search
main
0

Возможностей для развития стало больше

​Нашему государственному бюджетному общеобразовательному учреждению города Москвы «Школа №2083» (пос. Знамя Октября, микрорайон Родники) 1 сентября 2014 года исполнится 4 года.Несмотря на столь юный возраст, в нашей школе уже создана хорошая учебно-материальная база, а самое главное – слаженный педагогический коллектив и добрые школьные традиции. Дети, обучающиеся здесь, с гордостью называют себя родниковцами, высшим мерилом престижа среди ровесников считают хорошую успеваемость и участие в школьных мероприятиях. Однако скоро школа №2083 согласно приказу Департамента образования реорганизуется в образовательный комплекс путем присоединения трех общеобразовательных школ, расположенных на территории Рязановского поселения ТиНАО. Что изменится после слияния четырех образовательных учреждений в одно? Какие нас всех ждут бонусы и риски?

На что равняться?Школа «Родники» строилась и была открыта 1 сентября 2011 года в Подольском муниципальном районе Московской области, то есть, по сути, московским бюджетным общеобразовательным учреждением она стала всего два года назад, с июля 2012 года. Мы старались, чтобы сложный переход из подмосковной системы образования в столичную не повлиял на качество образовательного процесса.В комплексе школы – учебный и культурно-спортивный корпуса, оснащенные по самым современным стандартам. Если речь идет о классах младшей школы и кабинетах по предметам, то тут везде есть необходимые учебные и бытовые помещения, автоматизированные рабочие места учителей. Для раскрытия других детских талантов – спортивные, танцевальный и тренажерный залы, музыкальные и художественные студии, самый современный открытый стадион.Но все же главным достижением школы за три года ее работы был наш дружный педагогический коллектив с хорошими амбициями и огромным желанием создать историю школы с богатыми традициями, интересными событиями и фактами. Наша главная цель – выращивание талантливых, успешных выпускников, активно участвующих в жизни страны, ТиНАО, ну и, конечно же, приносящих славу родной школе.С переходом под юрисдикцию Москвы у школы стало больше возможностей и свободы в материальном плане, в частности, мы получили возможность направлять часть бюджетных и заработанных средств на развитие и достойную оплату труда педагогов. Если на 1 июня 2013 года средняя заработная плата одного педагогического работника у нас не превышала 41 тысячи рублей, то за аналогичный период 2014 года средний доход педагогического персонала всех образовательных организаций, в том числе и воспитателей дошкольных отделений, превысил отметку в 50 тысяч рублей.В школу пришли работать творческие учителя молодого возраста, опытные педагоги-энтузиасты, среди которых увеличилось количество мужчин, что очень важно для воспитания обучающихся.Кто задает тон?Вот, к примеру, учитель физического воспитания Антон Юрьевич Зуев. Благодаря заслуженному уважению детей он сумел привлечь большинство из них к занятиям физкультурой и спортом. В результате команды школы стали добиваться побед в соревнованиях различного уровня, а сам преподаватель в 2013-2014 учебном году стал победителем смотра-конкурса на лучшего специалиста по работе с детьми в сфере физической культуры и спорта, проведенного Департаментом физической культуры и спорта. Теперь свой опыт работы он передает еще более молодым учителям, в частности, в июне этого года Антон Юрьевич участвовал в Международном конгрессе учителей физической культуры и спорта в Петрозаводске.В школе трудится замечательный человек и мастер своего дела, учитель информатики Сергей Александрович Жмаков. Под его руководством создано единое информационное пространство, школьное телевидение, намечены большие планы по внедрению дистанционного обучения.За последние два года работы в Москве мы уделили огромное внимание развитию дополнительного образования, в том числе за счет предоставления платных образовательных услуг. Этой работой руководит Елена Юрьевна Карташова, опытный, творчески работающий педагог. Под ее началом 17 сентября 2012 года был открыт большой блок дополнительного образования, привлечены к работе педагоги высшей квалификации. Более 600 мест в кружках, студиях, объединениях дополнительного образования ждали своих учащихся, были разработаны 54 программы дополнительного образования, в том числе комплексные и модульные.Много в школе сделано молодым учителем истории Анной Алексеевной Маховой. За короткий срок совместно с заместителем директора по воспитательной работе Эльвирой Ильдаровной Кирюхиной созданы детское патриотическое объединение «Святогор», школьный краеведческий музей и музей Героя России О.