search
main
0

Возьмите пластилин. Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

В Каширской коррекционной общеобразовательной школе-интернате с 2012 года реализуется школьный проект «Одаренные дети. Шаги к успеху», направленный на развитие творческих способностей учеников через изобразительную, музыкальную, музыкально-ритмическую деятельность.

Основные направления программы – выявление детей с творческим потенциалом в области изобразительного искусства, развитие этих способностей и помощь в достижении высоких результатов в муниципальных, областных, всероссийских конкурсах, с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с ОВЗ. Формы выявления одаренных детей:    – наблюдение;- общение с родителями;- работа педагога-психолога, педагога: тестирование, анкетирование, беседа;- олимпиады, конкурсы, выставки рисунков школьного уровня.Условия, созданные в нашей школе-интернате для развития творческой активности учащихся1. Организация целенаправленной урочной и внеклассной деятельности в образовательном учреждении и семье. В школе работает 18 кружков и секций, дети ежедневно посещают кружки дополнительного образования по интересам. Основные направления: физическое, эколого-краеведческое, эстетическое, духовно-нравственное. Мы стараемся привлекать родителей учащихся не только к участию в родительских собраниях, но и во всех внеклассных мероприятиях, викторинах. 2. Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.В классах, где ведется преподавание, много детей с различной структурой дефекта, с сочетанными дефектами. Например, дети с тремором рук плохо справляются с карандашом и кистью, при этом им очень нравится работать с пластилином и цветной бумагой. Пластилин часто используется и для работы с детьми с пониженным тонусом верхних конечностей.3. Еженедельные конкурсы детских рисунков, изготовление поделок для школьных выставок, тематических праздников, родительских собраний.4. Поощрение учащихся (одобрение, похвала, предоставление почетных или дополнительных прав – например, назначение ребенка ответственным за выставку рисунков и пр., присвоение почетного места в конкурсе); награждение благодарственными письмами, грамотами на общешкольных линейках, родительских собраниях. 5. Стимулирование дальнейшего развития творческой личности через участие в конкурсах разных уровней.Методы и приемы работы на занятиях по развитию творческих способностей учащихся школы-интерната1. Беседа, рассказ (с использованием ИКТ, презентаций, электронных музеев).2. Наглядный метод (наглядные пособия демонстрационного характера, картины, таблицы, схемы, карты, кинофильмы, модели, макеты, диаграммы, крупные натуральные объекты и др.).3. Самостоятельная работа.4. Коллективная работа – соревнования (например, мальчики против девочек).5. Игра (например, «Строители» и «Архитекторы»: один ребенок строит, его сосед по парте рисует, потом они меняются).        Для работы с одаренными детьми школы-интерната и развития их творческого потенциала используются не только краски, но и природный материал, пластилин, цветная бумага, прочие материалы для творчества.        Особенности выполнения конкурсных заданий детьми с ограниченными возможностями здоровьяДети с интеллектуальной недостаточностью, педагоги, родители хотят участвовать в конкурсах различного уровня для социализации, адаптации и развития коммуникативных функций ребенка, но выбор конкурсов для детей с ОВЗ крайне мал. Часто организаторы конкурсов ориентируются на учащихся с сохранным интеллектом, на образовательные программы обычных школ, что осложняет и делает практически невозможной победу в конкурсе для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В таких конкурсах мы принимаем участие, но уровень заданий для детей выбираем на 2-4 класса ниже. Результаты реализации школьного проекта «Одаренные дети. Шаги к успеху» Благодаря участию и победам в конкурсах учащиеся школы-интерната являются стипендиатами главы Каширского муниципального района и губернатора Московской области. В 2013-2014 учебном году количество участников конкурсов – 10 учащихся, победителей четверо, что составляет 40% от общего количества участников конкурсов.В 2014-2015 учебном году количество участников конкурсов – 7 учащихся, победителей четверо, что составляет 57% от общего количества участников конкурсов.Юлия ЖИЛИНА, учитель Каширской коррекционной общеобразовательной школы-интерната Московской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте