search
main
0

Возможности и вызовы СПО

В «Сенеже» обучили заместителей директоров колледжей по воспитанию

В воскресенье 11 апреля в подмосковном Солнечногорске в мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей» стартовала образовательная программа для заместителей директоров по воспитательной работе учреждений среднего профессионального образования. Участники получили возможность ознакомиться с новыми технологиями воспитательной работы, а также узнать больше о создании «дорожных карт» проектов в рамках платформы.

В течение трех дней гости мероприятия не только перенимали опыт профессионалов и учились методам развития дополнительных навыков, которые можно эффективно использовать в образовательном процессе, но и могли пообщаться с коллегами-единомышленниками из других регионов. А их собралось немало! В этом году как очно, так и в формате онлайн в «Сенеже» смогли побывать 167 представителей из 47 регионов страны.

Программа для руководителей по воспитательной работе открылась панельной дискуссией по теме «Воспитательная работа в пространстве новых вызовов, угроз и возможностей молодежной среды».

Мария Афонина, проректор по образовательной деятельности мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей», рассказала о миссии и значимости образовательного центра, который находится в подмосковном Солнечногорске. Мастерская управления является эффективной платформой для профессионального развития молодежи с целью служения обществу и государству. Только в прошлом году мастерская управления «Сенеж» провела более 40 образовательных программ, за 2 года работы центра его слушателями стали порядка 28 тысяч человек. Это активная молодежь, государственные служащие, победители и финалисты проектов и конкурсов президентской платформы «Россия – страна возможностей».

«Сенеж» – это образовательный хаб, точка сборки программ и инструментария в сфере образования, и это возможно как через собственные инновационные наработки в части развития личности (поэтому образовательный центр и называется мастерской), так и в сотрудничестве с другими центрами, бизнес-школами, университетами.

Как показало это мероприятие, не остались без внимания и учреждения среднего профессионального образования. На повестке стояло максимальное использование возможностей партнерства образовательного сообщества и мастерской управления для достижения совместных целей.

В рамках обучения в «Сенеже» профильные руководители по воспитательной деятельности учреждений среднего профессионального образования могут дополнительно поработать над освоением лидерских и управленческих навыков, развить собственные и проработать новые способности и компетенции. Один из ключевых принципов «Сенежа» – life long learning, то есть обучение на протяжении всей жизни. Этот подход подразумевает как получение новых знаний, так и непрерывное саморазвитие. И речь здесь не только об учащихся, но в первую очередь о тех, кто готовит их к взрослой трудовой жизни. Ведь прежде чем научить чему-то других людей, необходимо узнать себя и собственные сильные стороны, понять, какие качества позволят стать лидером. А также освоить своего рода «фильтрацию» навыков, умение сконцентрироваться на том, что поможет двигаться вперед и соответствовать требованиям времени.

Проектные сессии Мастерской управления «Сенеж»
Фото предоставлено пресс-службой Мастерской управления «Сенеж» АНО «РСВ»

Решению подобных задач и были посвящены оставшиеся дни в «Сенеже». Но коллаборация с учебными заведениями не заканчивается в момент, когда участники разъезжаются. Цифровые технологии позволяют поддерживать связь с платформой дистанционно, давая студентам доступ к базе знаний «Сенежа», для этого необходимо зарегистрироваться на сайте rsv.ru и пройти тестирование, чтобы узнать, в каком направлении они могут успешно развиваться.

Поддержал тему лидерства и следующий спикер – председатель Общественного совета Росмолодежи, директор Всероссийского детского центра «Орленок» Александр Джеус, который подключился к дискуссии по видеосвязи. Он отметил, что многие выпускники после девятого класса сегодня выбирают для себя среднее специальное профессиональное образование. Именно эта молодежь в ближайшем будущем станет одним из основных двигателей экономики страны, считает Джеус. Поэтому качество и условия жизни будущего поколения будут напрямую зависеть от тех компетенций и навыков, которые они приобретут сегодня. «Орленок» совместно с общественным советом Росмолодежи занимается как раз воспитанием, своеобразным выращиванием лидеров, подчеркнул он. Существующее содружество учреждений среднего профессионального образования страны ориентировано на развитие гибких навыков у студентов через практическую деятельность и участие в таких мероприятиях, как, например, готовящийся чемпионат SoftSkills Russia.

Сегодня у Российского содружества колледжей зарегистрировано более 40 региональных отделений, что внушает оптимизм относительно темпов дальнейшего развития. Есть и инициативы, благодаря которым существует возможность увеличить финансирование грантовых конкурсов для средних специальных учебных заведений. Отмечается и позитивная тенденция увеличения внимания, уделяемого сфере среднего профессионального образования на государственном уровне. От данной сферы сегодня зависит экономический потенциал страны, который в дальнейшем позволит решать множество проблем и задач. И деятельность участников программы нацелена именно на развитие этого потенциала.