Юхименко. Наши ребята благодаря им стали непременными участниками Вахт памяти, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, исторических акций. Школьники участвуют в военизированных спортивных играх, туристических слетах, походах по родному краю. В 2013-2014 учебном году контингент учащихся в дополнительном образовании школы вырос на 40%, в блоке дополнительного образования уже занимались 915 детей, шла работа в 78 группах по пяти направлениям деятельности. 30% занятий мы осуществляли на бюджетной основе, 70% – через платные дополнительные образовательные услуги. Московское финансирование плюс внебюджетные средства, заработанные школой, дали возможность создать редакцию газеты, киностудию, студию звукозаписи, дооснастить концертный зал.Плюсы объединенияМного еще можно было бы говорить о том, что мы успели сделать за два года работы в составе системы образования города Москвы. Но еще больше предстоит сделать нам в связи с тем, что приказом Департамента образования школа №2083 реорганизуется в образовательный комплекс путем присоединения трех общеобразовательных школ, расположенных на территории Рязановского поселения ТиНАО, в составе которых уже работают дошкольные отделения. Это самое старое образовательное учреждение на территории Рязановского поселения ТиНАО – школа №2080, основанная 18 марта 1867 года в селе Остафьево, школа №2079 1972 года постройки и школа №2082, открытая в сентябре 2010 года.Споры о том, выиграют ли образовательные учреждения от слияния, конечно же, идут. На мой взгляд, есть несомненные плюсы. В частности, весь потенциал объединенного комплекса может и должен быть использован школами всего Рязановского поселения. Для школы №2079, в которой уроки ведут в две смены и нет своего актового зала, использование возможностей школы №2083 станет большим положительным моментом. Дети, родители и воспитатели дошкольных отделений Рязановского поселения уже в 2013-2014 учебном году смогли оценить преимущества совместной работы: на базе школы №2083 проводили новогодние утренники и спортивные соревнования, театральная студия школы приглашала дошкольников на свои представления.В Рязановском поселении создается, по существу, территориальный образовательный комплекс, главная задача которого на этом этапе состоит в том, чтобы как можно эффективнее использовать появляющиеся условия и возможности для повышения качества предоставляемых образовательных услуг населению. Благодаря ему мы сможем использовать накопленный опыт и традиции присоединяемых учреждений при сохранении принципа равных возможностей на этапах дошкольного и начального образования и разнообразия образовательных маршрутов на этапах основного и среднего образования с учетом основных направлений модернизации образования РФ. Уже сейчас создаем пакет нормативных документов, регламентирующих деятельность нового образовательного комплекса и его структурных подразделений в соответствии с современным законодательством РФ, ведем разработку регламента деятельности структурных подразделений, единой системы планирования работы структурных подразделений и комплекса в целом, определяем вертикально-горизонтальные связи системы управления структурными подразделениями в крупном образовательном комплексе.Задача на ближнюю перспективу – специализация структурных подразделений (присоединяемых образовательных учреждений), позволяющая сконцентрировать ресурсы и более экономно и эффективно их использовать.Новый взгляд на детский садСтруктурные подразделения дошкольного отделения, представляющего собой шесть бывших детских садов, разнесенных в пространстве Рязановского поселения, уже имеют некоторые зачатки специализации. Два из шести ДОУ уже стали центрами развития ребенка, деятельность которых необходимо будет скорректировать с учетом результатов изучения индивидуальных особенностей контингента детей и запросов родителей. К примеру, здесь можно организовывать группы развития, службы ранней помощи, центры игровой поддержки, группы с различным режимом работы, группы оздоровительной и комбинированной направленности, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата).Как подчеркнул на одном из селекторных совещаний министр образования Москвы Исаак Калина, особое место в формировании и реализации механизмов организации образовательного процесса и создания условий, учитывающих индивидуальные потребности дошкольника, приобретает открытие инклюзивных групп, в которых дети с ограниченными возможностями здоровья получают образование и развитие в коллективе детей, благополучных в плане физического здоровья и развития, что закладывает в них веру в собственные возможности и поможет в дальнейшем чувствовать себя полноценными членами общества.