Образовательный процесс современной школы отличается уникальностью своего адресата. Индивидуализация обучения, заключенная в неповторимом подходе к потребностям каждого ребенка, является основополагающим принципом. При этом возможности ученика определяются не их предельным значением, а потенциально достижимым уровнем. Другими словами, твои возможности не становятся ограничением, а служат лишь отправной точкой для дальнейшего пути.
В нашей школе обучаются более 3500 детей – от малышей до юношей. Каждый из них особенный, уникальный и неповторимый. Каждый нуждается в одобрении, поддержке, успехе, уверенности в своих силах. Каждому нужны друзья, их понимание и принятие. Казалось бы, эти простые постулаты подсказаны самой жизнью, но они не теряют актуальности при смене столетий. Гуманитарный принцип отношений между людьми – основа благополучия общества в целом. Образовательное пространство, опирающееся на общечеловеческие ценности, изначально будет характеризоваться стабильностью своего уклада. Не следует считать, что гуманитарный принцип ограничивает использование современных технологий, информационной грамотности или иных возможностей XXI века. Оставаясь личностью, преобразующей окружающую действительность, реально достигать различных профессиональных и жизненных успехов, быть востребованным и конкурентоспособным. Каждый полноправный участник образовательного пространства является частью социального общества. Дети, имеющие трудности психофизиологического развития, в настоящее время охвачены практикой инклюзивного образования. Варианты адаптированных образовательных программ позволяют создавать ситуации успешного обучения, а присутствие рядом сверстников с особенностями здоровья или без таковых выстраивает и поддерживает социальные отношения. Безусловно, возможности изначально неравны и будут такими и впредь. Но все равны по своей человеческой природе. Другими словами, задача своеобразного «выравнивания» индивидуальных возможностей ребенка, по сути, не является актуальной.Особый ребенок не должен усвоить образовательную программу наравне с другими. Он вообще никому ничего не должен. Важно, чтобы он имел возможность усвоить то, что он способен, или даже сделать чуть больше. Поразительно, когда ребенок, преодолевая свои ограничения, полноценно входит в общественную жизнь с авторским проектом, собственным произведением искусства, каким-то своим, уникальным знанием. При этом взрослые зачастую не готовы принять особенности своего малыша. Это сопровождается комплексом переживаний внутреннего порядка – от осознания собственной беспомощности перед обстоятельствами до состояния агрессии по отношению к окружающему миру. Поэтому особый малыш может стать для своего родителя проводником в построение отношений с жизнью. Включая, вовлекая в образовательный процесс особенного ребенка, следует помнить, что большую сложность социализации имеют члены его семьи. Именно их влияние может свести к нулю все действительно значительные успехи обучения детей, имеющих особые образовательные потребности.Что удалось достичь нашей школе в работе с необычными ребятами? Во-первых, все педагоги образовательной организации научились взаимодействию с особым учеником. Специальные теоретические знания, а также навыки практической работы, объединились через саму личность учителя. Каждый из нас раскрыл в себе глубину человеческой сути, способной к пониманию, чуткости и сердечности. Во-вторых, трансляция нормальных человеческих отношений помогла всем ученикам, обычным детям, относиться к другим людям дружелюбно и искренне. В самом деле, если ребенок не видит агрессии или даже малейшего пренебрежения к другой личности, он никогда не усвоит подобную модель поведения. И, наконец, все наши ребята имеют возможность не только учиться, но и проявлять свои таланты. Чемпионат «Абилимпикс», многочисленные конкурсы и фестивали творчества, мероприятия в рамках памятных дат, здесь уже вписаны имена наших одаренных учащихся. В городских соревнованиях по волейболу в рамках спартакиады «ПриСОединяйся» по программе Специальной олимпиады среди учащихся и воспитанников образовательных организаций города Москвы, прошедшей в декабре 2017 года, команда школы №285 заняла 1-е место. В составе команды наши учащиеся: Сергей Федоров, Дмитрий Мусатов, Даниил Тарасов, Николай Хаустов, Михаил Романов. В окружной спартакиаде «Надежда» по настольному теннису команда школы №285 стала второй. Команда наших теннисистов: Сергей Саргин, Руслан Заворуев, Артем Багирян, Виктория Дружкова, Даниил Тарасов, Дмитрий Левин. Наши ребята приняли участие в городских соревнованиях по мини-волейболу 2017 года, где команда также стала второй. Членами команды были Сергей Саргин, Владимир Скородумов, Руслан Заворуев, Семен Стриков, Андрей Благовещенский, Даниил Митин, Денис Погребной.В копилке достижений особых учащихся школы №285 не только спортивные успехи. В конкурсе чтецов фестиваля «Открытие» победителями стали Алина Сабирова и Михаил Лежнин.На чемпионате «Абилимпикс»-2017 в мае 2017 года демонстрировали свое мастерство действительно талантливые ребята! Их работы по всем представленным компетенциям подтверждали высокую профессиональную мотивацию участников. Алексей Зайцев, обучающийся школы №285, в компетенции «Резьба по дереву» чувствовал себя уверенно и достойно справился с заданием.Для нас особые дети – дети особой судьбы. И прочитать ее линии может тот, кто готов открыть навстречу свое сердце, как это сделали мы…Валентина ВЕСНИНА, директор школы №285 имени В.А.Молодцова;Татьяна АНАНЬЕВА, старший методист школы №285 имени В.А.Молодцова
Комментарии