И для позитивных прогнозов в этой сфере есть основания. Виктор Неумывакин, директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России, обратил внимание слушателей на то, что вопрос воспитания студентов в среднем профессиональном образовании сейчас особенно важен в связи с возросшим в последние годы запросом на специалистов рабочих профессий. Количество абитуриентов, которые подают документы в колледжи во время приемных кампаний, также значительно возросло: в 2020 году оно превысило число желающих поступить в вузы и составило порядка 1,2 млн человек. Молодые люди в колледжах более мотивированны и активны, чем раньше. Они видят перспективу и возможность трудоустройства после окончания учебы. «У нас остается сильный уклон в профессиональную деятельность – обновляются мастерские, ведется работа с мастерами производственного обучения и с преподавателями, мы участвуем в чемпионате рабочих профессий WorldSkills Russia и в профессиональных конкурсах «Абилимпикс», – сказал Неумывакин. Отвечая на вопрос «Учительской газеты», как повлиял на сферу среднего профессионального образования, где крайне важен прямой контакт между учениками и преподавателями, сложный для всех 2020 год, он указал на важность непрерывного повышения квалификации специалистов. Пандемия внесла коррективы в работу учреждений среднего профессионального образования, поэтому большим подспорьем стали реализация теоретических модулей и интенсификация обучения, а также дистанционные технологии.

Цифровые технологии также позволяют связать сферу подготовки специалистов рабочих профессий и сферу госуправления.

Владислав Гриб, заместитель секретаря Общественной палаты РФ, отметил, что в настоящий момент на ее официальном сайте можно получить доступ ко множеству тематических семинаров, круглых столов и конференций, которые могут быть полезны руководству ссузов. Сегодня интернет-технологии делают связь колледжей с региональными и федеральными организациями более эффективной и прямой. Он пригласил присутствующих активно участвовать в мероприятиях общественной палаты, проводимых онлайн.

Вызовы 2020 года позволили и преподавателям, и учащимся освоить новые форматы обучения. Сегодня, когда сфера образования стала более гибкой и готовой к экспериментам, выход за рамки особенно важен для ее развития. Образовательная программа мастерской управления «Сенеж» входит в проект Российского движения колледжей по развитию гибких навыков студентов учреждений среднего профессионального образования. Его руководитель Антон Актуганов, директор АНО «Региональное Объединенное Содружество «Движение Колледжей» сообщил, что в середине июня 2021 года Всероссийский чемпионат Soft Skills Russia объединит более 500 тысяч студентов из 600 колледжей страны. Для участия в состязаниях необходимо провести социально значимые акции, которые развивают надпрофессиональные навыки – soft skills. По мнению Антона Актуганова, развитие подобных гибких навыков поможет усилить конкурентоспособность студентов и выпускников системы среднего профессионального образования, чтобы они стали более востребованными на рынке труда.

Григорий Гуров, заместитель руководителя Федерального агентства по делам молодежи, не только отметил значимость Российского движения колледжей, но и подчеркнул, как важна коммуникация между единомышленниками на всех уровнях. «Мы всегда стараемся работать с конкретным человеком, для этого ведем работу не только с молодыми людьми, но и с коллегами, которые занимаются обучением и воспитанием молодежи. Наша задача – совместно научиться и понять, что работает эффективно в молодежной политике. Мы открыты для сотрудничества и хотим понять, куда и как можно включить повестку учреждений среднего профессионального образования в программы и форумы Росмолодежи», – сказал Гуров. Пример Российского движения колледжей – иллюстрация того, что каждый способен реализовать поставленную перед ним задачу совместно с партнерами, считает он. Работа с молодежью масштабна и охватывает самые разные уровни. И налаживание связей между всеми, для кого целью является воспитание, – это комплексный процесс.

Одним из вызовов, стоящих сегодня перед системой среднего профессионального образования, является отсутствие полноценного взаимодействия между разными сферами работы с молодежью: образованием, воспитанием и сферой молодежной политики, считает Екатерина Егошина, руководитель департамента образовательных проектов мастерской управления «Сенеж». Она призвала присутствовавших обратить внимание не только на глобальные цели и задачи государственного масштаба. Будничная работа над формированием ценностей, личной ответственности и уважения молодежи к ежедневным задачам и другим людям не менее важна. И специалисты, ответственные за воспитание, могут стать ключевыми фигурами в этом вопросе.

Но не педагогикой единой… За кадром всегда остается еще один важнейший институт – семья. Именно о ней с гостями мастерской управления поговорил в рамках экспертной сессии Сергей Тетерский, директор АНО «Детские и молодежные социальные инициативы». Вместе со слушателями он разобрал основные типы взаимодействия семьи и ссузов, подчеркнув их сильные и слабые стороны. Отметил и наиболее удачную модель симбиоза семьи и учебного заведения – ту, где родители и педагоги становятся инвесторами. Они совместно вкладываются в образование, четко понимая его значимость, разделяя общие ценности и превращаясь в единомышленников ради успешного будущего молодежи.

Тем более что возможностей реализоваться у современных учащихся средних профессиональных заведений становится все больше. Сергей Коляда, руководитель департамента коммуникаций АНО «Россия – страна возможностей», рассказал присутствовавшим о многообразии конкурсов платформы, в которых могут проявить себя студенты. Успешное ведение блогов, первый бизнес, стажировки, госуправление – во всех этих сферах сегодня появляются инициативы, способные стать социальным лифтом для активной молодежи.

Ключевым понятием прошедшей образовательной программы стала совместная работа. Объединение усилий на федеральном и региональном уровнях, использование проверенных временем наработок и новых методик, коллаборации и сотрудничество учебных заведений и организаций – вот те слагаемые, которые способны привести к успеху в непростом деле воспитания нового поколения людей, готовых к труду и созиданию.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте