Прочитанные в детстве сказки нередко на всю жизнь остаются лишь прекрасным вымыслом, далеким от действительности, а содержание всех сказок исчерпывается формулой “добро побеждает зло”. Конкретное же наполнение этих понятий остается в тени.
Открыть особую связь литературной сказки со своим временем и личностью писателя, научить грамотно прочитывать литературную сказку – вот задача, которая стала передо мной.
На 1-м этапе своей деятельности в 5-м классе я часто обращалась к сказкам К.И.Чуковского, роману Ю.Олеши “Три толстяка” и повести А.Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино”. Эти произведения являются классической детской литературой, они уже давно прочитаны и отложены в сторону. Но гуманизм, эстетическая и нравственная стороны этих произведений ими еще не открыты.
Тщательно подготовленное слово учителя, вопросы эвристической беседы, безусловно, важная и необходимая часть работы в ходе подготовки внеклассного мероприятия, вынесенного на занятие. И все-таки не они решают успех. Настоящее вживание детей в сказку происходит благодаря системе заданий, в которых сливаются труд, игра, творчество. Мои замыслы осуществлялись в подготовке и проведении занятий, которые проходили в форме состязания между командами.
К моменту проведения первого студийного занятия в читальном зале детской библиотеки “Писатель моего детства – К.И.Чуковский” (конец октября) дети впервые познакомились со следующими понятиями: “литература как искусство слова”, “литературная сказка”, “стихотворная и прозаическая речь”, “ритм и рифма”, а также со сказками А.С.Пушкина и Г.Х.Андерсена. В основу следующего студийного занятия – “Неистребимая книга” Ю.Олеши были положены добытые самими детьми знания. Продумывая последнюю встречу (конец учебного года), я опиралась на все известные к тому времени ученикам теоретические понятия, в том числе “литературный герой и портрет”.
Каждой встрече предшествовал подготовительный период, который проходил в два этапа, длился полтора-два месяца и строился с учетом знаний, полученных учениками на уроках.
Круг заданий начального этапа подготовки был следующим:
1. Прочитать произведения писателя.
2. Узнать, какие еще книги написаны им, пересказаны, переведены.
3. Собрать иллюстративный материал о жизни и творчестве автора, а также сведения о художниках-иллюстраторах.
4. Найти различные издания книг.
5. Составить или отгадать кроссворд, викторину по творчеству писателя.
Например, первое задание к очередному занятию по творчеству Чуковского было таким:
1) Прочитать все сказки К.И.Чуковского, его повесть “Серебряный герб”.
2) Узнать, какие книги для детей перевел и пересказал Чуковский.
3) Собрать материалы о писателе (статьи и фотографии из газет и журналов, иллюстрации к его произведениям, различные издания книг и др.).
4) Отгадать кроссворд “Знаешь ли ты произведения Чуковского?”
Задания второго этапа подготовки уже содержали творческие элементы: дети пробовали себя как сочинители, литературоведы, критики, актеры, художники-иллюстраторы, причем многие задания давались с таким расчетом, чтобы затем можно было сопоставить свой вариант с авторским, профессиональным.
Часть заданий второго этапа традиционна, хорошо знакома школьникам и любима ими: проиллюстрировать, инсценировать, смастерить… Но ученики уже имели практическую и теоретическую базу для выполнения и более сложных заданий.
В течение учебного года они узнали и полюбили литературную игру буриме, которая позволяет в простейшем виде практически освоить понятия “рифма и ритм”, изучаемые в сентябре-октябре.
Большое место на втором этапе подготовки занимало сочинение сказок. Готовясь к встрече по книге Олеши, писали сказку по заданному началу: “Жили себе на свете Жук-рогач и зеленая Гусеница…”, а к последнему занятию – “Новые приключения Буратино и Пиноккио”.
Были предложены маленькие задания исследовательского характера. Ученики выписывали сравнения из романа “Три толстяка”, эпитеты, обозначающие цвет, сопоставляли сюжеты произведений Толстого, Коллоди и других.
