search
main
0

Вожатый. Не просто призвание – стиль жизни

​Педагогика – удивительная сфера деятельности человека: и теория, и практика, и профессия, и стиль жизни; вечно молодая и априори мудрая и наделенная опытом познания человека, убеждена директор Колледжа вожатых Ирина САХНОВА.

– Ирина Владимировна, как вы начали свой педагогический путь?- Сложно выделить область знания и практики, не связанную с педагогикой. Сложно сказать, какими знаниями и опытом не должен обладать педагог: он не просто учитель, воспитатель или преподаватель, он одновременно психолог, социолог, философ, немного физиолог и врач, и еще много-много всего он знает и умеет (в зависимости от той педагогической ситуации, тех требований и условий, что предъявляет нам жизнь). Само существование человека в социуме без воспитательно-образовательного педагогического аспекта или звена, являющегося цементирующим базисом социума как системы, мне не представляется возможным.Все это говорю не к тому, чтобы в очередной раз с пеной у рта обратить внимание общественности на значимость педагогики для современного социума. Нет. Педагогика как теория и практика обучения и воспитания всегда была, есть и будет существовать. Вне зависимости уделяется ли ей должное внимание сильными мира сего или нет. Всегда были, есть и будут существовать учителя по жизни, пока существует социум, пока существует жизнь, человек будет расти, формироваться, развиваться. А главное, что, обучая и воспитывая, мы учимся и учим, воспитываем в первую очередь себя, то есть педагогическая профессия как процесс – это возможность бесконечного личностного самосовершенствования и роста, а разве не это смысл нашего бытия? Для меня эта непостижимая сакральность педагогики как процесса являлась и продолжает оставаться тем маяком, который направляет по жизни, который стал решающим в процессе выбора профессии.С очарованием педагогики я столкнулась впервые, будучи ученицей четвертого класса, получив пионерскую «путевку» от звена и от отряда в класс первоклашек своей первой учительницы Валентины Ивановны, октябрят, у которых я стала вожатой. В летний каникулярный период был школьный лагерь «Уголек», а затем и выездной летний лагерь.Сегодня я благодарна провидению за столь раннее соприкосновение с профессией, за возможность на протяжении ряда лет расти вместе с теми, кого ты ведешь за собой: работать, учиться, наблюдать, ошибаться, исправляться, делать выводы и идти дальше. Было всякое – и радость, и разочарование, и горечь обид. Сегодня я понимаю, что все это было необходимо и важно, хотя своим юным коллегам всегда желаю только радости педагогических побед и открытий.Свой педагогический путь (согласно записи в трудовой книжке) я начала осенью 1995 года, будучи студенткой третьего курса Новомосковского музыкального училища, была принята на работу в Грицовскую детскую музыкальную школу преподавателем фортепиано и концертмейстером. Годы были непростые, приходилось работать сначала на одну ставку, а потом взять и полторы (будучи студенткой). В свое оправдание скажу, что училась я хорошо (и даже отлично), посещала все занятия в училище. Мне очень помогла моя вожатская практика: я не была только преподавателем, я продолжала оставаться вожатой. И, как ни странно, возможно, это звучит для моих коллег – педагогов-музыкантов, именно такой подход к организации обучения позволил заинтересовать уже давно разочаровавшихся в музыкальных занятиях и учившихся кое-как и как-нибудь «для родителей» детей (а других молодым педагогам никогда и не давали).И сегодня, когда вопрос вожатской практики и вожатской подготовки вновь стал актуальным для педагогических направлений в вузе, я, памятуя о своем несколько непривычном в общепринятом смысле для практики музыкальной школы опыте, абсолютно и полностью поддерживаю это начинание. Нельзя научить, не будучи другом ребенка (да и взрослого в том числе), не будучи направляющим и организующим образовательно-воспитательный процесс. Слишком много у этой системы уровней, слишком тесно они взаимосвязаны друг с другом. А практика вожатской деятельности как нельзя лучше способствует формированию той педагогической ответственности, которая должна стать базисом профессиональной концепции будущего педагога.- Расскажите самый смешной случай из вашей вожатской практики, если он был.- Был, и не один. Были смешные, и очень. Но мне бы хотелось, с вашего разрешения, вспомнить другой, который стал знаковым в моей вожатской, да и в целом (осознала с высоты уже последующего опыта) педагогической деятельности.Лето. Школьный лагерь «Уголек». Мне одиннадцать лет. Мне в это лето разрешили быть вожатой и помогать воспитателю в группе малышей. Я безумно счастлива и горда. Мне нравится быть организующим звеном малышей-октябрят, мне нравится получать поручения от воспитателя и старшей вожатой, мне нравится ответственность, что одновременно и притягательно, и страшит, потому что все же боюсь не оправдать доверие старших.Шахта, которая, собственно, и была организатором нашего лагеря, подарила детям экскурсию (ну как экскурсию – выделила автобусы и водителей, на отряд один небольшой автобус). Летний школьный лагерь посещают дети из всех слоев нашего большого шахтерского поселения, в том числе и из не в полной мере благополучных семей. В моем отряде есть такая девочка, не по годам быстрая, активная без меры, но остро нуждающаяся в общении со взрослыми, в их внимании. Места в автобусе хватает всем, за исключением этой девочки. Воспитатель делегирует именно меня объяснить ей, почему все едут на экскурсию, а она нет.Мы сидим в холле школы на лавочке, на летний период вынесенной из спортивного зала. Я пытаюсь подготовить ее к тому, чтобы озвучить решение воспитателя, завожу разговор издалека. Но ребенок все понимает с полуслова, глаза стекленеют от слез. Я начинаю говорить и тут же предлагаю выход: «А давай ты поедешь вместо меня? Я попрошу, чтобы нам разрешили так сделать». Бегу к воспитателю и получаю жесткий отказ, предложение остаться с девочкой в школе тоже отвергается, в ход идет констатация факта, что ребенок провинился, вел себя плохо, а потому наказан (а не потому, что в автобусе нет места!), а я должна поехать с группой.