В основе педагогического дизайна – ценность системного подхода к организации эффективной работы педагога с обучающимися. Образовательный процесс имеет «открытую архитектуру» создания и реализации обучающей среды.
Мне представилась возможность вести модульную программу «Дизайн и медиакоммуникации», выстроенную в проектной логике и соответствующую нормам педагогического дизайна.
Программа разнонаправленная и разбита на 9 модулей.
Модуль 1 – «Стили и направления современного изобразительного искусства».
Модуль 2 – «Элементы арт-дизайна и композиция».
Модуль 3 – «Комикс и иллюстрация».
Модуль 4 – «Архитектура, дизайн и мода».
Модуль 5 – «Шрифт, презентация, брендинг».
Модуль 6 – «Фото и видео».
Модуль 7 – «Анимация, мультипликация, гейм-дизайн».
Модуль 8 – «Медиадизайн и медиакоммуникации».
Модуль 9 – «Создание и представление творческого проекта».
Практическое освоение методического арсенала педагогического дизайна дает возможность педагогу делать свои открытия ранее не освоенных, не осознанных или не связанных между собой путей достижения успеха.
Первое открытие. Педагогический дизайн предполагает обоснованное, системное и целевое использование цифровой информационной среды и дистанционных технологий на основе интернет-коммуникаций.
Для меня ведение программы, полностью составленной для онлайн-занятий, было новым опытом, имеющим особенности по сравнению с ситуацией, в которой дети переходят на дистанционные занятия ситуативно в связи с вновь возникшими внешними обстоятельствами. Дети, изначально ориентированные на удаленное обучение, оказались более склонны к проявлению цифрового этикета. Они воспринимают такие правила как условия программы. Например, мне ни разу не пришлось просить ребят не вести личную переписку в общем чате.
Второе открытие. Связь процессов и результатов программы с другими образовательными программами ребенка – норма организации педагогического дизайна.
На вступительном занятии я познакомилась с ребятами, расспросила об их увлечениях, они все оказались неравнодушными к рисованию и сказали, что выбрали эту программу, потому что она охватывает широкий спектр изобразительной деятельности.
Одним ребятам больше хотелось попробовать одно, другим – другое. Мы с ними выстроили своеобразный рейтинг заинтересованности, и самый первый модуль – «Современное изобразительное искусство» – оказался наиболее привлекательным только для двух старших девочек. Тогда я объяснила ребятам, как современный дизайн взаимосвязан с миром актуального искусства, а еще предложила им вместо конспекта пользоваться картой ассоциаций, которая широко применяется для разработки логотипов. Я пояснила, что в конце каждого урока мы будем рисовать скетч, посвященный тому или иному направлению искусства, на основе мудборда (англ. moodboard – «палитра настроения»), что также является распространенным способом взаимодействия с информацией в дизайнерской среде и пригодится в последующих модулях.
После дискуссии о том, как можно применять эти инструменты не только в других частях программы, но и в школьной деятельности, мы вернулись к вопросу ожиданий от 1‑го модуля, ответы сильно изменились. Интерес ребят существенно возрос оттого, что изучение искусства ХХ века было сопряжено с освоением некоторых ценностей прикладной методики, а она имеет прикладное практическое значение.
Принципы педагогического дизайна позволили решать проблемы детей в освоении ими новой информации тем, что обладание знаниями позволяет видеть смыслы и назначение навыков, которые дают зримый результат в качестве работ обучающихся. Так, обязательное становится интересным, а интересное – обязательным.
Третье открытие. Педагогический дизайн реализуется как конструирование, выполнение действий, система которых задается определенной моделью педагогического дизайна.
Оценить преимущества педагогического дизайна в контексте этого признака я смогла еще на этапе ознакомления с модельной программой ДТДиМ имени А.П.Гайдара «Дизайн и медиакоммуникации». Программа выстроена в модели ADDIE, значит, в ней легко просматривается стержень «анализ – дизайн – разработка – внедрение и оценка». На каждом шаге модели получаются результаты, которые необходимы для выполнения следующего шага, что упрощает целеполагание и по итогам прохождения всего курса решает проблему отсутствия у детей опыта перевода желания в результат.
Четвертое и пятое открытия. Целевой и модульный характер программы. Педагогический дизайн предполагает создание педагогом образовательной программы, ориентированной на явно обозначенные результаты. В нормах педагогического дизайна ребенок ставится в условия определения целей и достижений всего курса программы.
Намечая на втором уроке образовательный маршрут, я сделала упор на проектную ориентацию программы, обозначила, что в течение всего курса программы каждый из детей создает портфолио, а завершающий модуль будет целиком посвящен его проектной работе. Эта тема вызвала со стороны учащихся целый ряд вопросов и пожеланий, поступили предложения, что бы они хотели пройти в том или ином модуле для реализации задуманного. Такая реакция показала мне эффективность образовательной среды и процесса обучения с многовариантным выбором. В этом прочитывается интересное проявление дополнительного образования как инициативного.
Шестое открытие. Педагогический дизайн дает возможность выбирать между моделями или сочетать детали нескольких моделей и осуществлять их как алгоритмы, как части организационной структуры образовательной программы.
Обсудив с ребятами их пожелания в отношении итогового проекта, я смогла пересмотреть структуру последующих модулей, расставить в них приоритеты, редактировать образовательный маршрут под каждую следующую группу в зависимости от учебных потребностей. Эта возможность – значимый эффект педагогического дизайна. Существенное значение также имеет и возможность менять модули программы местами, откликаясь на интересы детей или вызовы внешних обстоятельств.
Педагогический дизайн решает проблему системного, обоснованного, целевого выстраивания учебного процесса. Практика показывает, что это действительно эффективная методическая концепция, благодаря которой дети разного уровня подготовки могут освоить новый вид деятельности, осознавая свои цели и задачи, моделируя собственные действия от самого первого занятия до получения и представления конкретного конечного результата творческой проектной работы.
Юлия БЫСТРОВА, педагог дополнительного образования Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара
Комментарии