Одновременно в комплексе мы будем создавать условия для поддержки и развития одаренных детей путем организации дополнительного образования, в том числе за счет платных образовательных услуг, по различным направлениям (познавательно-речевому, художественно-эстетическому, физкультурно-спортивному) в соответствии с индивидуальными особенностями детей и пожеланиями родителей.Появление в дошкольных отделениях общеобразовательных учреждений разных типов групп создаст удобство для населения Рязановского поселения в пользовании услугами многопрофильного образовательного комплекса, в удовлетворении образовательных потребностей каждой семьи в непосредственной близости от места проживания.О вузе пора задумываться с 6-7-го классаПочему профильное образование присутствует далеко не во всех российских школах? Конечно, из-за малой численности в них старшеклассников. Объединение четырех школ в одну в Рязановском поселении решит эту проблему. Единое многопрофильное образовательное учреждение позволит в будущем успешно организовать предпрофильное обучение в средней школе (в 6-7-х классах) и профильное – в старших классах, чего не было ни в одной из школ до объединения в связи с малочисленностью учащихся в 10-11-х классах.Для более правильного принятия решения по специализации школ организовано изучение учебно-материальной базы структурных подразделений комплекса, состава педагогических кадров, методического обеспечения, а главное, интересов детей и их родителей.Одновременно необходимо продумать, как осуществить в условиях Рязановского поселения предложение начальника управления образования ТиНАО Алексея Александрова об организации подвоза учащихся 10-11-х классов и их обучении на базе опорной школы.Перспективной мы считаем задачу использования условий образовательного комплекса в расширении спектра дополнительных образовательных услуг (в том числе платных), по всем видам деятельности за пределами государственных образовательных стандартов. Это приведет к повышению процента учащихся, занимающихся в творческих и патриотических объединениях, студиях, кружках и секциях. Развитие специфических, «эксклюзивных» направлений дополнительного образования позволит каждому ребенку реализовать себя в той или иной области, что обеспечит преемственность основного и дополнительного образования, повлияет на конкурентоспособность выпускников, расширит возможности их самореализации.Для организации и координации этой работы возможно создание объединенного Центра дополнительного образования как структурного подразделения комплекса. Опыт работы такого структурного подразделения уже есть в школе №2083.Инновационная модель управленияДля выполнения поставленных задач по выстраиванию модели и организации работы образовательного комплекса «Школа №2083», удержанию приоритетных направлений деятельности необходимо осуществлять целенаправленные управленческие действия и выстроить адекватную управленческую структуру. Над этой задачей в настоящее время работает временная творческая группа, состоящая из директоров, руководителей структурных подразделений, учителей, представителей управляющего совета и родительской общественности.В ситуации инновационного развития сама модель управления должна быть инновационной, включать непривычные для образовательного учреждения принципы, выработанные в современном инновационном менеджменте (переход от иерархических структур к матричным и сетевым, командный принцип работы, делегирование полномочий, прозрачность, открытость, отчетность).В системе управления могут появиться новые центры координации (учебно-методический, профориентации, музейной педагогики, информационного сопровождения, социально-психологический, спортивно-оздоровительный, информационный, дистанционного обучения), где главными действующими лицами будут учителя и воспитатели, отвечающие за деятельность структурных подразделений как в целом, так и по отдельным направлениям их деятельности, а также возглавляющие или курирующие вновь созданные общешкольные структуры и службы.Большую роль в управлении многопрофильным образовательным комплексом обязательно будут играть объединенные общественные организации и органы управления: единый управляющий совет; единый педагогический совет; единый методический совет; единая ассоциация выпускников. Кроме управленческой структуры необходимы также и специальные процедуры по управлению, которые позволяют всем участникам вступать в управленческий процесс и тем самым достигать поставленных целей и задач и осуществлять принципы развития.