search
main
0

Возьми буклет – найдешь ответ

Взаимодействие педагогов детского сада с семьями воспитанников – одно из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания. В городской программе «Московская семья – компетентные родители», принятой в 2007 году, отмечается, что «приоритетная функция взаимодействия ДОУ и семьи – приобщение родителей к нормативным компонентам дошкольного образования, информирование их о задачах, содержании и методах воспитания детей в детском саду и семье». Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приемов, используемых педагогами в работе с детьми, обеспечение форм взаимоконтакта в союзе «педагог – ребенок – родитель» дает положительные результаты и способствует успеху коррекционного обучения.

Особенностью и вместе с этим сложностью работы с родителями в нашем детском саду стало то, что, во-первых, дети поступают на 1-2 года, а во-вторых, то, что детский сад работает в режиме круглосуточного пребывания, то есть педагоги видят родителей 2-3 раза в неделю. Однако, несмотря на это, коллектив детского сада постоянно совершенствует содержание и формы работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и семье.

Педагоги детского сада в общении с родителями используют как уже утвердившиеся всевозможные методы и формы работы в этой области, так и нетрадиционные, помня при этом о том, что целесообразно выстроенное взаимодействие педагогов с родителями должно осуществляться поэтапно и ставить основной задачей формирование активной педагогической позиции родителей и вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями.

Мы изучаем социальный состав семей, проводим беседы, консультации, анкетирование, дни открытых дверей, открытые показы работы с детьми и многое другое. Непременное условие работы учителей-логопедов и воспитателей в нашем учреждении – обязательные встречи с родителями, информирование их об успехах и трудностях в работе с детьми. Родители получают консультации по вопросам воспитания и обучения детей с проблемами в развитии, советы по искоренению неправильного отношения к дефекту и семьи, и самого ребенка, предупреждению возникновения вторичных дефектов, нередко приводящих к формированию негативных качеств личности и трудностям социальной адаптации. Особое внимание мы уделяем объяснениям заданий логопеда, которые не всегда бывают понятны родителям, знакомым не со всеми необходимыми терминами. Для эффективности коррекционной работы важно убеждать родителей в необходимости закрепления того материала, который записан в тетради ребенка, так как без овладения этими знаниями и навыками невозможно его дальнейшее продвижение в обучении.

Нам приходится вносить некоторые специфические коррективы и в проведение таких знакомых педагогам дошкольных учреждений форм работы, как родительские собрания и открытые просмотры. Как правило, мы объединяем эти две формы, так как родители с большей заинтересованностью относятся к посещению и собраний, и просмотров, чередуем виды показываемых занятий так, чтобы за два года пребывания ребенка в детском саду продемонстрировать их все. Такая форма работы позволяет родителям понаблюдать за ребенком в ситуации, отличной от семейной; сравнить его поведение и умения с поведением и умениями других детей; перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий; после просмотра получить ответы на интересующие вопросы и необходимую педагогическую информацию.

Актуально использование в работе с родителями разных видов наглядной пропаганды – это стенды, тематические выставки и фотовыставки, информационные тематические буклеты «Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста. Профилактика и лечение нарушений», «Гиперактивный ребенок», «Будем здоровы» и так далее. Основные требования при составлении буклета: научность, четкость, краткость, конкретность предлагаемого материала, его доступность; адресность; соблюдение такта, чуткость по отношению к родителям и детям; дифференцированный подход к отбору содержания; умение анализировать уровень педагогической культуры родителей, высокий уровень профессионализма педагогического коллектива.

Как определяется тематика буклетов? Содержание буклетов подбирают педагоги – старший воспитатель, учителя-логопеды, педагог-психолог. Как правило, при поступлении детей в дошкольное учреждение первые две недели мы их изучаем и обследуем, по медицинским картам отмечаем, какие сочетанные дефекты и трудности в развитии имеют дети, намечаем план работы с ними. Например, в 2007-2008 учебном году, как выяснилось по результатам обследования, помимо нарушений речи из 67 человек 22 ребенка (32,8%) имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, 23 человека (34,3%) состоят на учете у психоневролога, 19 (28,3%) – у лор-врача. В анонимной форме, отвечая на вопросы анкеты, родители обращаются за советами, как поступить в той или иной ситуации, просят оказать помощь в затруднительных для них вопросах. Помочь им и призваны буклеты. Скажем, после расставания родителей в некоторых семьях начались трудности во взаимоотношениях с ребенком, по просьбе родителей был оформлен буклет «Ребенок после развода родителей». 2007 год был объявлен Годом ребенка, и педагоги оформили серию буклетов по защите прав детей, по нормативному обеспечению социальной политики в этом направлении: «Каждый имеет право», «Стоит призадуматься», «Защита детей от различных форм насилия». На сегодняшний день педагоги ДОУ уже оформили более 40 буклетов, по содержанию наметились целые их серии, включающие разное количество буклетов по интересующим родителей вопросам. Например, серия «Подготовка ребенка к школе» включает 3 буклета: «Скоро в школу», «Помочь учиться», «Роль игры при подготовке ребенка к школе».

Буклеты востребованы родителями, которые дают положительные отзывы об их содержании и оформлении, подборе тематики, качестве изложения материала. В результате мы видим, как повысилась ответственность родителей за воспитание детей в семье; как постоянно совершенствуются педагогические знания родителей; как создается атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми, благоприятная эмоциональная атмосфера; обеспечивается совместный успех в деле воспитания, обучения детей. Мы отмечаем также, как возрастает активность родителей по подготовке и проведению совместных воспитательных и педагогических мероприятий, как улучшается посещаемость в ДОУ и, что не менее важно, как признается авторитет педагогов детского сада.

Вера СЕДОВА, заслуженный учитель РФ, заведующая детским садом компенсирующего вида №63

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте