Смоленская гимназия №4 особая, во всяком случае для своего города точно. Здесь дают глубокое и основательное (ее выпускники поступают в престижные вузы Москвы и Санкт-Петербурга) образование. Плюс к этому еще и эстетическое. Каждый без исключения ребенок занимается каким-нибудь видом искусства, причем на таком уровне, как в хорошей музыкальной, художественной или спортивной школе. И за все это родители не платят ни копейки. Конечно, возникали проблемы: то появилась угроза сделать дополнительное образование платным, то некоторые трудности с преподавателями. Или возникла необходимость в замене давно устаревших инструментов. Раньше в таких вопросах помогали шефы. Но еще в 90-е годы они отказались от этой роли, как бы самим выжить. Но наш герой нашел выход. Эти и другие проблемы, связанные с дополнительным образованием, да и с основным тоже, решаются благодаря социальному партнерству, которое строится на взаимной выгоде, взаимной заинтересованности.
Динамичное и удивительно гибкое социальное партнерство жизненно необходимо. Именно оно позволяет нашей гимназии сохранить свое эстетическое направление и развивать его дальше. Кроме основных предметов, наши дети изучают музыку, вокал, хореографию, актерское мастерство. В первом классе мы говорим родителям: «Ваш ребенок должен обязательно получать во вторую половину дня дополнительное образование, то есть изучать один из творческих предметов». Определиться первокласснику с выбором помогают наши специалисты. Хочу заметить, что значение основных предметов при этом не умаляется, оно остается на том же высоком уровне. Требования и здесь и там довольно жесткие. Дополнительным образованием дети занимаются во вторую половину дня с 1-го по 7-й класс включительно. С восьмого у нас начинается углубленное изучение дисциплин физико-биологического, физико-математического и лингвистического направлений. Немало ребят, которые продолжают заниматься музыкой, танцами или рисованием и после седьмого, но уже на более высоком уровне. Именно они затем успешно поступают во ВГИК, ГИТИС, Щукинское, хореографические училища в Москве и Санкт-Петербурге. Это самые одаренные. Но каким образом мы всего этого добиваемся? Как мы сумели сохранить бесплатное эстетическое образование на таком серьезном уровне? Это довольно сложная проблема, но решать ее и помогает социальное партнерство. У нас налажены добрые отношения со школой искусств №8, которая находится рядом с нашей гимназией. Мы им полностью обеспечиваем набор учеников, а их педагоги занимаются с нашими детьми, готовят себе будущих учеников. А мы благодаря этому сумели создать несколько ансамблей, хоров, оркестров, в том числе и детский симфонический оркестр, хор мальчиков, хор девочек. Один из наших партнеров – смоленский Дворец творчества детей и молодежи. Его преподаватели ведут кружки и студии в нашей гимназии, хотя настоящее место их работы там. Это высокие мастера своего дела. Скажем, вокальную студию ведет педагог с консерваторским образованием – для школы это большая редкость. Мы гордимся своими творческими коллективами. Они выступают на уровне профессионалов. В их числе клуб спортивного танца. Проводим международные конкурсы танцев, на которые танцоры приезжают из-за рубежа – из прибалтийских стран, Белоруссии, Украины. Для этого приобрели специальное покрытие, которое расстилаем в спортивном зале. Большой известностью пользуется ансамбль «Сюрприз». В нем занимаются в основном мальчики из 5-6-х классов, раньше они слонялись без дела. Теперь они занимают призовые места на конкурсах. Выступают и за рубежом. Участвовали в хореографическом фестивале «Смоленские каникулы». Мы очень дорожим нашими партнерами. Дружим с театром «Диалог». С его помощью в гимназии была создана театральная студия. Наши юные актеры регулярно посещают спектакли. У нас есть специальные дни искусства. Они проходят один раз в четверть. Сейчас, к сожалению, школьники редко бывают в театрах, концертных залах. А наши дети – хорошо подготовленные зрители, везде желанные гости. В день искусства мы отменяем все занятия и целый день проводим в театре или филармонии, с которой тоже дружим. Ее работники проводят у нас лектории, посвященные классической и народной музыке. И такие праздники искусства бывают четыре раза в учебном году.