Взращиваем талантыМы продумываем такую систему управления качеством образования, которая предполагает:- изучение особенностей развития ребенка в трех аспектах (ведение электронной индивидуальной карты развития) – педагогическом, медико-физиологическом и социально-психологическом, позволяющих своевременно осуществлять профилактику возможных проблем в развитии ребенка, выстраивать траекторию его развития, исходя из реальных и потенциальных возможностей ребенка, его потребностей и запросов;- гибкий подход к формированию содержания предлагаемых программ дошкольного, общего и дополнительного образования с учетом возможностей и запросов каждого ребенка;- организацию постоянного обмена опытом среди педагогических кадров в рамках сетевого сообщества структурных подразделений комплекса «Школы №2083» и передовых школ ТиНАО; – создание системы обучения и сопровождения педагогических кадров, способствующей постоянному повышению их педагогического мастерства и развитию необходимых компетенций.Создание крупного многофункционального образовательного учреждения открывает большие возможности по дальнейшему улучшению кадрового потенциала, созданию работоспособного творческого педагогического коллектива образовательного комплекса. Этому способствуют появляющиеся возможности увеличения занятости и зарплаты: расширение возможностей и перспектив более полного или дополнительного использования времени и потенциала работников в других структурных подразделениях многопрофильного образовательного учреждения – за счет дополнительных часов, ведения кружков, секций, студий, проектов.Во вновь созданном учреждении появляются новые возможности для организации работы по профессиональному развитию (повышению квалификации) кадров. Фундамент этой работы – единая методическая служба, основой которой окажутся крупные методические объединения (кафедры) по всем предметам учебного плана, четко отслеживающие профессиональное развитие педагога и способные оказать ему адресную помощь, что не представлялось возможным сделать в структурных подразделениях из-за малочисленности учителей по отдельным предметам. Возглавляет и организует работу методической службы единый методический совет.Создание комплекса позволит создать систему внутрикорпоративного повышения квалификации, обучения и развития как своими силами (свои педагоги, методисты, наставники), так и силами приглашенных специалистов (это станет возможным благодаря использованию соединенных финансов). В едином учреждении педагоги могут иметь доступ к объединенному интеллектуальному капиталу всех учреждений: использование успешного опыта, наработок, традиций, возможность задействовать потенциал успешных коллективов для продвижения передовых идей и повышение качества образовательных услуг для воспитанников и обучающихся.Чем рискуем?Мы оцениваем основные риски, возникающие при создании комплекса, и пути их преодоления.Различие уклада реорганизуемых образовательных учреждений (различие корпоративных культур)Путь минимизации риска: проведение совместных мероприятий, направленных на сплачивание коллективов, проектирование основ уклада (корпоративной культуры) вновь созданного образовательного комплекса.Сложность объекта управленияПуть минимизации риска: повышение квалификации в области корпоративного управления, разработка и внедрение единой базы данных и информационной системы управления задачами и принятия решений.Риск нерационального использования финансовых, материально-технических средствПуть минимизации риска: оптимизация расходов, повышение качества планирования деятельности и работы с задолженностью, соблюдение дисциплины и принципа конкурентности при закупках, качества исполнения контрактов, повышение эффективности использования и качества содержания основных средств.Риск нерационального использования кадрового потенциалаПуть минимизации риска: оптимизация штатного расписания, создание эффективной системы оплаты труда и вознаграждения персонала, повышение квалификации.Если будут учтены все пути минимизации рисков, слияние нескольких школ и детских садов в один большой образовательный комплекс позволит более мобильно управлять образовательным процессом, откроет для учащихся ТиНАО больше возможностей, в частности, пока недоступного им профильного образования и получения широкого спектра дополнительных знаний и навыков для вступления во взрослую жизнь.Мы надеемся, что построение открытого для сотрудничества образовательного пространства, обеспечивающего качественное вариативное образование, реагирующего на изменяющийся социальный запрос, будет способствовать становлению успешной, образованной, ответственной, нравственной личности, готовой принимать решения и обладающей активной гражданской позицией.Татьяна НАУМКИНА, директор школы №2083

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте