История рождения Южно-Уральского многопрофильного колледжа напоминает эпизоды становления государств. Металлургический район, находящийся немного в стороне от города, с определенной ментальностью, со своими традициями. Идея альянса, которая витала в воздухе несколько лет. И руководитель европейского типа, который всю свою жизнь пытается соединить форму и содержание. Объединение разноплановых учреждений в единую структуру на сей раз обошлось без революции, а привело, напротив, к эволюции.
В основу положили модель кластера. В результате слияния образовалось три образовательных комплекса – металлургический, многопрофильный и юридический. На трех площадках готовят специалистов для коксохимического производства, мастеров технического обслуживания автомобилей и финансистов. Программы разные, а вот требование к стилю и качество одно – высочайшее.- Мы готовимся провести большой педсовет в декабре, – раскрывает свои планы директор колледжа Александр Большаков, – на который хотим пригласить директоров школ, вузовских преподавателей и представителей промышленности. Эта встреча будет иметь стратегическое значение. Директора школ – наши союзники в профориентационной работе. С вузами мы сотрудничаем тесно. А предприятия должны увидеть воочию, кого мы набираем и как мы можем готовить кадры для них.Александр Павлович в свое время был сражен Worldskills в Лейпциге: у детей, попавших туда, глаза горят, их красят-мажут, переодевают, одаривают конфетами. А на самом деле показывают, как идет конкурс профессионального мастерства. И не важно, каменная кладка ли это, мехатроника или сварка. Важно, что после такого отношения и шоу детям снятся веселые рабочие и результаты их мастерства. И они идут на эти специальности, потому что это красиво.- Для работодателей даже в кризис, – замечает Александр Павлович, – поиск квалифицированных кадров остается задачей, которую сегодня трудно решить. Квалифицированных кадров не хватает прежде всего на промышленных предприятиях (от крупных до малых). Не хватает рабочих и инженеров. Кроме того, квалифицированные кадры требуются на стройках, в автоцентрах, в финансовых учреждениях, в ресторанах и гостиницах, в торговых предприятиях. В то же время соискателям работы трудно сделать выбор. Информации о вакансиях много, а информации о том, что представляет собой на практике та или иная профессия, крайне мало. И уж совсем мало представления у молодых людей о том, как выглядит та или иная профессия. Наши профориентационные выставки не так впечатляющи. Ребят загоняют почти принудительно, они пробегают мимо стендов и через мгновение забывают об увиденном как о докучливом приставании комара. Большаков желает переменить тенденцию на 180 градусов. Считается, что ребенка надо заинтересовать. Тогда он придет, тогда он будет учиться. А еще он мечтает сформировать свою креативную команду по мехатронике и заставить Worldskills рыдать от зависти. Вот поэтому ему так важно выстроить отношения именно со школами, потому что потом может быть уже поздно…Свой колледж Большаков представляет как модель некоего европейского студенческого городка: в этом кампусе готовят юристов, в этом – сталеваров, в этом – историков. А все они получают фактически один и тот же диплом, с брендом учебного заведения.Сокращение административного персонала при слиянии составило экономию в 10 миллионов. И это было уже эффективно. Переделали юридическую базу, разрозненные документы разных учреждений собрали воедино. И замкнули учебный процесс в единое информационное кольцо.Дело в том, что у одного из вошедших в триумвират учреждений, юридического техникума, собственная модель информатизации процесса обучения уже была. С нею в 2008 году он принял участие в проекте ФИРО, став экспериментальной площадкой по внедрению системы зачетных единиц в среднем профессиональном образовании. Сегодня образовательное пространство расширилось, нужно информатизировать весь процесс. Уверены: Moodle им в этом поможет, ведь это открытая модель, приспособленная для процесса обучения. Дает широчайшие возможности для того, чтобы в электронном виде сделать курс интересным, насыщенным. А опыт в переписывании управленческой части под себя есть, и хорошо получается, проверено.Большаков как человек и руководитель любит, чтобы вокруг было все эстетически красиво: одежда студентов, интерьеры, дела. И любит, чтобы все было значимо: студенты начинают здесь копаться в своих родословных, интересуются древними хрониками, разыскивают письма с фронта (впрочем, и преподавательского состава это касается точно так же), потому что важна любая частичка их жизни, и история каждого становится общей историей колледжа. И позволяет заглянуть в прошлое, чтобы стремиться в будущее.Когда-нибудь в Металлургическом районе появятся Эйфелева башня и Биг-Бен. И пусть они будут меньшего размера, чем их прообразы за кордоном, зато свои, и сделаны они будут руками студентов Южно-Уральского многопрофильного колледжа от и до, от рисунков на бумаге до последней сварки монумента. Потому что зачем стремиться в Париж? Можно и дома сделать так, чтобы умные люди говорили друг другу: «А вы слышали, есть в Челябинске особый район – Металлургический, и там больше чем прекрасно, там стильно!»
Комментарии