Налажено интересное сотрудничество со Смоленским отделением Союза художников РФ. В гимназии есть художественная студия, ею руководит член Союза художников России Наталья Николаевна Жукова, оригинальная художница. А мы предоставляем наши помещения для организации выставки картин. Художники выставляют свои работы, а учителя изобразительного искусства проводят экскурсии. Дети знакомятся с особенностями творчества художников, манерой их письма, особенностями стиля авторов портретов и пейзажей… Гимназисты пишут сочинения об этой выставке или об отдельном художнике. Авторы произведений всегда с интересом знакомятся с отзывами ребят. А когда закрывается очередная выставка, мы с Союзом художников договариваемся о том, чтобы одна из этих работ осталась у нас. Так мы пополняем нашу школьную картинную галерею. Подаренные картины украшают нашу библиотеку и залы. Именно благодаря социальному партнерству нам удалось создать систему дополнительного образования. Разработаны программы, утвержденные на всех уровнях. Дополнительное образование дает возможность детям развивать творчество как в области искусства, так и в предметной. Оно способствует углубленному изучению отдельных предметов. Кроме творчества, гимназисты приобщаются к научно-исследовательской деятельности. В рамках дополнительного образования работают ученические научные общества по самым различным направлениям. Любопытные исследования ребята ведут на базе нашего великолепного зимнего сада. Это уникальная живая лаборатория. Наша кафедра биологов целиком состоит из выпускников гимназии, именно они в годы учебы помогали создать этот зимний сад. Кстати, гимназисты проводят исследования и в области искусства.И в исследовательской работе мы не можем обойтись без социальных партнеров. Это прежде всего вузы. Наш Смоленский гуманитарный университет негосударственный, но он охотно идет на сотрудничество. А в государственном университете наши учителя находят постоянную помощь и поддержку на кафедрах биологии, математики, иностранных языков.Есть еще одна интересная форма социального сотрудничества с гимназиями других городов. Скажем, с гимназией №4 города Липецка. Как-то ребята и преподаватели из этого города приехали к нам в Смоленск. Ходили по школам, предлагали дружбу и сотрудничество, но никто не откликнулся, и только мы с радостью согласились. Опять же благодаря сотрудничеству проводим детские научно-практические конференции, недели науки, на которых гимназисты представляют свои проекты. Лучшие из них отобраны и будут показаны на международной научно-практической конференции. Здесь выступают и наши гимназисты, и липецкие. В феврале – у них, в марте – у нас. Все это способствует мотивации к изучению учебных предметов, а также стремлению лучше подготовиться к конференции. Одно дело, когда гимназисты выступают в родных стенах, другое – когда они представляют свой город в Липецке или же в Витебске, в последнем ребята уже защищают честь страны. Сейчас с белорусскими детьми готовят совместный проект, посвященный юбилею Отечественной войны 1812 года. Делают интересные исследования, общаясь друг с другом по Интернету. Налажено сотрудничество с еще одной гимназией – московской №1503. Она славится Лихачевскими чтениями. Москвичи приезжают на наши конференции, мы бываем у них. Социальное партнерство сегодня в моде. Но мы налаживаем его для того, чтобы сделать жизнь наших детей более увлекательной, творческой и интеллектуальной. Сейчас мы вместе с липецкими и московскими ребятами готовим новый проект. Тема его – помощь и поддержка одаренных детей. Нам будут оказывать помощь известные ученые, которые занимаются именно одаренными детьми. Недавно у нас проходила международная конференция на эту тему. Приезжала группа психологов, которыми руководит Николай Дмитриевич Алексеев, а научным руководителем конференции была академик Яна Борисовна Богоявленская. Они возьмут на себя мониторинг. У них очень сильное программное обеспечение, психологи могут проводить самые различные диагностики по развитию креативности и одаренности у детей. На конкурсах, на встречах с учениками других школ я с удовольствием отмечаю, что наши гимназисты выгодно отличаются умением красиво говорить, красиво двигаться, умением общаться. Это народ увлеченный. У наших ребят нет ни времени, ни желания шалить, тем более что-то разрушать или драться. Они и учатся с увлечением, и творчеством занимаются тоже увлеченно.Нам не надо перестраиваться в соответствии с новыми стандартами, нам не надо придумывать ничего принципиально нового, у нас все есть. Хотя, конечно, что-то будем совершенствовать, изменять и улучшать. Леонид ДЮГ, директор гимназии №4, Смоленск
Комментарии