Отбор заданий был не случаен – каждое имело дальнейшее развитие на последующих занятиях. В результате их выполнения ученики должны понять содержание сказок, учиться видеть особый характер воплощения в искусстве авторского замысла – в ритме и рифме, выборе сравнения, в умении управлять характерами, поступками, речью героев.
Одновременно решается еще одна задача – учить видеть произведение искусства и с точки зрения труда, вложенного в него. Ученик должен понять, что труд писателя не только радостен, но и в первую очередь кропотлив, многодневен, тяжел (“в грамм добыча, в год труды”).
Организация подготовительного этапа и проведение игры облегчаются, когда в них участвуют, помимо учителей, родители и старшеклассники. Так, родители включались в чтение и сбор материала, подготовку инсценировок, вместе с детьми мастерили поделки. Старшеклассники писали афишу, готовили награду, оформляли класс, были судьями литературного состязания.
Специально подготовили стенд и переносные доски: на них – основные сведения о жизни и творчестве писателя, главные вопросы беседы, справочный материал, факты, необходимые для выполнения определенных заданий. Ученические материалы оформили в виде выставок. Немного фантазии в их размещении позволило превратить читальный зал детской библиотеки в волшебный мир сказки: куклы, сшитые ребятами, встречают у входа, выглядывают из-за стеллажей с книгами, расположились на скамье болельщиков. Вот продавец шаров. Дети нарисовали его цветными мелками на переносной доске, а старшеклассники “привязали” его к огромной связке настоящих шаров – вот-вот взлетит.
Не останавливаясь на традиционных формах, которые знакомы каждому словеснику (слово учителя о писателе, инсценировка, викторина, устное словесное рисование и так далее), я предложила ребятам те творческие задания, которые менее популярны в школьной практике именно в 5-м классе.
Пятиклассникам была предоставлена возможность попробовать свои силы в различных видах деятельности: писателя и поэта, литературоведа и критика, художника-иллюстратора, актера и режиссера.
Остановлюсь подробнее на этой деятельности учеников.
Юным сочинителям, как уже упоминалось выше, было предложено написание сказок. Какова цель этой работы?
Во-первых, дети трудятся: напрягают ум, проявляют волю, фантазируют, то есть в какой-то степени невольно приобщаются к писательскому труду и приводят к серьезной мысли. Ведь, кроме таланта в писательском труде, нужны упорный труд, знания, воля.
Во-вторых, мы занимаемся коллективным разбором сказок, что приносит определенную пользу: отмечая все удачи, находки, конкретно называя недостатки, предлагают другие варианты. Увлеченные содержанием сказки, дети незаметно для себя выступают в роли критиков и соавторов и, что особенно важно, не теоретически, а практически осваивают литературоведческие понятия. Зачастую дети “не справлялись” с сюжетом: не знали, что “делать” с героем дальше, награждали действующих лиц не логичными для их характера поступками, речью, нарушали правдивость замысла ложными деталями, заимствовали сюжеты из различных произведений. Во время коллективного обсуждения ученики подсказывали нужный поворот событий, опровергали неудачную деталь, называли стилистически несовместимые слова, а порой ставили под сомнение сам идейный замысел сказки. Все разборы проходили аргументированно и горячо, так как пятиклассники – страстные спорщики.
Вот несколько примеров. Юра, сочиняя приключения деревянных человечков, заставляет Буратино пережить страшные опасности: то он вступает в бой с медведями, то проваливается в “лесную вонючую лужу”, то спасается на дереве от стаи волков, а тут, как назло, дерево начинает грызть бобер… Спасение приходит неожиданно: “Вдруг раздается взрыв – и дерево падает. Волки куда-то убегают. С земли поднимается синий дым…” Оказывается, что Пиноккио “кинул в волков гранату”. “Гранату” ученики единодушно отвергли и объяснили автору, почему в его сказке граната неуместна.
