search
main
0

Возможен ли домашний климат в современной школе?

Событие недели

В школы необходимо вернуть домашний климат во избежание психологического выгорания у детей. Такое мнение высказала министр просвещения РФ Ольга Васильева в ходе встречи с педагогической общественностью в Хабаровске. Она отметила, что, по данным психологов, у школьников сейчас меняется мотивация, они не хотят идти в образовательное учреждение, что связано с выгоранием. «По сравнению с 1978 и 1981 годами мы не увеличили в разы количество часов в недельном цикле, но загруженность наших детей фантастическая. Здесь много факторов, в том числе родители хотят, чтобы их ребенок занимался в десятках кружков. Давайте бережнее относится к детям, они перегружены, и зачастую совершенно напрасно», – сказала Васильева.
Как создать домашний климат в современной школе и возможно ли это в принципе?

Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, член Центрального штаба ОНФ:
– Каждая школа – уникальная социальная среда со своим микроклиматом. Универсального рецепта по воссозданию в школе домашней атмосферы нет, но в глазах детей она всегда должна оставаться добрым и счастливым местом. Наша задача – сделать так, чтобы дети имели возможности видеть в школе поддержку и защиту, общаться в ней с понимающими взрослыми людьми.
Сегодня 28% детей нравится учиться в школе, еще 48% посещают ее в основном с удовольствием. Об этом говорят результаты опроса более 2,5 тысячи школьников, проведенного Общероссийским народным фронтом и фондом «Национальные ресурсы образования» в конце 2018 года.
В то же время у школьников есть определенный запрос на фигуру значимого взрослого. Общения с людьми старшего возраста для обсуждения своих проблем не хватает 16% школьников (год назад – 13%). Каждый четвертый подросток ни с кем не обсуждает свои трудности в личной жизни или учебе. Дети отмечают, что им не хватает поддержки со стороны взрослых, сетуют на то, что мало уделяется внимания их душевному состоянию. Ребятам нужны определенные ориентиры, проводники между ними и окружающим миром. У педагогов же часто не остается времени неформально работать с детьми, поскольку значительную часть своего рабочего времени они вынуждены тратить на процедурно-бюрократические вопросы. В школах необходимы специалисты, способные восполнить этот пробел. Именно поэтому нацпроектом «Образование» предусмотрены меры по развитию форм сопровождения и наставничества в школах.
Детям важна позитивная активность в стенах учебных заведений. Многим не хватает кружков, творческих и социальных проектов внутри школы. За год до 23% выросла доля детей, испытывающих потребность в кружках, секциях, клубах, которые им бы нравились (ранее – 18%). Необходимо расширять направления дополнительного образования, привлекать к его реализации интересных для школьников людей: студентов, волонтеров.

Кирилл КАРПЕНКО, педагог-психолог, Красноярск:
– Чтобы в школах стало хорошо, нужно назначить Германа Грефа министром просвещения. Ведь он смог за 10 лет из советской бесчеловечной конторы под названием «Сбербанк» сделать современную организацию, в офисах которой приятно находиться и с сотрудниками которой приятно общаться.
За последние годы в школах стало заметно тяжелее эмоционально: появились турникеты, стационарные металлоискатели, детям запрещают выходить на улицу на переменах, в аудитории на ГИА запрещают пронести бутылочку с водой – хуже тюрьмы.
Чтобы в школах стало комфортно, нужно поставить такую цель на самом высоком уровне и трудиться над ее достижением всем миром годами. Но пока даже цели такой нет. В прошлом году президент озвучил стратегическую задачу: вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Пока правительство занимается бессмысленной демагогией, школы с человеческим лицом ожидать не приходится.

Елена КОЛЕЧЕНОК, региональный координатор Российского движения школьников в Карелии, Петрозаводск:
– Самое главное – понять смысл и назначение позитивных изменений, которые стоит внести в жизнеустройство школы. То есть командой взрослых – администрацией, педагогическим коллективом и родительским сообществом – ответить на вопрос, ради кого и чего мы что-либо делаем в школе.
Можно провести честный опрос самих учеников о том, как они видят домашнюю атмосферу в школе, что могут предложить, в чем им нужна поддержка. Что стоит менять? По моим ощущениям, тональность и дизайн. Тональность внешнего убранства школы и тональность в отношениях «учитель – ученик», «учитель – учитель», «одноклассник – одноклас­сник», «ученик – родитель». Дизайн стен, учебного кабинета и дизайн обычного урока. Так, чтобы обычный урок стал необычным. И так во всем – меняем внешнее, меняемся изнутри, меняемся сами. В каждой школе может быть своя история позитивных изменений.

Ирина ДОБРЯКОВА, мама десятиклассницы, Великий Новгород:
– Я считаю, в современной городской школе домашний климат невозможен. Он остался только в небольших сельских школах, где учительница для ребенка по-прежнему вторая мама, где каждый ученик на виду. Что мешает снять напряженность у городских учеников? Главная причина – современные школьные учебники, перегруженные массой ненужных либо уже вузовских знаний. Предмет, который из-за перегруженности не понимают большинство детей, – это, безусловно, английский язык. Предметы – лидеры по объему материала для зубрежки – история и география. Для гуманитариев крайне сложны физика и математика.

Михаил ЛАРИОНОВ, отец шестиклассника, Санкт-Петербург:
– Я не понимаю, что такое «домашний климат». Как его можно создать в школе, когда после 4‑го класса дети расходятся по разным учителям? В начальной школе у них была учительница – вторая мама, но в среднем звене этой опеки больше нет. Климат создают не стены, а люди, и если классный руководитель не обладает талантом сдружить ребят, то никакой домашней атмосферы не будет. Нам, например, не повезло. Наш классный руководитель вроде и неплохой педагог, но организовать детей, научить их заботиться друг о друге, уважать друг друга у нее пока не получается. И нас, родителей, не получается объединить. Каждый тянет одеяло на себя, чтобы было лучше только его ребенку.

Анатолий СОЛОВЬЕВ, отец двоих школьников, Воронеж:
– Дети устают и не хотят идти в школу не потому, что там нет домашнего климата, а потому, что они сильно перегружены. Нам вбили в головы, и мы им теперь вбиваем, что человек должен быть успешным. Хотя на самом деле человек должен быть самодостаточным, спокойным, счастливым, ну и добрым. А у успешности нет конца, зато ради ее достижения можно всю жизнь испортить. Например, перегрузить ребенка с детства английским и китайским, спортом и музыкой – всем на свете. Так нельзя, нужны другие идеалы и другие установки для воспитания детей. А про домашний климат в школах я могу сказать, что это нереально, точнее, он там не нужен, это просто демагогия. Школа – это официальное учреждение, и детей там приучают к общественно-социальным отношениям. Значит, там должны быть свои законы – официальные, более сдержанные, чем дома.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте