работают в республиканском Центре мод. Спрашиваю у длинноногих красавиц:
– Хватает ли времени на театр, на учебу и личную жизнь?
В ответ смеются:
– На все хватает. А Нина Проскурякова добавляет, что каждую весну по дворе лицея не пройти – столько кавалеров собирается.
Кстати, для будущих кавалеров в лицее разработана и утверждена республиканской комиссией новая школьная форма для мальчиков.
Юрий ГОРЮХИН
Комментарии