Изящный, стройный, устремленный ввысь дворец. Белокаменные строения с прорезами узорчатых окон, увенчанные изящными островерхими круглыми башенками с арочными балконами, утопающие в цветах подступы к величественному входу… Увы, таков сад на картинках, которые рисовали в качестве проекта увлеченные прекрасными грезами о грядущем его обитатели, страстные выдумщики и талантливые архитекторы в душе, творческие натуры и весьма искушенные в искусстве сказку делать былью люди. Фантазия вкупе с прагматизмом и смелостью обеспечили балашихинской санаторно-лесной школе «Полянка» победу в конкурсе «Детский сад будущего – 2007», организованном нашей газетой и Управлением образования и науки Липецкой области, в номинации «Здоровое детство». Но здесь считают, что любые, даже самые невероятные замыслы должны реализовываться, а не оставаться истлевающими в папках заявками на участие. Поэтому нечего сидеть без дела и сетовать на стандартный фасад и унылый экстерьер построенного в жанре советского типового образца дошкольных учреждений здания, когда можно создавать красоту и собственными руками. Была бы голова на месте.
олянка» воплощает собой модель оздоровительно-образовательного процесса. Пятнадцать лет отлаживаются здесь механизмы взаимодействия самостоятельного юридического лица. Нелегко самим решать финансовые и хозяйственные проблемы, а в то же время – какой простор для выдумки! И благодарные слова родителей каждый раз подтверждают: нельзя бояться делать добро, любой риск оправдан, если он разумен, если все детали четко продуманы и последствия спрогнозированы.
В муниципальном оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, городского округа Балашиха «Санаторно-лесная школа «Полянка» выстроен сбалансированный комплекс защиты и развития. В не слишком-то вольготных пределах ютятся салон для массажа и процедурная, физиокабинет и ингаляторий, зал для проведения занятий по лечебной физкультуре. Комфорт и компетентность персонала – вот главные критерии функционирования медицинских приемных покоев, укрепление здоровья малышей – задача, над выполнением которой здесь трудятся неустанно.
На уроке математики у Любови Мешалкиной подготовительная группа. Вернее, подгруппа подготовишек, ребят разбивают на небольшие команды, чтобы суметь достучаться до каждого. И пока Олеся и Соня подсчитывают количество бабочек и определяют, на сколько красных фигурок крылатых насекомых меньше, чем белых, Костя и Саша весело приветствуют своего учителя «Hello!», а Анечка и Родион узнают, что П от Н отличается не только уровнем соединяющей две стоящие палочки перекладины. Но чем бы ни занимались ребята в их весьма насыщенной познавательной деятельностью жизни (расписание уроков согласовывается с родителями, мамы и папы желают, чтобы их ребенок знал все и как можно лучше! В результате в «Полянке» функционируют 24 кружка и спортивные секции, стандартные предметы дают углубленные знания, а ведь еще есть и дополнительные курсы), отдых обязателен. И на уроке проводится пальчиковая гимнастика или игры с мячом, так, чтобы дать маленькому человечку расслабиться и избавиться от чрезмерного умственного напряжения. Да и в движении можно обыграть загвоздку в задаче, ставшую неразрешимой из-за непривычно длительного – аж целых 10 минут! – сидения.
Музыкальный зал «Полянки» похож на коллекционную экспозицию галереи. Здесь выставляются работы художников Балашихи. Пейзажи и натюрморты, портреты и акварели исподволь пробуждают в юном созерцателе чувство прекрасного.
В муниципальном оздоровительном образовательном учреждении действует авторская компьютерная программа организации рационального питания «DetSad». Ребятки едят пять раз в день. Но самыми незабываемыми для них становятся выходы в ресторан. По утопающему в зелени коридору, мимо кролика-забияки Труни, способного и за палец укусить, если к нему полезть со всякими там нежностями, оставляя позади шустрых водных черепах, плескающихся в своем аквапарке, мальчишки и девчонки попадают в место процветания культа здоровой и красивой еды. Два зала, розовый и голубой, прелестные скатерки, столовые приборы на столах и волшебные ароматы блюд, приготовленных заведующей столовой Марией Захаровой и ее сподвижницами. Мария Ивановна работает в этом садике с первого года его существования, тогда она пришла в него нянечкой. 8 лет носила она имя лучшей няни сада, а потом… поняла, что ее призвание – кухня! Скоро 20 лет как она здесь, и 10 из них встречает и угощает она своих гостенечков в этом стильном кафе.
