За свою более чем 40-летнюю работу педагогом в каких только учебных заведениях не доводилось мне преподавать. Начинал мастером производственного обучения в профтехучилище, потом там же преподавал спецпредметы будущим механизаторам, работал учителем истории в обычной и вечерней школах, вел кружок садоводов на станции юннатов, кружок «Умелые руки» в Доме пионеров, последние 11 лет перед уходом на пенсию работал учителем трудового обучения.
…Вспоминается мой самый первый набор учащихся в профтехучилище. Я – молодой мастер, сижу в приемной комиссии. Один за одним мимо проходят поступающие ребята: взъерошенные, задиристые, некоторые и восемь классов так и не окончили в школе. Читаю характеристики: учился плохо, дерзил, участия в общественной жизни школы не принимал, а у некоторых даже написано «убегал из дома».
«Ну надо же, – думаю, – и все в мою группу норовят. Вот уж кадры подобрались, хлебну я с ними…»
Вспомнилось напутствие пожилого мастера: «Ты никогда не тушуйся перед учениками, слабинку свою не показывай. У них возраст бывает такой – дурной. Перебесятся… Еще какие ребята будут. И еще тебе совет. Главное, чтобы в группе староста был хороший, правильный, чтоб на твоей стороне был. А вообще в этой работе особый подход нужен, а то таких дров можно наломать…»
С этой первой группой я хорошую школу прошел. Было и откровенное хамство, и дерзость, поначалу и воровство, и самоволки. Но провинившихся подолгу не отчитывал, не оскорблял. И рукоприкладством, как делали некоторые мастера, не занимался.
Проучились мои год, получили навыки по вождению, а летом меня с группой послали в Казахстан на уборку целинного урожая. Вот там убедился, какое значение имеет труд в становлении человека. Одним дали трактора, другие работали помощниками комбайнера, работали, что называется, на полную катушку. Куда девалась их недавняя мальчишечья спесь! Домой вернулись с благодарственными письмами от руководства совхоза. Ребята неплохо заработали и с первой своей зарплаты приготовили родителям подарки. Первые в их жизни!
Ну а позже, при очередном наборе, встречая в характеристиках «убегал из дома», я не очень-то акцентировал свое внимание. Ну убегал, ну и что?
Суворов, к примеру, тоже в свои 11 лет убежал из дома, хотел добраться до Моздока. Его поймали в тот же день, об этом факте из биографии генералиссимуса мало кто знает. А мы с учениками узнали, что в Моздоке похоронены дедушка и бабушка Суворова. Спасаясь от преследований персов и турок, родители матери-армянки бежали из Карабаха на Кавказ. Осели в Моздоке.
Рассказывая о побеге Суворова, я умышленно ничего не говорил: пусть ученики сами делают выводы. Каково же было мое удивление, когда один из тех, у кого в школьной характеристике было выведено «убегал из дома», изрек: «Ну что вы хотите: одиннадцать лет пацану, возраст у него был такой дурной».
Александр ПРОКОПОВ, ветеран педагогического труда, Моздок, Республика Северная Осетия –
Алания
Комментарии