Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. Педагогам важно научить дошкольников активности и самостоятельности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию и использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.
Проектная деятельность – это совместная работа педагогов, детей и их родителей, в ходе которой дошкольники учатся искать информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания в самостоятельной деятельности. Это может быть исследовательская, познавательная деятельность, в процессе которой ребенок получает знания об окружающем мире и воплощает эти знания в жизнь.
В дошкольных группах школы №1551 реализация детских проектов осуществляется в игровой форме с включением детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в различные виды деятельности, в контакте с различными объектами социальной среды. Для реализации проектов педагоги используют такие формы, как организация экскурсий, посещение музеев города, а также создание мини-музеев в дошкольной группе и встречи с интересными людьми.
Проектная деятельность интересна тем, что все участники образовательного процесса некоторое время как бы проживают тему через разные формы совместной деятельности: поиск ответов на вопросы, чтение, рассматривание иллюстраций и фотографий, просмотр видеофильмов, изготовление экспонатов, рисунков, макетов, проведение опытов и экспериментов.
Проекты могут быть разными по продолжительности: краткосрочные, которые длятся всего несколько недель, и средней продолжительности, но чаще всего педагоги нашей школы используют длительные проекты, над которыми работают в течение всего учебного года.
Детям сложно обойтись без помощи родителей и педагогов, но взрослые не должны брать реализацию проекта только на себя, любой детский вопрос – «зачем?», «почему?», «откуда?», «куда?» и «как?» – может послужить темой проекта. Очень важно не сразу отвечать на вопросы, а искать ответы вместе с детьми.
После выбора темы проекта, основанной на детском интересе, происходит содержательное насыщение предметной среды в дошкольной группе: подбираются литература по теме для совместного чтения или самостоятельного изучения, предметы и материалы для организации игровых и продуктивных видов деятельности, экспериментов и опытов.
Презентация и защита проектов имеют большую значимость для социального развития детей. Рассказывая взрослым и сверстникам о выполнении проектной работы, дошкольник получает опыт, который ему пригодится не только в школе и университете, но и во взрослой жизни.
В процессе успешной реализации метода проектной деятельности в школе №1551 были разработаны и реализованы детские проекты, многие из которых стали победителями не только на школьных научно-практических конференциях, но и на межрайонной конференции проектных и исследовательских работ, а также на городских конкурсах и фестивалях, таких как конкурс проектных и исследовательских работ «Юные экологи Москвы» и фестиваль детско-взрослых проектных и исследовательских работ «Все начинается с детства».
Во время работы над проектом «О чем звонят колокола?» дошкольники совместно с родителями и педагогами посетили Московский Кремль, где увидели самый большой в мире колокол, который никогда не звонил, – это Царь-колокол, а также посетили Музей-лекторий православного звона, где ознакомились с историей и традицией церковного звона, узнали, как рождается колокол, от чего зависит его звучание. В музее ребятам предоставили возможность самостоятельно позвонить в колокола.
В ходе проекта дошкольники изучили строение колокольчиков, узнали, каких видов они бывают, и создали совместно с родителями и педагогами мини-музей в чемодане «Звонкий колокольчик», в котором собрали колокольчики, привезенные из разных городов и сделанные своими руками.
Такой мини-музей в чемодане в соответствии с современными требованиями мобилен и легко трансформируем, его можно свободно перемещать из группы в группу. Благодаря переносному музею было проведено множество познавательных и творческих мероприятий для детей из дошкольных групп разных возрастов. Этот музей в чемодане не только экономит место в группе, но и, не находясь постоянно в игровом пространстве, позволяет сохранять к нему интерес детей.
Приобщение детей к истокам народной культуры – одна из первостепенных задач современной дошкольной педагогики. Решению этой задачи способствовало проведение проекта «Куколки из бабушкиного сундучка». Многие современные дети не знают, как жили наши предки, с какими игрушками играли. Дошкольники выяснили, какие тряпичные куклы хранились в бабушкином сундуке, изучили историю традиционной русской народной куклы, освоили технологию выполнения такой куклы и картотеку мастер-классов различных видов кукол. Ребята с помощью своих воспитателей провели мастер-классы по изготовлению тряпичных кукол в группах своих сверстников и создали мини-музей «Народная тряпичная кукла», который занял почетное место в качестве экспоната в музее «Русская горница» в школе №1551.
Еще один мини-музей – «Воздух-невидимка» – был создан во время работы над одноименным проектом. Дети старшего дошкольного возраста совместно со своими педагогами собрали оборудование для проведения опытов с воздухом и наблюдения за ним. Воспитанники ознакомились со свойствами воздуха и научились его обнаруживать.
Родители также были активно вовлечены в организацию мини-музея, они принесли вертушки, сделанные с детьми, предметы для дыхательной гимнастики и воздушного змея. Можно наблюдать за движением воздуха с помощью этих экспонатов, проводить опыты и эксперименты, а также играть с ними. В этот мини-музей дети приглашают ребят из соседних дошкольных групп.
Интересно был проработан проект «Что мы едим?» о полезных и неполезных продуктах для детей старшего дошкольного возраста. Выполняя этот проект, дошкольники с помощью своих родителей и воспитателей выращивали продукты на даче и в детском саду на подоконнике, собирали в лесу и покупали в магазине. Эти продукты они проверяли на содержание нитратов и пришли к выводу, что чем дальше от города растут продукты и чем меньше их удобряют, тем меньше в них вредных веществ.
Еще ребята узнали, какие питательные вещества содержатся в продуктах и помогают их организму расти и развиваться. С помощью взрослых дети изготовили дидактические игры «Белки и углеводы», «Полезные и неполезные продукты», а также лэпбуки «Рациональное питание» и «Огород». Используя эти материалы, ребята вместе с воспитателями организовали мероприятия для детей разных возрастов, направленные на сохранение и укрепление культуры здорового питания.
В рамках календарно-тематического планирования в средней группе был проведен проект «Зимующие птицы – наши друзья», где итоговым продуктом стали кормушки, изготовленные детьми и родителями из разных материалов. Эти кормушки еще не один год помогали птицам в трудное и голодное для них зимнее время.
Проектная деятельность в дошкольных группах – один из самых эффективных методов в образовании и воспитании детей. Она развивает творческое мышление, инициативность, любознательность, познавательные способности, умение работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою деятельность, повышает самооценку детей. Применение проектной деятельности дает возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя.
Елена ШМАКОВА, Ольга КОЧЕТОВА, воспитатели школы №1551
Комментарии