Директор санаторно-лесной школы Ирина Карпезина считает, что к шелковым скатертям и ножу с вилкой человека необходимо приучать с малолетства. Культура закладывается в наши головы и сердца с самых первых дней рождения. А то и гораздо раньше. Поэтому-то и ведут сотрудники «Полянки» разговоры не только с состоявшимися родителями, а даже и с теми, кто обзаводиться детьми еще только собирается, о том, как воспитывать крох, играть с ними, жить. У Ирины Александровны существует твердое убеждение: малыши схватывают любой пример на лету, что не дает права расслабляться взрослым ни на секунду. Если поблизости есть подрастающий эстет, будь добр, выгляди на все сто баллов, иначе испортишь вкус ребенку в самом его зародыше.
По словам Карпезиной, немалая доля успеха муниципального оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, городского округа Балашиха «Санаторно-лесная школа «Полянка» заключается в том, что здесь огромное внимание уделяется тесному сотрудничеству с семьей. «Семейный клуб» всегда открыт для родителей детей дошкольного возраста, а «Шпаргалка для взрослых» никогда не оставит растерявшихся без квалифицированного совета.
Воспитанников «Полянки» ждет в течение всего их пребывания здесь комплексное диагностико-коррекционное сопровождение, которое возможно благодаря созданной в муниципальном оздоровительном учреждении психолого-медико-педагогической службе. Оказывается квалифицированная помощь детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, речи, задержкой психического развития. Работу службы координирует консилиум.
Творческая группа санаторно-лесной школы разработала, а Управление по образованию городского округа Балашиха одобрило, оригинальную программу «Экология ребенка». Эта доктрина получила мини-грант межрегиональной общественной организации содействия развитию общественного самоуправления «Новые формы социальных технологий» и статус кандидата федеральной экспериментальной площадки Министерства образования и науки РФ. В каждой группе и классах «Полянки» волнуют детские сердца уголки природы. Завораживают зимний сад, фонтанчики, прудик с рыбками, розарий, давший приют тремстам видам флоры разных широт на пяди своей земли. Альпийская горка венчает музей растений, а юные естествознатели бредут по своему миру детства удивительными экологическими тропами.
***
– Ирина Александровна, что такое детский сад будущего?
– Близкий контакт с семьей ребенка. По отдельности воспитать индивидуальность сложно, нужно сообща закладывать азы культуры в формирующиеся растущие личности. Сейчас мы стараемся предотвратить недуги малыша в зародыше, ведем курсы для беременных, объясняя им, как себя вести, что можно и нужно делать, а чего категорически нельзя, рассказываем, чем нужно кормить еще не рожденного ребенка. Для тех деток, кто уже появился на свет, у нас есть группы кратковременного пребывания. Полуторагодовалые малыши приходят в садик вместе со своими мамочками и проводят здесь часа два со сверстниками и под присмотром специалистов, которые также могут что-то важное подсказать родительнице. Думаем об установке web-камеры, которая позволит показать занервничавшим домочадцам, что с их отпрыском все в порядке. Необходима программа, с помощью которой смогли бы рассылать sms о сделанных прививках и самочувствии после прогревания. Хорошие методички, качественные конструкторы, не опасные из-за халтуры производителей игрушки – с таким арсеналом можно работать. И в союзе с родными и близкими, окружив девочек и мальчиков вещами, вызывающими восторг, и воспитывая в них четкое понимание истинных критериев красоты и культуры, мы все вместе сможем приблизиться к зыбкой черте будущего. Так как нас очень волнует здоровье наших подопечных, то в ближайших планах стоит диагностическая лаборатория. Вот и получается, что для нас детский сад будущего – это то место, где в ладу сосуществуют забота о здоровье, игра, позволяющая познать мир, и семья как система вечных ценностей и надежный оплот.
Комментарии