Экскурсия для меня стала мукой: я много раз была в этом городе с родителями, а этот ребенок нет. Чувство вины не покидало меня очень долго: я не смогла решить, я не смогла отстоять, я не смогла помочь.Это был колоссальный урок. Нельзя лгать, прикрываясь педагогической необходимостью, детям лгать нельзя ни при каких условиях, вернуть доверие ребенка, солгав ему даже из благих побуждений (а уж тем более в связи с надуманной педагогической целесообразностью), практически невозможно. В человека (а тем более в ребенка) нужно верить всегда. Нужно быть последовательным в своих действиях: причинно-следственные связи (причинно обоснованные и следственно надуманные взрослыми) не всегда понятны детям, что воспринимается ими как одна из составляющих взрослой жизни (и лицо у этой взрослой жизни соответствующее, в лучшем случае искусственное, ненастоящее, в худшем – лживо-придуманное). Нельзя давать детям установку на то, что взрослые имеют право на ложь (и даже во спасение) и это атрибут «всемогущей» взрослой жизни.- Как и кому пришла идея создания Колледжа вожатых?- Можно сказать, что идея создания Колледжа вожатых принадлежит всему коллективу образовательного комплекса «Воробьевы горы». Однако воплотить эту идею в жизнь удалось именно Ирине Валентиновне Сивцовой, нашему генеральному директору.Действительно, ресурсная база комплекса, обусловленная восьмидесятилетней историей Дворца пионеров, традициями добровольчества, подготовки вожатых и вожатых-инструкторов и многим-многим другим, позволяет на современном этапе и в связи с обновлением нормативной законодательной базы пересмотреть организационно-методические условия подготовки вожатых, рассмотреть возможность профессиональной подготовки вожатых на уровне среднего звена, выстроить интегративную модель этой подготовки с учетом запросов современности.- Есть ли другие подобные примеры организации подготовки вожатых?- Насколько мне известно, пока не только в Москве, но и в целом в стране примеров подобной организации профессиональной подготовки вожатых нет.Традиционно так сложилось, что для того, чтобы стать вожатым, достаточно пройти дополнительную профессиональную подготовку или стать участником педагогического отряда в вузе.Идея интегрировать основную и дополнительные образовательные программы, подойдя к данном процессу с позиций метапредметности и модульности, позволив студентам целенаправленно и систематически осваивать широкий педагогический базис в единстве задач функциональной компетентностной готовности вожатого и педагога-организатора к деятельности в сфере воспитания (с учетом требований профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»), реализовывается сейчас на базе образовательного комплекса в режиме эксперимента. Но уже сегодня можно достаточно точно предположить, что он будет весьма успешным.- Как поступить в Колледж вожатых?- В Колледж вожатых поступить достаточно просто, главное – иметь желание работать с детьми и понимать, что вожатый – это не просто профессия, это призвание и стиль жизни.А если более конкретно, то в период с 20 июня по 15 августа необходимо будет пройти регистрацию на портале муниципальных и государственных услуг города Москвы и представить необходимый пакет документов в приемную комиссию колледжа (список необходимых документов представлен на официальном сайте образовательного комплекса).В колледж могу поступить выпускники девятых и одиннадцатых классов. По специальности 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования», которая выступает базовой, основной образовательной программой, зачисление в колледж осуществляется на основании поданных документов (без вступительных испытаний), при возникновении конкурсной ситуации – на основании среднего балла аттестата.Начало обучения – 1 сентября 2017 года. Мы очень ждем наших студентов, готовимся к встрече с ними и гарантированно обещаем воплотить в жизнь уникальную максимально приближенную к практике образовательную модель с максимальной возможностью интеграции дополнительных программ и вариативного подхода при формировании траектории профессионального личного развития каждого студента.Скучно не будет точно! Наших будущих студентов ожидают насыщенная интересная студенческая жизнь и самая лучшая в мире работа!СправкаОтделение среднего профессионального образования «Колледж вожатых» открыто в декабре 2016 года. Начало профессиональной подготовки – сентябрь 2017 года. Сейчас одной из основных задач колледжа является реализация профориентационных программ, проектов и мероприятий.Количество обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе «Ключ на старт» – 30 человек.Обучающиеся колледжа активно включились в волонтерскую работу образовательного комплекса, в проектную деятельность (например, в разработку проекта «Медиавожатый»).Преподавательский штат будет сформирован в августе 2017 года, в него войдут лучшие педагогические кадры образовательного комплекса.Направления образовательной деятельности колледжа:- специальность 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования» (квалификация «Педагог дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)»;- дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Ключ на старт»;- программа переподготовки «Педагог-организатор» (начало реализации – июнь 2017 г.);- курсы повышения квалификации «Организация деятельности детских общественных объединений в общеобразовательной организации» (начало реализации – август 2017 г.).С момента начала деятельности колледжа как структурной единицы комплекса «Воробьевы горы» поступают запросы направить на работу в образовательные учреждения города Москвы выпускников колледжа. Так как первый выпуск специалистов среднего звена запланирован на 2020 год, а потребность в них столь актуальна, нам придется динамизировать профессиональную подготовку.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте