– Оздоровить нацию через пятиминутки и физкультуру… Задача невыполнимая, если не позаботиться об учителе, – мнение директора 1260-й московской школы Тамары Майоровой. – Поговаривают о трех часах физподготовки в неделю. А кто их проводить будет? Сейчас и на два часа с трудом найдешь физрука. Взять хотя бы нашу школу – 20 классов. Умножим хотя бы на два часа – уже получается 40 в неделю. Если же учесть, что в старших классах мальчики и девочки занимаются физкультурой раздельно… Одним словом, учителю с такой нагрузкой не справиться. Вот и получаются парадоксы вроде нашего, когда физкультуру в младших классах преподает музыкант. А что делать?
– Нельзя найти второго физрука?
– Да где ж его найдешь за такую-то зарплату! Чтобы хоть как-то заработать, приходится брать не 18 часов, а 36. Но вы же понимаете, что с подобной нагрузкой учитель – уже не учитель. Его усталый, раздраженный вид непременно сказывается на детях. Вещи-то взаимосвязанные. И когда слышишь, что в Америке учителя за 16 часов нагрузки получают две тысячи долларов, больно становится за отечественное образование. Мы, например, не можем себе позволить абонемент в бассейн купить, чтобы стресс после работы снять. Хотя “Чайка” под боком. Жаль денег на собственное здоровье…
Большинство директоров московских школ решают кадровую проблему при помощи физруков-студентов. Разумеется, дело благое – дать ребятам заработать, однако на время сессий, студенческих каникул, дипломных проектов и практик школьники остаются без учителя.
Парадоксальная ситуация: только десять процентов прошлогодних выпускников педфака Московского института физкультуры пошли работать в школу. Остальные, по всей вероятности, подыскали себе место поденежнее и поспокойнее. И это несмотря на президентский указ, цитирую: “Необходимы массовое привлечение детей к занятиям физической культурой и спортом, формирование здорового образа жизни и повышение социальной активности подрастающего поколения”. Замечательная мысль, весьма созвучная времени, однако…
Декларациями и указами делу не поможешь. Как привлечь учителей в школу, если нет материальной заинтересованности? Существуют ли другие мотивации? Существуют. Именно поэтому сельские школы оказались в этом плане в более выигрышном положении по сравнению с городскими. Как известно, сельских учителей не призывают в армию. Хлопцы “семь на восемь”, желая откосить от службы, охотно учат деревенских ребятишек. Один мой приятель преподавал в пригороде и не жалел четырех часов на дорогу ежедневно от Москвы до Расторгуева. Хотя в школе, отстоящей от его дома на одну остановку, требовался физрук. Мотивация, как видите, достаточно серьезная. Так почему бы не уравнять в правах сельского и городского учителя?
Есть и еще одна идея по поводу формирования, так сказать, здорового образа жизни. Сразу оговорюсь: ее разделяют далеко не все. А именно перевести занятия спортом исключительно на платную основу. Таким образом, проблем с физкультурниками не будет. Правда, появится проблема с детьми – не все в состоянии платить.
Впрочем, возможен и компромисс, о котором рассказывает Виктор Мешков, директор московского Дворца детского спорта, футболист в прошлом, а теперь президент Федерации скалолазания России.
– Дворец спорта работает по двум направлениям. Бесплатно мы предоставляем базу для 24-й детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва, а также для общеобразовательных школ нашего района. Наряду с этим во Дворце создан “Клуб Пьера де Кубертена”. Он назван в честь основателя олимпийского движения и объединяет любителей скалолазания, шейпинга, бодибилдинга, спортивных танцев, а также ушу. Секции эти платные и, надо сказать, пользуются большой популярностью. Хочу похвастать нашим скалодромом – ведь он входит в пятерку лучших в мире. Здесь регулярно проводятся этапы Кубка мира.
Экскурсия по Дворцу спорта произвела на меня впечатление благополучия и достатка. Я стал свидетелем захватывающего покорения скалы высотой шесть метров, погрузился с головой в ритм рок-н-ролла в зале спортивных танцев, а также принял на вооружение несколько приемов борьбы ушу.
Кстати, о достатке и благополучии. В уже упомянутой 1260-й школе секцию восточных единоборств ведет небезызвестный Джахангир Шахмурадов, чемпион СССР по карате. Обладатель черного пояса, он имеет три высших образования – окончил институт физкультуры, медицинский и режиссерский факультеты ВГИКа. Уроки Шахмурадова – это настоящий спектакль. Он то играет роль индийского учителя хатхи-йоги, то показывает фрагменты древней китайской гимнастики “Тай-цзи”, похожей на медленный танец с плавными, пластичными движениями. Запомнилась мне и небольшая лекция учителя на тему “Бедность – не порок”, в которой он рассказал об индийских отшельниках-садху. Они ничуть не завидуют миллионерам, разъезжающим в белых “мерседесах”, ибо последним некогда подумать о душе.
Дмитрий ЕГОРОВ
Комментарии