Пятиклассники отмечали и другие ошибки. Одна из глав сказочной повести Димы Копейкина называлась “Зеленый рыбак наказан”. Дима довольно живо писал о том, как отомстили Буратино и Пиноккио злому рыбаку, который когда-то чуть было не зажарил вместе с рыбами и Пиноккио. Но работа не вызывала одобрения учеников. Они думали над вопросом: стали бы герои мстить Зеленому рыбаку? Может быть, в повести есть герой, более достойный наказания? Действительно, это румяный “хозяйчик” – жестокий, подлый, хитрый, и уж если кого-то наказывать, то его в первую очередь.
Безусловно, были и удачные детские работы, но анализировать хорошую сказку ученикам было гораздо труднее, чем критиковать неудачную, так как это требует определенного сложившегося уровня понимания “хорошего” и “плохого”.
Задание сочинить сказку я преднамеренно предложила до работы над произведением. Это позволило мне увидеть, как восприняли ученики через сказку самого писателя. Дети невольно перенесли в свои сочинения динамичный сюжет, некоторое подражание стилю писателя, такие черты героев, как сообразительность, храбрость, чувство товарищества.
Но социальную остроту, жизненную окраску и логику сказочных эпизодов дети самостоятельно почувствовать еще не могут. Вот почему их сказки зачастую были лишены внутреннего развития, напряжения, несмотря на внешнюю занимательность.
Литературную игру буриме дети восприняли с энтузиазмом. Конечно же, я не ставлю перед собой цель сделать их поэтами и писателями. Но благодаря игре они практически освоили понятие “ритм и рифма” в их простейшем виде, заинтересовались именно этой стороной поэзии. А скромные собственные попытки сочинительства, возможно, позволяют в будущем им удивиться виртуозности ритмов и рифм мастеров слова.
Статья К.И.Чуковского “Признания старого сказочника” предоставляет богатейший материал для работы в этом направлении. Оформляя отдельные странички статьи в виде таблиц, заостряя ситуацию вопросами, используя различные средства наглядности, я стремлюсь привести детей к некоторым выводам по содержанию статьи. Например: стихи живут, если они отражают точные факты из жизни, а ритм и рифма делают их живыми, выразительными.
Для этой работы использовалась таблица
“ПЛОХО” (черновые варианты)
1. Панталоны, как вороны,
Улетели на балкон.
Воротитесь, панталоны,
Мне нельзя без панталон!
2. Ранец, ранец, где мой ранец?
Милый ранец, погоди!
Что же ты пустился в танец?
Погоди, не уходи!
3. И коробочка со стула,
Словно бабочка, вспорхнула!
4. И пришла к Айболиту коза:
“У меня заболели глаза”.
И пришла к Айболиту лисица:
“Ой, болит у меня поясница!”
И влетела к нему канарейка:
“У меня исцарапана шейка”
и т.д.
Прилетела к нему сова:
“Ой, болит у меня голова!”
“ХОРОШО” (окончательный вариант)
1. Одеяло убежало.
Улетела простыня.
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.
И пришла к Айболиту лиса:
“Ой, меня укусила оса!”
И пришел к Айболиту барбос:
“Меня курица клюнула в нос!”
К.И.ЧУКОВСКИЙ об этих строках: “ПЛОХО”
“…плюгавые строки, убогие двустишия. Даже бумага, и та покраснела бы от стыда и обиды, …щегольские созвучия, …пустопорожние куплеты… такие пустышки…”
“ХОРОШО”
“Эти двустишия я добыл многодневным трудом”.
“Мне нужны были 4 стиха, и ради них я написал мелким почерком 2 школьные тетрадки”.
“…я добивался живого образа, живой интонации…”
Предлагаю ученикам таблицы по частям. Вначале они знакомятся с 1-й колонкой (“ПЛОХО”), которая не озаглавлена, и отвечают на вопрос, нравятся ли вам эти строки.
Четверостишия и двустишия очень нравятся детям. Далее ребята озадачены и даже смущены: они узнают, как отзывался об этих строках сам поэт. Таким образом, создана ситуация для постановки вопроса, почему же это плохо и что удовлетворило автора? Ученики не могут ответить на этот вопрос верно, но создана атмосфера заинтересованности, и дети с большим вниманием слушают беспощадный анализ самого поэта в его “Признаниях старого сказочника”.
К.И.Чуковский писал: “Изумительный детский слух к музыкальному звучанию стиха, если только он не загублен скудоумными взрослыми, легко схватывает все эти вариации ритмов, которые, я надеюсь, в значительной мере способствуют стиховому развитию детей”.
К заданиям-упражнениям, обучающим видеть в отдельном художественном приеме средство создания образа, я отношу и следующее: продолжить сравнения А.Толстого из “Золотого ключика”. Материал готовим заранее на переносной доске в виде таблицы. Во 2-ю колонку по ходу работы вписываются ученические сравнения, а последняя закрыта. Наконец, открывая последнюю колонку, сравниваем свои варианты с авторскими. Как весело детям придумывать сравнения, когда они придумывали “почти как Толстой!”.
Но самое главное – понять, почему “Мальвина побледнела, как снег, муха, полотно” хуже чем “как крыло белой бабочки”, и какие из наших сравнений все-таки состоятельны, отвечают природе образа. Вариант такой таблицы:
а) Предметы сравнения б) Твое сравнение в) Сравнения писателя
1. а) “…его лицо было обсыпано пудрой, белой, как…” б) мука, снег, молоко в) зубной порошок
2. а) “…от усталости Буратино едва перебирал ногами, как…” б) лягушка на солнце в) осенняя муха на подоконнике
3. а)”…кот Базилио, отлетев шагов на двести, шипел от злости, как…” б) змея, насос в) проткнутая велосипедная шина
4. а) “Толстому Карабасу Барабасу лень было спускаться вниз, он манил беглецов пальцем, похожим на…” б) толстую гусеницу в) сардельку.
Трудными для учеников 5-х классов являются задания, нацеливающие на понимание смысла произведения, его связи со временем написания и с современностью. Были предложены разные по трудности вопросы, например:
Кто любимый герой К.Чуковского?
Какие черты доктора Айболита свойственны лучшим людям?
О чем рассказывает роман “Три толстяка”?
Почему Ю.Олеша решил написать о революции в форме сказки?
Ю.Олеша считал, что сказка служит отражением всех проявлений жизни общества. Назовите события из истории нашей Родины, похожие на те, что происходят в сказке.
Вместе с ребятами мы пришли к выводу, что Айболит не просто замечательный доктор, который быстро залечит рану. Прежде всего это настоящий человек, он не пройдет мимо чужой беды, даже если это и не болезнь (вспомним историю мальчика Пенты), а в трудных обстоятельствах не растеряется, а будет искать выход и найдет его. Он энергичен, собран, отчаянно смел, хотя и немолод (попробуйте-ка перебраться через реку по мосту “не из железа, не из камня, а из живых обезьян”), а смысл жизни видит в помощи людям в самом широком понимании этого слова. Буратино не просто забавный плутишка, а маленький вождь кукольных человечков, возглавивший их борьбу против произвола и угнетения сытого бездельника Карабаса, открывший дверь в счастливую страну не только себе, но и всем кукольным артистам. Ребята приходят к выводу, что счастье – быть участником больших событий, которыми живет твой народ, даже если тебе и немного лет, а не прозябать обывателем, как тетушка Ганимед (идет революция, а она занята бесславной борьбой с мышью и убита переживаниями: “Мармелад съеден раз и навсегда”).
Проведенная работа принесла определенные результаты в плане приобщения учеников к высоким мыслям и чувствам литературной сказки, а также их эстетического развития посредством вдумчивого чтения текстов.
Лилиана МУЩЕНКО,
учитель русского языка и литературы гимназии N 1
г. Красный Сулин,
Ростовская область
Комментарии