search
main
0

Возможность быть творцом

Роль автора проекта ребенок осваивает не сразу, но вдохновенно

Во Дворце творчества детей и молодежи имени Аркадия Петровича Гайдара мы понимаем воспитание как процесс и результат осознания ребенком ценности собственных представлений о мире, о людях и отношениях с ними, представлений о себе и своем опыте, о ценности того, что удалось и удается сделать.

Воспитание человека педагоги Дворца имени Гайдара видят как восхождение к субъектности и отрицание пошлости (непристойной и вульгарной банальности).

Дополнительное образование – это образование инициативное. Здесь ребенок выбирает те занятия и результаты, которые интересны ему и его родителям. Условия, содержание и нормы организации дополнительного образования детей имеют свои особенности.

Родители и дети выбирают программы и проекты, события, в которых участвуют, по своим интересам. Они в любой момент по своему желанию могут отказаться от участия в реализации программы или поменять программу, место образования.

Различные программы, проекты, события дополнительного образования могут быть длительными и краткосрочными, бюджетными и внебюджетными.

Оценивание работ детей в системе дополнительного образования не является обязательным. Дети объединяются не в классы, а в кружки, большие и малые группы (в том числе и разновозрастные), клубы, лагерные смены, туристические отряды, проектные команды, студии.

Школьной структуры классов, родительских собраний и родительских комитетов в учреждениях дополнительного образования нет.

Мы видим, что сама специфика условий дополнительного образования определяет необходимость выбора и принятия родителями и ребенком ответственности за принимаемые решения. Практика показывает, что по мере взросления ребенка первенство в решениях и в ответственности постепенно переходит от родителей к самому ребенку. Он проявляет себя как субъект собственного образования. Ребенок выбирает из того, что предлагает ему образовательное учреждение, прислушиваясь к себе, осознавая свои интересы, растущие возможности и желаемые перспективы.

Можно ли системно строить процессы и условия воспитания детей в обстоятельствах образования по выбору, разновозрастных групп, долгосрочных и краткосрочных программ, имеющих различные уровни сложности и результатов? На какой содержательной основе образования можно обеспечивать такую системность и результативность педагогических усилий?

Педагоги «Гайдара» видят решение этих сложнейших вопросов в проектной логике целеполагания и организационных механизмах управления образованием. Что это значит?

Образовательные программы имеют вид проектов, результаты которых оцениваются критериально. Можно оценивать то, что создают и исследуют дети в ходе и по итогам осуществления образовательных программ и событий. В свойствах работ детей естественным образом отражаются их предметные, метапредметные и личностные компетенции, так называемые hard skills и soft skills (жесткие и мягкие навыки). Это можно оценивать критериально.

Предметные результаты образования, непосредственно связанные с предметом познания, например хореография, живопись, спортивные игры, явно выражают результаты учения детей.

Регулятивные универсальные учебные действия и их результаты (планирование, саморегуляция, оценка) имеют не только учебное, но и воспитательное значение.

Более явно с воспитанием и его результатами связаны коммуникативные и личностные универсальные учебные действия. Здесь оценивается то, как ребенок умеет слушать, объяснять, согласовывать свои действия, как проявляет эмпатию, как оценивает свой и иной опыт, как проявляет свободу, осознает и реализует ответственность, как относится к творчеству, к культуре.

Все это проявляется даже в проектах, где ребенок является исполнителем задач, участником. Результаты выполнения задач и отношение к планам, процессам, продуктам деятельности, к собственному опыту характеризуют свойства ребенка, имеющие нравственное значение.

Взросление, нравственное становление ребенка получают зримое выражение в проектах, где дети действуют в роли авторов проекта.

Неотъемлемые части проекта – целеполагание и создание, реализация организационной схемы проекта, самооценка, рефлексия опыта. Роль автора проекта ребенок осваивает не сразу. В нормах «Гайдара» дети сначала участвуют в образовательном проекте педагога, затем становятся участниками проектных групп, а уже потом принимают на себя роль самостоятельных авторов проекта.

Успешные проекты не делаются из страха. Они выражают нравственную позицию автора, который действует из личного интереса к каким-либо благам или из любви к тем людям или к тому, чему он адресует свою проектную работу. Отрицание непристойности, вульгарности, банальности происходит и находит свое явное выражение в целеполагании проекта. В целях, в том, какие проблемы обозначают и решают авторы проекта, в том, как они определяют благополучателей проектов, проявляются их нравственные позиции.

Известная всем пирамида Маслоу в «Гайдаре» используется как технологический инструмент для определения проблем – напряженностей, снятие которых обеспечивается достижением целей проектов.

Не только взрослые, но и дети в «Гайдаре» учатся видеть, что проблемы могут быть проблемами физиологии, безопасности, общения, признания, познания, эстетики, самореализации.

Умение видеть области проблем людей, природы, познания, искусства, различать и обозначать такое, желание и умение откликаться, находить решения напряженностей и противоречий – это свойства воспитания.

Точный и конкретный отклик на потребность, который предполагает грамотную оценку ситуации, описание необходимых результатов, планирование, управление ресурсами, ответственный выбор решений – все это отрицает пошлость как банальность, непристойность и вульгарность.

Дети осваивают свойство быть творцами, созидателями. Если при этом осуществляется их желание проявлять через сложное и системное действие проекта любовь по отношению к другим людям, к своей земле, природе, стране, то в этом проявляется свойство, для обозначения которого мы нашли словосочетание «созидательный патриотизм». Здесь нет отрицания военного патриотизма, но есть то, что реализуется в практике мирного труда, в учебной деятельности, в быту.

Такой подход к организации воспитания детей через вовлечение их в проектную деятельность складывается и воплощается в практику жизни образовательного учреждения не сразу, требует нескольких лет становления, отладки.

Дворец творчества детей и молодежи имени Аркадия Петровича Гайдара только в начале этого пути, но он обозначен достаточно ясно, закреплен в регламентах, методических материалах, в модельных образовательных программах.

Алексей ПАВЛИЩЕВ, старший методист Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте