search
main
0

Возьми на радость из моих ладоней…

– Мне только что звонил глава администрации Прокопьевска: Елена Ильина, учитель русского языка и литературы городского лицея N57, стала победителем областного конкурса “Учитель года”. Видели, это ей вручили автомобиль и карту на годовую бесплатную заправку бензином. Он мне говорит: “Тамара Анатольевна, я поддерживаю инициативу губернатора. Мы Елене Ивановне выделяем четырехкомнатную квартиру в новом доме и премию в сто тысяч рублей на обустройство”.
Тамара Анатольевна Фральцова, руководитель областного Департамента образования, была так рада, будто ей самой выпал счастливый жребий.

А накануне финала, когда еще не было названо то единственное имя, мы с Еленой Ивановной Ильиной и ее коллегой Ольгой Николаевной Овчинниковой, учителем английского языка 11-й гимназии г. Анжеро-Судженска, спрятавшись от предпраздничной суматохи в уютном кабинетике института усовершенствования, вели этот немножко сумбурный диалог. Конечно, о школе. И как-то вдруг сам собой стал прорисовываться образ современного учителя с его педагогической философией.

О доблестях
– Очень любопытной стала работа по поводу оксюморона и катахрези, – показала мне школьный реферат Елена Ивановна. – Для детей в 10-м классе где-то найти сведения об этих художественных средствах с многочисленными примерами непросто. И ребенок, который обратился к этой теме, провел серьезную исследовательскую работу. А началось все с Бунинского “Человека из Сан-Франциско”. Причем в этом рассказе всего один оксюморон: “грешно-скромная девушка”…
– Однажды на уроке мы натолкнулись на такую фразу: в английском языке предложения выстраиваются так, как, скажем, трамвай ходит по рельсам: нельзя свернуть ни влево ни вправо. А почему невозможно варьировать, как в русском, порядок слов в предложении?
– Почему? – спросила я. И Ольга Николаевна с победным видом протянула реферат своей ученицы Наташи Постниковой “Правонарушительница инверсия”, который занял первое место на научно-практической конференции…

* * *
Елена Ильина: …Сейчас Ольга Николаевна говорила о своем педагогическом коллективе, и у меня сложилось впечатление, что речь идет о моем собственном. Наверное, здесь оказались те учителя, которых очень мощно поддерживает их образовательное учреждение. Ну ведь и мы же понимаем, что главный человек – директор. Если он заинтересован в том, чтобы его преподаватель – творческий, интересный, учитель-личность – поверил еще больше в свои силы, дал возможность своим задаткам развиться, честь ему и хвала. В данном случае я говорю о своем руководителе Светлане Алексеевне Щепиной. И о коллективе, который у нас подобрался. А средний возраст моих коллег порядка тридцати пяти – тридцати семи лет, вы, наверное, понимаете, насколько интересно тут работать.
Ученики, особенно старшеклассники, прежде всего ценят профессионализм. И пусть простят меня коллеги-предметники, в современном обществе роль учителя словесности, несущего культуру многих веков, нравственность, эстетику, очень важна. Где, кроме как на литературе, говорят о душе? Когда писали конкурсное эссе, мне не пришлось долго размышлять – материал вынашивался.
С чего начинается ребенок как гражданин? С таблицы умножения? С компьютера? Нет!
По Достоевскому, ребенок-гражданин начинается с ожога от чужой боли, с милосердия, с жалости к людям.
Кто и какой урок даст ему? Что расскажет об этом мире?
Конечно, высокий профессионал, яркая личность, человек с крылатым сердцем – Учитель.
И пусть сегодня на уроке сожмется сердце ребенка от бесконечной жалости к герою рассказа Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на елке”, от страха перед жестокостью наказания в рассказе Л.Н.Толстого “После бала”, пусть прольется слеза великой скорби по судьбе астафьевской Людочки или от пронзительной душевной боли, вызванной рассказом В. Гюго “Сила детства”.
Посмотрите на всю русскую классическую литературу. Она подводит читателя к пониманию того, что в этом мире нужно сострадать и сопереживать, любить и верить.
Ольга Овчинникова: Кстати, о любви. Свою педагогическую концепцию заканчиваю стихотворением, которое написала сама накануне конкурса: “Глаза детей, их души и сердца природа создала неповторимо. Быть с ними в роли друга и творца – судьба мне это право подарила. Творить учу, терпимей быть, добрей, любовь в сердцах детей я пробуждаю и вместе с ними становлюсь мудрей – важнее этой роли я не знаю”.
Е.И.: В течение последних шести лет работаю только в старшем звене, в 10-11-х. Очень любопытно наблюдать за ребятами на уроках. Одной из граней системы деятельности стала работа над афоризмами. Мы их записываем, обсуждаем. Или ребятам в качестве домашнего задания нужно подумать над афоризмом, прокомментировать его.
Мой любимый афоризм – Омар Хайям: “Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало. Два главных правила запомни для начала. Ты лучше голодай, чем что попало есть, ты лучше будь один, чем вместе с кем попало”. И вот высказывание Сенеки, которое я дарила детям после конкурсного урока на сувенирах, думаю, для каждого из нас значимо: “Кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра”. Действительно, если мы не понимаем, к чему стремимся в педагогике, в жизни, вообще в отношениях с людьми, то, наверное, никогда не достигнем того, о чем мы мечтаем.

* Я хочу жить в городе, который может позаботиться о своих жителях. А для этого сами горожане должны сделать что-нибудь полезное для своего города. И я, как гражданин Прокопьевска, хочу тоже улучшить его.
Разведение пушного зверя поможет нам (я говорю нам, так как чувствую себя ответственным за судьбу города) в обеспечении людей рабочими местами. Для этих целей лучше всего подойдут нутрия и ондатра, так как они не плотоядны и их можно разводить на базе прокопьевской птицефермы. Кроме того, их мясо можно есть. Достигнув этой цели, мы сможем заниматься выделкой шкур и пошивом одежды. С этой задачей справится фабрика “Горнячка”.
Климат в закрытых шахтах идеально подходит для выращивания грибов, шампиньонов, поэтому гриборазводка – перспективная отрасль. В будущем их можно будет перерабатывать, как это делают китайцы.
Рецикл шлаков в стройматериалы позволит решить проблему строительства, т.к. из шлака получаются отличные шлакоблоки и кирпичи.
В Прокопьевске совсем мало достопримечательностей. Я думаю, городу надо построить высокую башню, на вершину которой поместить часы. Это будет Прокопьевский Big Ben. В нее перенести наш краеведческий музей, т.к. здание, в котором он расположен, уже очень старое и негодное. Также в башне стоит создать галерею, а на крышу поместить телефонную антенну, т.к. город нуждается в развитии МТС.
Экскурсии в шахты с грибными плантациями покажут туристам, как из ничего прокопчане получают прибыль.

Сергей Рыбалкин, 10-й “Б”

…О славе
О.О.: Почему мы оказались на конкурсе? Очевидно, потому, что всегда стимулируем ребенка к самореализации, всегда выступаем инициаторами, чтобы наш ученик принимал активнейшее участие в олимпиадах, в любых других соревнованиях. Показав собственным примером, доказав самим себе, что способны на многое, подаем пример нашим ребятам.
Е.И.: Ольга Николаевна говорит о стимуле, который мы даем детям, но и наши ученики, да мой собственный ребенок испытывают огромное чувство гордости за то, что мама или их учительница рискнула сделать этот шаг. Они же понимают, как это непросто. Потому что педагоги в большинстве своем – люди очень скромные, как правило, стремятся не быть на виду.
– Как вас встречали ваши выпускники на следующий день после финала конкурса?
Е.И.: Завалили цветами: “Елена Ивановна, вы стали в городе лучшей, но мы об этом знали давно!”. И эти слова, наверное, выше всяких материальных поощрений.
О.О.: Вчера приезжала директор нашей гимназии, Нина Михайловна Михайлова, поддержать меня. Накануне отмечался день рождения школы. В одиннадцать часов Нина Михайловна поднялась и сказала: “Сейчас Ольга Николаевна дает открытый урок, поаплодируем ей”. Я думаю, когда такое тепло идет из гимназии, где ты преподаешь, стоит чего-то добиваться.
– Знаете, я сейчас смотрю на вас, и у меня впечатление, что беседую просто со счастливыми людьми.
Е.И.: Мы действительно счастливы оттого, что позади очень трудный конкурс. А жизнь может быть без испытания, трудностей? Без них неинтересно. И когда мы достигаем чего-то, начинаем уважать себя. И это тоже счастье.

* Черные улицы, люди с озабоченными, злыми лицами несут в руках тяжелые сумки. В трамвае сидит маленькая старушка и сиротливо прижимает худенький, уже без красок пакет и пенсионное удостоверение. Ей нечем заплатить, возможно, ей нечего есть. А на улицах бегают грязные, оборванные ребятишки, которые то и дело дергают за рукав, смотрят голодными глазами и просят, просят: “Тетенька, дай на хлебушек!”.
Через всю эту тьму пробивается для меня тоненький лучик света – МОЯ ШКОЛА.
Я уверена, что в Кузбассе очень много таких светлых и чистых уголков, как школа. И хочется верить, что оттуда выйдут достойные люди, которые изменят нашу жизнь.

Юлия Дубенкова, 10-й “А”

…О любви
О.О.: В группу поддержки входит мой муж Геннадий Анатольевич. Он работает учителем физкультуры вместе со мной. Такой поддержке, которую он мне оказывает на конкурсе, может позавидовать любой: думаю, две трети трудностей он взял на себя. Я его очень люблю и хочу видеть каждую минуту, каждую секунду…
Е.И.: Ольга Николаевна права: если бы не тыл, такого выступления не состоялось, такого ощущения праздника не было.
Но вот скажите, где, как не на уроках литературы, ребенок впервые говорит о любви. Задумывается над понятиями “любовь” и “влюбленность”. Любовь-страсть, любовь – умиротворение и болезнь. Я всегда читаю ребятам стихотворение Пушкина “Признание”, там столько экспрессии. Почему оно изучается из года в год? Прежде всего работает на воспитание мужчины.
– Говорят, что женщине – а школа у нас, по сути, женская – сложно воспитать настоящего мужчину.
О.О.: Это, наверно, большая проблема. Но я думаю все-таки, что воспитание будет полноценным. Когда участник нашего конкурса – Андрей Борисов поднимается и читает стихи о прокуренном вагоне “С любимыми не расставайтесь”, веришь: у нас есть светлая перспектива.
…На конкурсном уроке у Елены Ивановны ребята анализировали стихотворение Осипа Мандельштама 1920 года “Возьми на радость из моих ладоней”. Годы-то какие… И какой жизнеутверждающий финал. “Я дарю тебе это сухое ожерелье из мертвых пчел, мед превративших в солнце”.
Это уже счастье – просто жить…

Елена Пчелкина

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте