Я работаю в академической школе №1534 третий год. Одной из значимых целей было создание естественно-научного профиля. И профильный медицинский класс отлично подходил для реализации этой цели.
Тестирование мы проводили ежегодно, сравнивая результаты ребят, обсуждали их и лично, и в группах. Так, в 2018 году профориентационным тестированием профильного 10‑го класса занимались студенты МГППУ, получившие полезную практику для специфики своей дальнейшей учебы.
Задавая самый главный вопрос старшекласснику «Зачем ты учишься в школе?», какой ответ мы хотим услышать? «Чтобы поступить в вуз», «Чтобы порадовать родителей», «Чтобы учиться». Как в той притче про строителей Шартрского собора: «Я зарабатываю деньги», «Я ношу камни», «Я строю храм». Не все даже в 11‑м классе говорят о выбранной профессии. Профессия – это что-то еще далекое, даже если ты уже в университете!
Думаю, мы нашли удачное воплощение идеи о профессиональном самоопределении в стенах школы. Мне всегда было немножко грустно читать о подготовке к выбору профессии в японском образовании – к моменту окончания школы дети проходят восемь пробных профессиональных профилей. Система советских учебно-производственных комбинатов тоже была не так уж плоха. Жаль, что она утрачена, но, наверное, пришло время новых форматов. Проект «Профессиональное обучение без границ» позволил нам дать возможность детям попробовать, пусть не восемь, но четыре профессии точно: это «лаборант химического анализа», «лаборант-микробиолог», «младший фармацевт» и «младшая медицинская сестра/брат по уходу за больными». Мотивированный, пусть даже не отлично успевающий по всем профильным предметам, школьник с 8‑го по 11‑й класс может обучаться дополнительно по этим специальностям после уроков, чтобы примерить профессию на себя, получить профессиональные навыки, попробовать свои силы на экзамене, который не школьный, а профессиональный, со специалистами колледжа, получить свой первый диплом еще в школьном возрасте… Это, пожалуй, и есть повод для личной гордости, это тот самый уровень достижений, который делает завтрашнего студента увереннее. И он точно знает к моменту окончания школы, куда он не будет поступать. Это, к примеру, профессия врача. В среднем из класса в 25-28 человек на лечфак идут 6-10 человек, понимая, что учиться семь лет, а потом лечить реальных людей будет крайне сложно, что это не только выбор профессии, но и образа жизни в целом.
Важны результаты ЕГЭ, инновации и достижения в освоении различных skills… Современная коммерческая профориентация учит наших школьников быть успешными, усредняя всех и каждого! Успешному старшекласснику нужны математика, английский и знание IT-технологий, выбор значимых предметов для ЕГЭ, прилежание в 10-11‑х классах. И в любой профессии ты состоишься! Установка хороша своей конкретностью. Что же мешает нашим детям стать успешными старшеклассниками, а затем и профессионалами? Еще в школе, задавая вопрос ребенку «Кем ты хочешь стать?», мы должны и обязаны подготовить его ответ наличием хотя бы одного действующего профиля.
Прошлый учебный год в естественно-научном профиле мы закончили отлично – свидетельства о профессии получили 59 детей 9-11‑х классов! Это 23 лаборанта химического анализа, 15 младших медсестер, 8 лаборантов-микробиологов и – новый профиль! – 13 младших фармацевтов. Думаю, что для наших ребят это было отличной профессиональной пробой, они справились!
Ольга ЧИКИНА,
специалист по профориентации и самоопределению академической школы №1534
Комментарии