search
main
0

Возможно, что вам это интересно…

Формирование профессионального корпуса руководителей образовательных организаций определяет комплекс мероприятий, в числе которых аттестация на соответствие должности – базовый компонент. Квалификационные испытания в форме тестирования – одна из аттестационных процедур, которая вызывает наибольшее количество вопросов, слухов и домыслов. Однако согласно статистике 99% аттестуемых руководителей ОО успешно проходят тестирование. На вопросы «УГ-М» о процедуре тестирования отвечает директор Московского центра качества образования Алексей РЫТОВ.

– Алексей Иванович, скажите, пожалуйста, сложно ли пройти тестирование в рамках аттестации на должность руководителя, ведь не секрет, что в Москве много слухов о том, что для проходящих аттестацию тестирование – неимоверно трудная процедура, что проходят ее только единицы, да и то только те, у кого есть надежная поддержка слева или справа или еще откуда-нибудь?- Я бы сказал, что много не только слухов, но и домыслов. На самом деле тестирование – одна из наиболее легких процедур аттестации на соответствие должности руководителя ОО. Во-первых, вопросы для тестирования составлены на основе нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность в системе образования. Документы ежедневного пользования – источники вопросов контрольно-измерительных материалов (КИМ) для тестирования. Во-вторых, при формировании тестовых заданий для квалификационных испытаний руководителей образовательных организаций и кандидатов на эту должность учтены нормативные требования к знаниям, умениям и навыкам, обозначенные в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (далее – ЕКС). Требования к знаниям, выходящие за рамки ЕКС, отсутствуют. В-третьих, примерные формулировки вопросов, типы и виды вопросов размещены на сайте МЦКО. В плановом порядке проходят тренинговые занятия по подготовке к тестированию, то есть к тестированию можно подготовиться! Наконец, в-четвертых, подготовка к тестированию стала наиболее эффективной системой повышения квалификации, позволяющей проверить себя на знание законодательной базы, усвоить то, чего не знали, и то, что необходимо в управленческой практике. Давайте вспомним латинское: «NON SCHOLAE, SED VITAE DISCIMUS» – «Не для школы, а для жизни мы учимся».- Тем не менее во время заседания аттестационной комиссии нередко можно услышать, что даже довольно сильные директора или претенденты на эту должность сетуют, что не набрали высоких балов при тестировании. Как скомпонованы КИМы для тестирования и какие вопросы вызывают наибольшее затруднение?- Не скрою, часто слышу от некоторых аттестуемых, что вопросы в тестах двусмысленные, предполагающие несколько вариантов ответов, и очень субъективные, что на пробное тестирование ходить без толку, так как на основном тестировании не попадается ни одного похожего вопроса ни с пробника, ни с сайта МЦКО. Однако нужно сказать, что в КИМы включены тестовые задания с выбором одного правильного ответа. К заданиям дают готовые ответы на выбор (один правильный и остальные неправильные), продолжительность тестирования 45 минут, за это время аттестуемый должен ответить на 35 вопросов, по 7 вопросов в каждом блоке. Как показывает практика, этого времени вполне достаточно, чтобы не только ответить, но и проверить свои ответы. Для получения оптимально качественного результата тестирования аттестуемым разрешено использовать интернет-источники, имеющие полный комплекс нормативно-правовых документов, регулирующих функционирование образовательной системы. Субъективизм ответов на вопросы исключен за счет того, что формулировки вопросов и ответов не выходят за рамки нормативно-правовых документов, на основе которых они составлены. – Все мы когда-то сдавали экзамены в школе и в вузе, готовясь по билетам, которые нам давали заранее, и можно было выучить весь материал. Может быть, и с аттестуемыми нужно пойти тем же путем: давать заранее все возможные вопросы – и пусть учат?- Аттестация – это не школьный и не вузовский экзамен, можно сказать, что это экзамен, позволяющий понять, готов ли человек занять должность руководителя и работать с коллективом, есть ли у него необходимые знания и умение их применять в конкретных ситуациях. Поэтому бесперспективно при подготовке к аттестационному тестированию заучивать правильные ответы на сформулированные вопросы. Механическое заучивание исключает возможность использования самого документа в работе и ориентировано только на сдачу теста, что само по себе трудозатратно и бесполезно. Одной из целей аттестации обозначено «стимулирование повышения уровня квалификации руководителей образовательных организаций, их личностного профессионального роста и использования ими современных управленческих технологий». Повышение квалификации согласно статье 76 Федерального закона от 29.12.2012 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» направлено на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Таким образом, заучивание массива ответов на заданные заранее вопросы не имеет ничего общего с повышением квалификации, не реализует нормативно заданную цель аттестации на соответствие должности руководителя образовательной организации Москвы.- И все же как будущий директор может качественно подготовиться к тестированию, проверить уровень своих знаний?- Уровень освоения нормативных документов перед квалификационными испытаниями можно проверить в рамках обучающего семинара, включающего возможность тестового тренинга. Пробное тестирование позволяет понять структуру теста, увидеть типичные примеры формулировок, рассчитать время, необходимое для поиска информации в Интернете, научиться выделять в вопросе главное и второстепенное. Самое главное – пробное тестирование помогает преодолеть внутреннее сопротивление, вызванное диссонансом между статусом руководителя с опытом и заслугами и ролью аттестуемого, проходящего испытания и подтверждающего свою управленческую компетентность. Для каждого аттестуемого трудны те вопросы, которые он не успел освоить в процессе подготовки. Однако наиболее типичны затруднения в ответах на вопросы, связанные с проблемами делового администрирования. – Как же тогда можно объяснить, что те, кто имеет значительный управленческий опыт, проходят тестирование менее успешно, чем будущие молодые директора, такого опыта пока не имеющие?- Мне кажется, что ритм жизни руководителей образовательных организаций не оставляет им много времени на самообразование, в этой связи аттестация на соответствие занимаемой должности – мощнейший стимул для освоения массива нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность в сфере образования и требующихся для успешного прохождения тестирования. Да, в последнее время стало закономерным, что кандидаты, у которых отсутствует административный опыт, отвечают успешнее на ситуативные задачи блока «Деловое администрирование». Все дело в том, что они не ищут аналогов в своем прошлом управленческом багаже, а анализируют ситуацию и вычленяют наиболее правильный вариант решения проблемы, при котором во главе угла будет стоять реализация реальных задач, а не разбор межличностных взаимоотношений.Тестирование – это просто!Тестирование – это не страшно!Тестирование – это возможность продемонстрировать знания!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте